Любой человек, интересующийся группами влияния внутри РПЦ, общаясь с духовенством и воцерковленными мирянами, неизбежно столкнется с рассказом о существовании в Церкви "голубой мафии". Сторонники этой теории утверждают, что некоторые из епископов и священников являются гомосексуалистами и помогают своим партнерам и партнерам партнеров в продвижении по служебной лестнице, укрытии от разоблачения и т.п. Некоторые апологеты этой теории доходят до утверждений, что "голубые" стремятся захватить власть в Церкви {1 Челноков А Никодимов грех митрополита Н. // Совершенно секретно. 1998. 4.05; Гликин М. Голубое лобби в РПЦ // Сайт АПН. 1999-25.05; Бычков С. Кукольная болезнь владыки Епифанова. Борьба за Патриаршее наследие в разгаре // Московский комсомолец. 2002. 24.12.}. Последнее их публичное выступление на эту тему датируется декабрем 2003 г. {2 - См.: Душенов К и др. Князья Содома...}
Проблема гомосексуализма и близкая к ней проблема педофилии характерны для многих христианских конфессий, особенно тех, которые требуют от своих священнослужителей отречения от полового влечения путем принятия монашества или целибата. Недаром во время недавнего (2002- 2003 гг.) мощного педофильского скандала вокруг духовенства католических епархий США РПЦ, несмотря на серьезный конфликт с Ватиканом, отказалась обсуждать эту выигрышную для себя тему и в церковных, и в светских СМИ. Сама Церковь утверждает, что "вовлеченные в них [гомосексуальные отношения] люди не имеют права состоять в церковном клире" {3 Параграф 12.9. "Основ социальной концепции РПЦ" // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. С. 234.}.
Вопрос, что делать с подобными обвинениями, не нов для Церкви. Даже в относительно спокойные периоды ее истории сексуальные скандалы не были уникальным явлением. Например, некоторую известность получило дело митрополита Тамбовского Антония (Кротевича), обвиненного в 1967 г. своими противниками (архиепископами Алексием (Коноплевым) и Киприаном (Зерновым) в изнасиловании 13-летней девочки в 1959 г. Насколько известно, после 7-летнего расследования девушка, свидетельствовавшая против архиерея, была осуждена за клевету. В 1971 г. по обвинению в совращении несовершеннолетних был осужден игумен Дорофей в Архангельской епархии, который, по мнению его сторонников, стал жертвой финансово-хозяйственной интриги приходского уровня {4 Игумен Дорофей // Миссионерская газета Мурманской и Мончегорской епархии. Мурманск. 2003. Май.}.
При этом внутри Церкви существуют два подхода к этой проблеме. Основная масса воцерковленных являются гомо-фобами и уж тем более осуждают все, связанное с педофилией, хотя и не всегда доверяют даже довольно очевидным фактам. Само духовенство и часть мирян, состоящих в аппарате церковного управления (особенно на епархиальном уровне), осознают масштаб явления и потому, даже зная о конкретных фактах, считают все происходящее личным грехом того священника, который "занимается этим" {5 Самую последнюю, но достаточно характерную историю, опубликованную в православной газете, см.: Зорин А. Неприкасаемый. Содомские увлечения нижегородского протоиерея Валентина Сазанова и земные мытарства несчастной матери // Русь православная. 2003. Ноябрь - декабрь. № 77-78. Это детальный отчет о сожительстве влиятельного священника с 12-летним мальчиком и нежелании руководства епархии вникать в проблему (примечательно, что в правоохранительные органы верующая мать не обращалась)}. Принятие управленческих решений в отношении провинившихся на почве гомосексуализма или педофилии священников или епископов осуществляется только тогда, когда дело начинает приобретать нежелательную огласку, особенно в светской среде.
За последние десять лет как минимум семь епископов РГЩ были прямо обвинены в прессе в гомосексуализме {6 Архиепископы Истринский Арсений (Епифанов), Казанский Анастасий (Меткин) и Рижский Александр (Кудряшов), епископы Курильский Аркадий (Афонин), Корсунский Гурий (Шалимов), Екатеринбургский Никон (Миронов), Красногорский Савва (Волков). Из основных публикаций по теме см.: Бабасян Н. "Кто Ты? А я епископ!.." // Русская мысль. Париж. 1999. 29.04 (о епископе Никоне); Она же. "Богомерзкая" тема // Газета.Ru. 1999. 19.07 (о епископах Аркадии и Никоне); Она же. Домогательства... по состоянию здоровья? // Русская мысль. Париж. 1999.10.06 (о епископе Гурии); Она же. "Голубые" епископы возвращаются // Сайт "Deadline". 2000. 17.01 (о епископе Аркадии); Идиатулпин Ш. Архиепископа полоснули ножом // Коммерсанть. 1998.9.12 (о архиепископе Анастасии); (Лампси А Болевые точки РПЦ // НГ-Религии. 2001. 27.07 (о епископах Аркадии и Савве);Лункин Р. Новое назначение епископа Аркадия (Афонина) вновь провоцирует дискуссию о его гомосексуальных наклонностях // Keston News Service. 2000. 28.01 j Скобейда У. Содомский грех епископа Никона. Глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии соблазнял послушников и устраивал гомосексуальные оргии в монастырях // Комсомольская правда. 1999- 7-14.05 (о епископе Никоне); Она же. Страшный суд-2. А поворотись-ка, сын мой! // Комсомольская правда. 1999.21.05 (о епископе Гурии). Еще трое архиереев-гомосексуалистов были прозрачно описаны без упоминания имен, см.: Челноков А Указ. соч.}, трое из них (епископы Аркадий (Афонин), Гурий (Шалимов), Никон (Миронов) вынуждены были после этих обвинений оставить свои посты.
Принципиально важной в этом отношении является серия публикаций журналиста С. Бычкова - ведущего религиозного раздела в популярной газете "Московский комсомолец". В 2002 г. он неоднократно обвинял в "любви к [несовершеннолетним] мальчикам", т.е. педофилии, являющейся в отличие от гомосексуализма уголовным преступлением, ближайшего помощника Патриарха - викария г. Москвы архиепископа Арсения (Епифанова), а также руководителя Синодальной комиссии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епископа Савву (Волкова) и главу Латвийской ПЦ архиепископа Александра (Кудряшова) {7 Бычков С. Грозовой Синод. Голубые несут потери // Московский комсомолец. 2001. 19.07; Он же. Кукольная болезнь владыки Епифанова...}. Тот факт, что упомянутые архиереи не подали в суд на автора статьи, обвинившего их в совершении уголовного преступления, является не чем иным, как признанием его правоты. Ведь епископ Гурий (Шалимов), посчитав, что автор статьи в газете "Комсомольская правда" оклеветал его, подал в суд и сумел добиться публикации опровержения {8 Хотя нет информации о том, что он подавал в суд на другие газеты, обвинявшие его в домогательствах по отношению к священнику.}. Другое дело, что, несмотря на опровержение, епископ Гурий в течение почти четырех лет находился "в отпуске", а выйдя из него, был послан управлять епархией не в Париж, где пребывал до своей отставки, а в Магадан.
Однако самым известным гомосексуальным скандалом в Церкви стал екатеринбургский. В начале 1999 г. священники, составлявшие прежде ближайшее окружение епископа Екатеринбургского Никона (Миронова), были отстранены от "хлебных" должностей и принуждены к выплате большой суммы епархиальных налогов. В ответ они выдали прессе и общественности большое количество компрометирующей информации о епископе. Наибольшей популярностью стали пользоваться рассказы не о богохульстве архиерея или избиениях им представителей властей, а об использовании семинаристов в качестве платных любовников и попытках изнасилования епископом рядовых священников. В результате кампании в прессе было даже возбуждено уголовное дело по заявлению одного из семинаристов, которое через несколько дней было закрыто. Несмотря на поддержку местных светских властей и нежелание МП расследовать дело, епископ Никон был вынужден подать заявление об отставке и был отправлен в ссылку в монастырь {9 В настоящее время он является настоятелем в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва)}.
Несомненно, что истории, попавшие в прессу, являются лишь верхушкой айсберга. В церковной среде мне приходилось слышать устные, но устойчивые обвинения в гомосексуализме, касающиеся еще не менее чем полутора десятка епископов, включая трех постоянных членов Священного Синода МП, трех постоянных членов Синода УПЦ МП и одного из руководителей Синодальных отделов МП. Как минимум один из ныне здравствующих епископов РПЦ был рукоположен уже после того, как на собрании духовенства епархии он подвергся "товарищескому суду" за вскрывшийся факт педофилии {10 Этот случай имел место в Ставропольской епархии в 1973 г. В рамках современной РПЦ также имеются прецеденты осуждения священников за педофилию. Например, большую известность в Уральском регионе получила история с осуждением в 2000 г. весьма влиятельного и богатого клирика Челябинской епархии игумена Севас-тиана (Жаткова), который, выйдя на свободу в 2002 г., примкнул к РПАЦ и стал там епископом. О начале этого скандала см.: ЗобковД., Галкин Г. В Челябинской епархии произошел крупный скандал... // Коммерсанта 1999. 28.10.}. Информанты в провинции рассказывают о достаточно распространенной, на их взгляд, практике полуофициальных визитов архиереев-гомосексуалистов друг к другу и об устраиваемых по этому поводу вместе со свитой оргиях.
Примечательно, что на этом фоне факт сожительства архиерея с женщиной воспринимается уже, скорее, как положительное явление. Главное, чтобы женщина не лезла в вопросы церковного управления. Наиболее известная история такого рода - существование гражданской жены и детей у бывшего главы Украинского экзархата митрополита Филарета (Денисенко), чье влияние на церковные дела было официально отмечено и стало публично обсуждаться только тогда, когда архиерей начал создавать в Украине независимую Церковь. Из современных архиереев РПЦ обвинение в сожительстве с женщиной публично предъявлялось архиепископу Алма-Атинскому (ныне Тульскому) Алексию (Кутепову) (1999 г., март, газета "Русь православная", реакции не было) и епископу Хустскому Мефодию (Петровцы), который в результате скандала был вынужден в 1998 г. уйти на покой.
Проверка обвинений в нарушении монашеских обетов не является задачей этой книги. Ограничусь констатацией того, что значительная часть епископата имеет устойчивые "голубые" репутации. Вместе с тем масштаб явления настолько значителен, что бессмысленно загонять его в рамки "конспирологической теории". Очевидно, что епископы и священники с "голубыми" репутациями есть в рядах всех внутрицерковных политико-административных групп. Это делает бессмысленным подсчет рядов "голубого лобби". О нем, как организованной силе, говорят в основном неофиты, желающие привести сложный процесс взаимодействия идейных и административных групп внутри Церкви к простой схеме противостояния "здоровых" и "больных" сил внутри РПЦ.
* * *
Существование группировок в епископате РПЦ - это реальность. Соблюдение внешних приличий требует сокрытия этого факта от постороннего взгляда, но не уменьшает накала кипящих страстей. Стареющая и подвергающаяся постоянной критике со стороны фундаменталистских организаций духовенства и мирян верхушка Церкви, связанная так или иначе с покойным митрополитом Никодимом (Ротовым), держит
оборону от молодых и не очень уверенных в себе провинциальных епископов - главным образом выходцев из ТСЛ, которые к тому же не имеют ярко выраженного лидера, могущего претендовать в перспективе хотя бы на место в Синоде.
Впрочем, молодость епископов-фундаменталистов не является залогом их будущей победы, хотя они, безусловно, влияют на курс всей Церкви. В ближайшие пять - семь лет постоянные члены Священного Синода и их ближайшие союзники будут вынуждены передать груз административных обязанностей в новые руки, но похоже, что смена им уже подготовлена.
Вполне вероятно, что новыми членами Синода станут нынешние архиереи, руководящие Синодальными отделами (например, архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Костромской Александр (Могилев), а также люди с опытом церковно-административной работы, но находящиеся ныне "в полуопале", в основном за грехи еще периода советской власти (митрополиты Ташкентский Владимир (Иким) и Астанайский Мефодий (Немцов). Здесь опыт церковно-административной деятельности, навыки "решений вопросов" с властями перевешивают былые прегрешения, принадлежность к несуществующим уже церковным группировкам и некоторое сочувствие фундаменталистским идеям.
Кроме того, вполне вероятно повышение некоторых руководителей крупных епархий (митрополит Краснодарский Исидор (Кириченко), епископ Ярославский Кирилл (Наконечный), архиепископ Ростовский Пантелеймон (Долганов), епископ Архангельский Тихон (Степанов), зарекомендовавших себя с хорошей стороны и не слишком заигравшихся в церковную политику.