Кажется, условия нашей жизни потихоньку приближаются к западным (во всяком случае, хотелось бы в это верить). А потому в какой-то момент становится интересно: как они там, на Западе, живут - геи, какие проблемы их волнуют?
Во многом это проблемы, которые кажутся нам не слишком актуальными или не до конца понятными. Лучше понять их - значит, лучше понять свой собственный завтрашний день. И начинать здесь нужно с проблемы, пожалуй, самой важной, живее всего обсуждаемой, - проблемы однополой семьи. Радикалы-экстремисты, утверждающие, что прочный союз двух людей - не более чем пережиток прошлого, всегда были в меньшинстве - хотя и в их позиции можно найти долю здравого смысла (почему, например, именно двух? а если кому-то хорошо втроем?). Так что вопрос не в том, нужны ли такие отношения геям, - в этом мало кто сомневается. Речь о том, как обеспечить таким союзам наилучшие условия жизни. Решение этого вопроса по большей части упирается в придание однополой семье официального статуса.
Сегодня приобрести такой статус могут геи и лесбиянки Дании, Швеции, Норвегии и Исландии - в этих странах система так называемого "регистрируемого партнерства" действует на общегосударственном уровне. Регистрируемое партнерство - это не совсем брак. У таких партнеров несколько меньше прав, чем у "настоящих" супругов - прежде всего в том, что касается усыновления и опеки. Но ведь борьба за свои права - дело постепенное: редко получаешь все сразу. Вот, например, в канадской провинции Британская Колумбия сначала появилось регистрируемое партнерство - без права усыновления и опеки. А потом, когда граждане чуть-чуть свыклись с этой системой, прокурор провинции внес в законодательное собрание протест: почему не разрешают однополым парам опекунство? Это противоречит принципу равных прав! Законодатели подумали, да и согласились. Теперь прокурор потихоньку готовит документы для того, чтобы уравнять права и в области усыновления... Зачем геям вся эта юридическая канитель? Оказывается, может пригодиться. Скажем, прожили двое мужчин около двадцати лет в одном доме; потом один из них умер - а он-то и был арендатором! Теперь домовладелец выселяет оставшегося, тот дошел до Верховного Суда (дело было в Англии) - а что сделаешь? Формально он - никто. Верховный Суд так и постановил: сделать ничего нельзя, а парламенту следует незамедлительно принять новый закон, чтобы человека не могли выбросить из дома только потому, в конечном счете, что он гей. Другой британский эпизод: некая дама устроилась работать на железную дорогу, которая предоставляет льготы членам семьи своих работников. Но дама оказалась лесбиянкой, и компания отказалась предоставить эти льготы ее многолетней подруге. Теперь дело слушается в Европейском суде по правам человека (кстати, интересы железнодорожной дамы защищает жена нынешнего британского премьер-министра - она известный адвокат). Если бы в Англии существовало регистрируемое партнерство - не возникли бы эти проблемы. Легко себе представить, что в нашей, мягко говоря, не слишком цивилизованной стране хоть какая-то правовая защита однополым парам очень бы не помешала. Взять хотя бы то же жилье: двое мужчин живут вместе, у одного крохотная однокомнатная квартира, у другого комната в большой коммуналке. Им съехаться практически невозможно: ведь "по паспорту" они друг другу никто, а создание новых коммуналок в Москве, например, запрещено (не говоря уже об однокомнатной квартире, в которую двух посторонних людей просто не пропишут). А что говорить о частых ситуациях, когда один из партнеров приехал из другого города или, не дай бог, из другой страны (Украины, например)? Но, может быть, самое главное - в другом. Любые длительные отношения неизбежно подвергаются испытанию на прочность. "Натуральные" семьи общество пытается поддерживать - не только юридически, но, прежде всего, в морально-психологическом смысле. Семейный образ жизни - это норма, образ которой внушают еще детям: так положено, так принято, так лучше, удобней и престижней. Всего этого у геев нет. Нет поддержки общественного мнения. Нет, как правило, положительных примеров: о семейном счастье мужчины и женщины говорит сплошь да рядом литература (особенно массовая), кино, просто известные люди, когда рассказывают о своей личной жизни, - а много ли мы знаем - из кино, из книг, откуда угодно - о семейном счастье двух мужчин? Кстати сказать, эта проблема есть и на Западе - о том, что нужно поддерживать семью, уже который год твердят ведущие гей-публицисты.
И вот как раз мощным средством такой морально-психологической поддержки является регистрация отношений - не просто сухая запись в некую книгу-реестр, а событие, праздник, ритуал, то, что запоминается надолго.
В июле всю мировую гей-прессу обошло сообщение о свадьбе геев в Ирландии. До официального признания однополых пар в этой католической стране еще далеко; собственно говоря, здесь прежде не бывало никаких геевских публичных акций. И вот двое юношей (одному 23 года, другому 21) решили не просто соединить свои судьбы, а поделиться своей радостью со всем миром. Сообщают, что церемония представляла собой что-то вроде свадебного шествия; женихи была наряжены в матросские костюмы, толпа "королев" и трансвеститов сопровождала их при входе в известный дублинский бар Kitchen, принадлежащий поп-группе U2.
Кто знает, легко ли сложится жизнь этих двух ирландских юношей. Но в одном можно быть уверенным: воспоминания об этом дне не раз помогут им в трудную минуту. Ясно и другое: для многих других геев этот маленький праздник стал образцом, помог осознать, что им хотелось бы, чтобы в их жизни тоже был такой счастливый день.
У нас в Москве опять не осталось ни одной живой гей-организации, а те, которые были, зачастую занимались бесплодными политическими спекуляциями вместо того, чтобы обратиться к реальным проблемам нашей с вами жизни. А ведь, казалось бы, какое было бы выигрышное дело - неформальные тематические свадьбы. Здесь можно пофантазировать вволю: какой-то паре захотелось бы отпраздновать событие на дискотеке или в гей-клубе, чтобы их радость разделили десятки других геев, молодые ребята побойчее, глядишь, устроили бы какую-нибудь акцию в парке или на пляже, а кто-то, наверно, просто собрал бы близких друзей у себя дома, - и, спору нет, все это можно сделать и так, частным порядком, но добавьте к этому определенным образом придуманный момент регистрации, какие-нибудь свидетельства, обмен кольцами, - и личный праздник приобретает новое, более объемное звучание: для тех, кто в нем участвует, он становится еще и притягательным ритуалом. Тут и другое: подобный жест со стороны гей-сообщества произвел бы, надо думать, немалый эффект в общественном мнении. Потому что у общественного мнения на одном полюсе - "семья", на другом - "разврат", и однополые отношения намертво скреплены с этим вторым полюсом. Переломить этот стереотип - было бы очень нелишне. Да и государству родному тоже не грех намекнуть: на отмене уголовного преследования мы успокаиваться не собираемся, хочется, чтобы не просто не сажали, а чтобы можно было жить по-человечески.
Все это, конечно, не так просто. Потому, например, что любая регистрация - это "засветка", а "светиться" в нашей замечательной стране боятся, и еще долго будут бояться. Но, как бы то ни было, если есть в сегодняшней ситуации серьезные дела, которые могли бы вдохнуть жизнь в дохлое российское гей-движение, - то это вот одно из них.