Преступления, основанные на религиозной, этнической, расовой или сексуальной ненависти, относительно мало распространены в США. Однако этот вид преступного деяния считается одним из наиболее опасных, поскольку ненависть способна разрушить общество. Преступников, совершающих такого рода проступки, карают жестко.
В 1998 году Американская Психологическая Ассоциация опубликовала доклад о "преступлениях ненависти" ("Старый Враг в Современных Одеждах"). В нем делался следующий вывод: "Преступления ненависти" - это "преступления послания". Они отличаются от иных преступлений тем, что преступник обращается с посланием к членам определенной группы о том, что их присутствие нежелательно". Вероятно, наиболее удачно выразил суть американского законодательства Клайд Хэберман, обозреватель газеты New York Times: "Эти законы на самом деле наказывают преступные мысли, поскольку преступные акции - подстрекательство, избиение, вандализм, убийство - сами по себе противоречат закону".
В свою очередь, прославленный французский философ Жак Деррида пришел к выводу, что современные демократические сообщества остаются демократическими до тех пор, пока основываются на принципе "толерантного сосуществования".
То есть, до тех пор, пока "чувство гостеприимства" основано не просто на определении "другого" (с расовой, этнической, религиозной и пр. точек зрения), а на признании "другого" абсолютно и во всем равного "своим". Деррида напоминает, что несмотря на все различия, все люди - прежде всего члены одного общества, и должны иметь равные права и обязанности перед этим обществом.
Норберт Финч, автор книги "Национализм, Расизм и Ксенофобия в Германии и США", отмечает, что ни одна страна не свободна от подобных настроений, и противостоять им можно, лишь используя всю мощь государства и общества. Известно, что попустительство подобным деяниям приводит к возникновению "цепной реакции" - пренебрежение представителями меньшинств плавно перерастает в их дискриминацию и оскорбления, которые, в свою очередь, быстро переходят в стадию насилия.
Рассматривая подобные дела, судебные органы США исходят из двух посылок. Во-первых, они считают, что любые меньшинства имеют право вести тот образ жизни и придерживаться тех обычаев, которых считают нужным; поэтому они должны иметь возможность защищаться от предубеждений, бытующих среди представителей большинства. Во-вторых, большинство должно понимать, какие его действия заставляют страдать меньшинство. Однако неизвестно, позволяют ли законы, направленные на борьбу с преступлениями ненависти, создать подлинную гармонию в обществе или, наоборот, они способствуют его разделению. Дело в том, что научные исследования, посвященные этой проблеме начали проводить относительно недавно.
По данным Министерства Юстиции США, "преступления ненависти" в большей степени, чем любой другой вид преступлений, провоцирует конфликты, общественные волнения и даже бунты. "Преступления ненависти" также существенно ухудшают бизнес-климат в данной местности или населенном пункте, что негативно отражается на всех их жителях.
Сам термин "преступление ненависти" появился лишь два десятилетия назад. В 1985 году правоведы Джеймс Джейкобс и Кимберли Поттер опубликовали книгу "Преступления Ненависти: Уголовное Законодательство и Личностная Политика", в которой доказывали, что необходимо ввести в официальный обиход новый термин и использовать его в качестве отдельной графы в статистике преступности. Идея Джейкобса и Поттера упала на благодатную почву - новый термин был мгновенно подхвачен прессой и многочисленными правозащитными организациями. С конца 1980-х годов правоохранительные органы США начали использовать этот термин в официальных документах. В 1992 году ФБР впервые опубликовало ежегодник "Статистика Преступлений Ненависти", в котором свело воедино информацию по подобным преступлениям, собранную различными правоохранительными органами США. В 1999 году Сенат США принял особый "Закон о Предупреждении Преступлений Ненависти", согласно которому все подобные преступления автоматически переходят под федеральную юрисдикцию, так как представляют особую угрозу США (в США существует несколько уровней юрисдикции - к примеру, юрисдикция графства, штата и пр.). Однако местные органы власти передают эти дела федеральным органам на добровольной основе.
Несмотря на то, что суть подобного преступления понятна всем, в США не существует четкого определения этого явления. В результате этого, законодательство различных штатов по-разному трактует его. К примеру, в 21 штате "преступлениями ненависти" считаются и преступления, совершенные в отношении инвалидов и психически больных людей. В 22-ух штатах - преступления, совершенные против лиц, обладающих нетрадиционной сексуальной ориентацией. В трех штатах и Федеральном Округе Колумбия (включает столицу США - город Вашингтон) к "преступлениям ненависти" относят преступления, совершенные по политическим причинам - к примеру, избиение человека, поддерживающего иную политическую партию. Любопытно, что Джейкобс и Поттер при переиздании прославившей их книги в 1998 году отметили "размытость" этого термина. Они провели пример чернокожего, который был осужден за "преступление ненависти" после того, как ограбил белую семейную пару. Грабитель на суде утверждал, что выбрал себе жертв, потому что "белые богаче черных".
По подсчетам исследовательского центра Southern Poverty Law Center, каждый час в США кто-либо совершает "преступление ненависти", а каждый день восемь чернокожих, трое белых, трое гомосексуалистов, трое евреев и один латиноамериканец становятся жертвами подобных преступлений.
По данным ФБР в 2004 году (последние доступные данные) в США было зарегистрировано 7 649 криминальных инцидентов, которые были мотивированы ненавистью к расе, религии, физическим недостаткам, национальности или сексуальной ориентации. В ходе их пострадало 9.5 тыс. человек. Виновниками этих преступлений были 7.1 тыс. человек.
Однако статистика показывает, что в США "преступления ненависти" совершаются нечасто. Подавляющее большинство их являются актами вандализма и запугивания. Убийства и жестокие избиения на подобной почве в США происходят крайне редко. Многолетняя статистика ФБР показывает, что примерно 30% "преступлений ненависти" совершается против собственности (например, это нанесение свастики на стену синагоги или поджог), а 70% - против конкретных людей.
Впрочем, организации, представляющие интересы меньшинств, часто утверждают, что официальная статистика не учитывает всех совершенных преступлений, и реальная картина намного хуже. Дело в том, что жертвы подобных преступлений по разным причинам иногда отказываются сообщать о происшедшем правоохранительным органам (к примеру, по данным исследования, проведенного Калифорнийским Университетом, лишь треть пострадавших гомосексуалистов и лесбиянок обращаются за помощью к органам правопорядка ).
Любопытно, что по данным Дональда Грина, политолога из Йельского Университета, на частоту и жестокость "преступлений ненависти" не оказывают практически никакого влияния экономические условия. Однако "преступления ненависти" становятся более частыми тогда, когда в этнически гомогенных районах (городах, анклавах) впервые появляются представители меньшинств. Чем быстрее происходят подобные изменения, тем больше совершается преступлений, причем уровень жестокости непропорционально возрастает. Грин считает, что "преступления ненависти" становятся реакцией на социальные изменения в обществе - представителей меньшинств обвиняют в покушении на местные традиции и обычаи.
ЧТО ТАКОЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕНАВИСТИ"
Преступлением ненависти является нанесение физического ущерба, эмоционального оскорбления или причинение имущественного вреда, полностью или частично мотивированные такими характеристиками жертвы, как раса, национальность, религиозная принадлежность, сексуальная ориентация, физическая или умственная неполноценность.
Однако существуют методологические трудности выявления такого рода мотивировки преступника, поскольку жертвы и других преступлений обязательно обладают, по крайней мере, некоторыми из названных характеристик.
Преступление ненависти может быть идентифицировано с помощью следующей методики, предложенной Дональдом Алтшиллером в исследовании "Преступление Ненависти":
- Известна ли мотивировка преступника?
- Относятся ли жертва и преступник к разным расовым, религиозным, национальным группам или имеют различные сексуальные ориентации? Стал ли человек жертвой по причине его физической или умственной неполноценности?
- Были ли выказаны преступником какие-либо предубеждения относительно расы, национальности, религиозной принадлежности, сексуальной ориентации, физической или умственной неполноценности жертвы?
- Присутствовали ли какие-либо оскорбительные символы, слова или действия, которые позволяют отнести преступника к "группам ненависти"?
- Восприняла ли жертва действия преступника как проявление каких-либо предубеждений?
- Произошло ли преступление в день, значимый для группы, к которой принадлежит жертва или преступник?
- Каков демографический состав населения в местности, где произошло преступление - не оказалась ли жертва в районе, где преобладает население, принадлежащее к группе, отличной от группы принадлежности жертвы?
- Ясны ли другие мотивы преступления?
- Могло бы произойти это преступление, если бы преступник и жертва принадлежали к одной расовой, религиозной, национальной группам, к одной сексуальной ориентации и т.д.?
АДЕПТЫ НЕНАВИСТИ
В 2005 году в США было отмечено существование 803 групп и организаций, проповедующих ненависть. В 2004 году их насчитывалось 762. По сравнению с уровнем 2000 года, количество подобных структур увеличилось на треть.
Распространение Интернета дало "группам ненависти" новый инструмент: в 2005 году в Сети функционировало 524 пропагандистских сайта подобной направленности, что на 12% больше, чем в 2004 году (все данные исследовательского центра Southern Poverty Law Center). Для сравнения, в 1997 году таких сайтов было 163, в 1998 году - 254.
Члены организованных "групп ненависти" (таких, как скинхеды) в США совершают не более 5-7% преступлений такого рода. По данным исследований, проведенных Северо-Западным Университетом в конце 1990-х годов, типичный преступник такого рода - малообразованный и часто безработный молодой человек, часто находящийся под влиянием алкоголя и\или наркотиков, в прошлом имевший проблемы с законом.
Однако такого рода люди считают себя носителями некоей высшей идеи, например, они считают, что призваны очистить землю (или страну) от представителей определенной группы - например, гомосексуалистов. Эти люди, чаще всего, являются "волками-одиночками", достаточно редко они имеют небольшие группы сообщников. Однако, примерно в 90-95% случаев, одиночка, совершивший "преступление ненависти", имел определенный опыт идеологической обработки. При обысках у подобных преступников находят соответствующую литературу, они часто посещают сайты и форумы подобной направленности, слушают соответствующую музыку и пр. - таким образом, "группы ненависти" удобряют почву, на которой расцветают "цветы зла".
Исследовательская организация Political Research Associates пришла к выводу, что подобные структуры все реже занимаются легитимной политической деятельностью и все чаще разрабатывают планы насильственных акций. В США гарантия свободы слова, предусмотренная в Конституции страны, позволяет распространять нацистские, расистские и антисемитские и т.п. взгляды. По этой причине правоохранительным органам удается бороться с подобными группами только тогда, когда они совершают реальные преступления.
"Группы ненависти" предпринимают шаги, которые делают их героями публикаций прессы. При этом они достаточно часто формально не нарушают законы. К примеру, организация Национал-Социалистическое Движение периодически пытается провести марш через районы, населенные, большей частью, чернокожими. Потенциально подобные действия способны вызвать массовые беспорядки, поскольку эта организация пропагандирует ненависть к афроамериканцам. В 2004-2005-е годы несколько мелких групп провели беспрецедентную кампанию по раздаче школьникам 100 тыс. компакт-дисков с записями музыкальных групп экстремистской направленности. Группа Westboro Baptist Church, исповедующая ненависть к гомосексуалистам, пошла еще дальше - она организовала несколько пикетов на похоронах американских военнослужащих, декларируя, что Господь наказывает США за терпимость к гомосексуалистам.
"Группы ненависти" весьма разнообразны, они исповедуют различные "символы веры". Однако их отличают общие признаки. Во-первых, они стремятся ограничить права определенных групп населения. Во-вторых, они стремятся разделить общество на основе расовых, этнических, религиозных и пр. критериев. В-третьих, они убеждены в существовании заговоров. В-четвертых, они стремятся подавить любое сопротивление. В-пятых, они всегда настроены антиправительственно и фундаменталистски.
Неонацисты. На сегодняшний момент в США действуют примерно 150 неонацистских группировок. Приверженцы неонацистских групп, в основном сосредоточенные в "белых штатах" юга и центральной части США, верят в победу национал-социализма германского образца и убеждены, что эта идеология распространится на глобальном уровне, чего не смог добиться Адольф Гитлер. В целом, американские неонацисты повторяют постулаты Гитлера, концентрируясь на превосходстве белой расы над всеми другими. Американские неонацисты убеждены, что во всех проблемах современного общества виноваты евреи, однако значительно большую ненависть ныне у них вызывают чернокожие и латиноамериканцы. По утверждению "белых сепаратистов", правительство США контролируется конспиративными интригами не-белых и евреев. В унисон с ними неонацисты стремятся устранить от власти "американское правительство сионистской оккупации" как насильственными, так и мирными методами. Наиболее мощные структуры на сегодняшний день - "Национальный Альянс", "Национальное Социалистическое Движение", "Белая Революция" и "Общество Арийского Ренессанса". В последние годы резко уменьшилась популярность одной из старейших группировок этого рода - "Арийские Нации".
Скинхеды. Идеология весьма запутанна и аморфна. Как правило, скинхеды ненавидят чернокожих, азиатов, евреев и\или арабов, католиков, мусульман, латиноамериканцев и т.п. Ныне насчитывается около 50-ти групп. Как правило, они плохо организованы и склонны к быстрому распаду. Периодически одни группировки объединяются против других, или заключают союзы против конкурирующих экстремистских группировок, имеющих иную идеологию. В 2005 году полтора десятка таких группировок сформировали "политическое крыло" - "Национальный Альянс". Скинхеды преуспевают в создании звукозаписывающих компаний, которые записывают и распространяют музыкальные записи, содержащие экстремистские призывы.
Ку-Клукс-Клан. Одна из старейших группировок такого рода. Была сформирована офицерами разгромленной армии Конфедерации США после окончания Гражданской войны, в 1866 году. Исповедует идеи расового превосходства, антисемитизма, периодически - антикатолицизма и антиглобализма. "Первый Ку-Клукс-Клан" был полностью разгромлен властями США в конце 19 века. На его обломках в 1915 году возник "Второй Ку-Клукс-Клан", который достиг пика влияния к середине 1930-х годов. Обе этих группировки и примыкавшие к ним структуры постоянно совершали преступления, в том числе и убийства. Ныне численность "клансменов" невелика - она не превышает 2-3 тыс. человек, а их активность резко снизилась.
На сегодняшний день насчитывается примерно 180 группировок. Крупнейшие из них - "Имперские Кланы Америки" и "Братство Кланов". Набирают популярность Объединенные Северные и Южные Рыцари Ку-Коукс- Клана, "Таинственные Рыцари" и "Братство Рыцарей". Практически исчезли с политического ландшафта некогда могущественные "Рыцари Ориона" и "Американские Рыцари".
Нео-конфедераты. Движение, близкое по своей идеологии к Ку-Клукс-Клану, выступает за создание "белой Америки" - либо в виде анклавов, населенных исключительно белыми протестантами, либо с помощью отделения от США и создания независимого государства. Ныне крупнейшими структурами такого рода являются "Лига Юга" и "Конфедеративный Альянс". Численность этих и подобных организаций не превышает 8-9 тыс. человек.
Черные сепаратисты. Их идеология - весьма сложное переплетение расовых, исторических и религиозных мифов, политические цели также туманны. Обычно эти группировки отстаивают чистоту черной расы и критикуют межрасовые браки. Они являются противниками интеграции в современное общество и пытаются создать отдельные властные институты для афроамериканцев (некоторые группы декларируют необходимость создания "черного" государства на территории США). Их члены исповедуют ненависть к белым и евреям, в ряде случаев - к азиатам. В некоторых случаях эти группировки доказывают, что именно чернокожие, а не евреи, были "избранным народом", а Мухаммед был также чернокожим.
В общей сложности, в США действует более 100 подобных групп. Крупнейшие из них "Нация Ислама" (старейшая группа, созданная в середине 1930-х годов) и Партия Новых Черных Пантер (изначально организация "Черных Пантер" была создана в середине 1960-х годов как группа самообороны. Впоследствии провела несколько акций, которые власти сочли террористическими, и была разгромлена. В нынешнем, более умеренном виде, существует с начала 1990-х годов).
"Христианская Идентичность". Религиозные группировки, которые объединены одной идеей - что белые, а не евреи, являются избранным Богом народом. Евреи считаются пособниками Сатаны, а иные расы - буквально - "народами грязи". Второе пришествие состоится лишь тогда, когда Земля будет очищена от евреев и других "сатанистов". Это весьма старинное идеологическое направление, сформировавшееся в Великобритании еще в 19 веке и, с некоторыми добавлениями и исключениями, дожившее до наших дней. Ныне функционирует примерно 35 подобных групп. Централизованной структуры они не имеют.
"Коктейль". Примерно 170 "групп ненависти" трудно отнести к какой-либо идеологической ветви. Среди них есть различного рода неоязычники, белые супрематисты (сторонники чистоты белой расы), религиозные структуры, представляющие различные религии, и пр. Их объединяет лишь одно - ненависть.
ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ БОРОТЬСЯ С КСЕНОФОБИЕЙ
Общественная организация "Обучение Толерантности" распространяет памятку для всех людей, которых возмущает ненависть к людям с иным цветом кожи, иной национальности, религии, сексуальной ориентации и пр.
Способ 1. Действуйте!
Делайте что-нибудь. Во время преследований агрессоры и жертвы воспринимают молчание общества как скрытое одобрение подобных действий. Ксенофобия процветает лишь тогда, когда люди ничего не делают, чтобы ее остановить.
Действия "групп ненависти" часто вызывают две реакции - апатию ("это изолированный инцидент") или страх ("с этим невозможно бороться"). Если по соседству действуют люди, пропагандирующие ненависть, Вы обязаны действовать по следующим причинам. Ненависть - это открытая атака на толерантность и правила хорошего тона. Ненависть необходимо останавливать добрыми делами. Ненависть - это атака на Вашу деревню, район, город. "Группы ненависти", прикрывающиеся "патриотической риторикой" стремятся разделить нас. Их взгляды фундаментально антидемократические. Подлинные патриоты сражаются с ненавистью. Сидение дома никоим образом не поможет этой борьбе. Ненависть необходимо подавлять в зародыше.
Способ 2. Объединяйтесь!
Позвоните друзьям и сослуживцам. Организуйте союзы с церквями, школами, клубами, общественными организациями. Подключайте средства массовой информации, полицию, детей. Вовлекайте всех, предлагайте и обсуждайте любые идеи, чтобы каждый был вовлечен в эту борьбу. Вы можете остановить и изолировать группы, пропагандирующие ксенофобию. Вы можете воспитать детей и взрослых. Вам может казаться, что ненависть волнует только Вас - на самом деле это не так. Вы будете поражены, сколько у Вас появится союзников.
Способ 3. Поддерживайте жертв.
Жертвы "преступлений ненависти" особенно уязвимы - они чувствуют страх, беспомощность и одиночество. Их атакуют только за то, что они есть - за их цвет кожи, национальность, сексуальную ориентацию. Молчание усугубляет их изоляцию.
Если Вы стали жертвой - сообщите обо всех деталях инцидента и обратитесь за помощью. Если Вы узнали о Вашем соседе, ставшем жертвой "преступления ненависти" - продемонстрируйте, что сочувствуете ему и поддерживаете его. Дайте жертвам возможность понять, что они не одиноки. Могут помочь даже самые простые знаки внимания - телефонный звонок, письмо...
Способ 4. Делайте домашнюю работу.
Вы должны знать "группы ненависти". Их необходимо идентифицировать, понять их символику и программу. Чтобы правильно реагировать Вам необходима точная информация и знание предмета.
Способ 5. Предлагайте альтернативу.
Ненависть не запрещена законом. Ксенофобы имеют право проводить мирные демонстрации. Ваши усилия должны быть сосредоточены на организации акций, которые пропагандируют терпимость.
Способ 6. Не участвуйте в митингах и демонстрациях, пропагандирующих ненависть.
Понятно, что Вы хотите физически выразить свое неприятие подобных идей. Однако любое насилие играет на руку лишь "группам ненависти".
Способ 7. Говорите!
Ксенофобия должна быть объяснена и осуждена. Помогайте журналистам искать информацию. Спорьте с представителями "групп ненависти" на открытых форумах и в Интернете. Стремитесь доказать, что ненависть разрушает, а единство - помогает миру и процветанию.
Способ 8. Обращайтесь к лидерам.
Чиновники и политики могут стать Вашими важными союзниками в борьбе с ксенофобией. Однако некоторые из них вынуждены будут преодолеть свои собственные предубеждения. Если известные и уважаемые люди выступают в поддержку жертв "преступлений ненависти", то жертвы не чувствуют себя брошенными обществом, члены общества ощущают себя в безопасности, а пространство, необходимое для действий и диалога, расширяется. Молчание лидеров создает вакуум, в котором распространяются слухи, жертвы чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, наоборот, думают, что их поддерживают власти.
Способ 9. Смотрите вперед.
Пропагандируйте терпимость и боритесь с предубеждениями до тех пор, пока произошло преступление. Ненависть не приходит со стороны, она взращивается рядом с Вами. Она приобретает силу в обществах, граждане которых бессильны и безголосы, где различия - причина страха, а не предмет для гордости. Главное средство борьбы с ненавистью - воспитание людей, которое начинается с самого себя.
Способ 10. Учитесь толерантности.
Предубеждения появляются в детском возрасте. В трехлетнем возрасте малыш уже понимает различия в цвете кожи и может гордиться или страдать от этого. В 12 лет подросток приобретает стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах. Поскольку стереотипы оправдывают и обосновывают ненависть, большинство преступлений совершаются молодыми людьми, не достигшими 20-ти летнего возраста. Поэтому обучение терпимости должно начинаться с самого раннего детства.
Толерантность - это личное решение. Она приходит в результате обучения и принятия принципа, что все люди полезны и равны. Мы все выросли, приобретя определенные предрассудки. Поэтому все начинается с Вас. Вы можете проанализировать свою речь и поступки. Насколько часто Вы называете других "провинциалами" или "черными"? Рассказываете ли Вы анекдоты про гомосексуалистов? Насколько широк Ваш круг общения? Сколько представителей меньшинств живет, работает, учится рядом с Вами? Сколько таких детей в школе, где учится Ваш ребенок? Имеете ли Вы мужество попросить своих друзей не рассказывать расистских, сексистских, гомофобных анекдотов в Вашем присутствии? Пытаетесь ли Вы получить информацию об иных культурах? Пробовали ли Вы выслушать людей, к которым относитесь с предубеждением?
И последний вопрос: Вы сами когда-либо чувствовали себя представителем меньшинства?
КОРНИ "ЦВЕТОВ ЗЛА"
Несмотря на то, что США часто называют "нацией иммигрантов", в американской культуре всегда присутствовало недоверие к пришельцам, а борьба за сохранение национальной и культурной идентичности проявлялась и в форме, которую сегодня можно назвать "преступлением ненависти". Попытки понять скрытые причины возникновения этого явления начали предпринимать лишь в 1950-е годы.
К примеру, в 1840-е годы проблемы возникли у иммигрантов-ирландцев (католиков), которых неприязненно встретили американские протестанты. В середине 19 века в США даже возникла Американская Партия, которая выступала за "разделение" иммигрантов и коренных американцев.
Однако чувство страха и ненависти к иностранцам особенно обострялось в периоды кризисов и войн. В 1917 году, после вступления США в Первую Мировую войну, объектом ненависти стали германские иммигранты. В апреле 1918 года в штате Иллинойс толпа линчевала американца, родившегося в Германии. Несколько подобных попыток были пресечены полицией. Антигерманские настроения стали особенно сильны в 1941 году, когда США вновь вступили в войну с Германией. Гораздо большие масштабы в США получили антикитайские, а впоследствии и антияпонские настроения. После внезапного нападения японских военных самолетов на Перл-Харбор в декабре 1941 года в США началась антияпонская истерия. Она была особенно сильна на тихоокеанском побережье США, где проживало много японцев. Там были отмечены многочисленные нападения на японские магазины и дома. В 1950-е годы с началом "холодной войны" с СССР в США началась "охота на ведьм". Сенатор Джозеф МакКарти преследовал людей, которых можно было заподозрить в симпатиях к коммунизму. В 2001 году, после террористических атак 11 сентября, в США на некоторое время усилились антиарабские и антиисламские настроения.
Аналогичные процессы проходили и происходят практически во всех остальных странах мира, что доказывает, что подобные чувства присущи, вероятно, всему человечеству. После Второй Мировой войны, в ходе которой германские и японские агрессоры продемонстрировали ужасающие образцы жестокости, в США были начаты исследования, авторы которых пытались ответить на простой вопрос: "Почему люди, сами по себе мирные и порядочные, начинают проявлять жестокость?". Классический опыт, наглядно доказавший мощь влияния коллектива, в начале 1950-х годов провел Соломон Эш, профессор психологии Колледжа Свартмор.
Восьмерым подопытным было предложено сравнить длину линий, нарисованных черной тушью на белых карточках. Однако настоящим испытуемым был лишь один из них, остальные были подставными лицами, которые убеждали, что разные по длине линии, на самом деле являются одинаковыми. В результате, испытуемый соглашался с ними. Эш сделал вывод, что человек испытывает серьезную нужду в подтверждении своих взглядов или решений даже в случае, если ситуация противоречит его убеждениям.
Ученик Эша Стэнли Милграм в 1961-1962-е годы провел серию опытов в Йельском Университете. За допущенные ошибки в ответах "учитель" мог наказывать "ученика" с помощью удара электрического тока, используя особую шкалу. Причем максимальным наказанием мог быть удар тока мощностью 450 вольт - этот разряд может стать смертельным. Роль "ученика" играл актер, а ток, на самом деле не подавался. 65% испытуемых "учителей" использовали смертельный разряд тока, несмотря на душераздирающие крики, мольбы и протесты "ученика". Главный вывод: большинство людей могут проявлять жестокость лишь потому, что кто-то приказал им сделать это.
Психологические эксперименты также подтвердили истину, наглядно проявившуюся во время Холокоста: жестокость намного легче проявлять к тем, кого можно считать "дурным человеком" или "не вполне человеком" - так "арийцы" уничтожали представителей "низших рас". Альберт Бандура, работавший в Стэнфордском Университете, продолжил этот эксперимент. Одну группу подопытных называли "чудесными людьми", другую - "животными", а третьей давали нейтральные характеристики. Как оказалось, мощные "удары" тока намного чаще доставались "животным", а "чудесные люди" их практически не получали.
В 1971 году в Стэнфорде был проведен еще один показательный опыт. Психолог Филипп Зимбардо разделил подопытных студентов на две группы - "заключенных" и "охранников". "Охранники" могли делать все, что угодно для того, чтобы поддерживать порядок. Уже в первый день опыта с заключенными стали обращаться крайне жестоко. Зимбардо остановил опыт на шестой день, когда степень жестокости достигла апогея, хотя изначально эксперимент был рассчитан на две недели. Главный вывод: человек способен быстро принять новые правила игры - никто из "охранников" не попытался остановить жестокости, и никто из них не попросил прекратить опыт. Зимбардо также сделал заключение, что жестокость и ненависть к ближним спрятана в каждом человеке - для того, чтобы проявить их, нет нужды ожидать приказа.
Ныне есть несколько психологических теорий, объясняющих причины "любви к ненависти". Некоторые считают, что садизм заложен в каждом человеке - некоторые отрицают это. Однако большинство американских психологов сходятся во мнении, что одно гнилое яблоко способно испортить всю корзину.
Еще один психологический вывод. Национальный Институт Психического Здоровья свел воедино результаты ряда исследований и пришел к выводу, что жертвы "преступлений ненависти" страдают больше, чем жертвы обычных преступлений. Они чаще испытывают чувства ярости, уязвимости, чаще переживают депрессии, испытывают проблемы в общении, хуже учатся и пр. Подобные симптомы проявляются спустя 4-5 лет после инцидента - жертвы "обычных" преступлений страдают от подобных проблем 1-2 года.