"А у нас Новый год..." - эта фразочка из рекламного ролика медленно проникла в анналы массового сознания в начале 2000-х годов. И произнесла ее Заза Наполи, одна из самых ярких звезд отечественной травести-культуры, блеск которой вышел за пределы клубных подмостков - в телеэфир: рекламу, видео, ток-шоу, телесериалы и кино. Заза - колоритное явление современной массовой культуры.
Заза Наполи - подружка по жизни замечательного актера Владима Казанцева, талант и творческое усердие которого превратили героиню пародийных вечеринок в далеком Улан-Удэ, где Казанцев учился в театральном институте, в профессиональную травести-диву, желанную гостью любого шоу - клубного, театрального, концертного... В 2001 году фурор произвело появление Зазы Наполи в эфире телеканала "TB6" - в программе "Субботняя лихорадка..." - эту программу придумал легендарный Игорь Григорьев, отец-основатель андрогинного глянца "ОМ". Однажды побывав в гостях у Григорьева, Заза сделалась постоянной участницей проекта. А в 2004 году Наполи стала примой телешоу "Сексуальная революция" на первом российском женском телевидении - "ТДК". Ушла Заза - шоу как праздник закончилось.
"...Все, что люди видят через призму объектива, настолько необъективно и преувеличено,что иногда обидно становится. Все артисты, которые появляются на телеэкране, такие же как и обычные люди. Ходят за картошкой, выносят мусор. Не забывайте, что Королевы тоже какают". Заза Наполи в интервью Gay.Ru, 2009 г.
Владим Казанцев родился в глубине России, на Алтае. С детства мальчишка знал, что превращать будни в праздник - его профессия. Вытаскивал во двор пластинки, проигрыватель, собирал приятелей и устраивал шоу для соседей. "Помните, - рассказывает Владим в интервью журналу "Квир", - были такие погремушки, которые на коляски прикрепляли? Так вот из них я делал бусы, а платья - из занавесок..."
Времена сценической бутафории давно позади. Сегодня гардероб Зазы Наполи - отдельное шоу и музей постсоветского клубного движения. И большинство нарядов создал для своей подруги собственными руками Владим Казанцев. С этими руками, тысячей целковых в кармане и парой нижнего белья он приехал в Москву в 1997 году. "Я стоял на Красной площади и думал, куда податься. Я оставил все, что у меня было, - престижную работу, бизнес. Но я верил в себя, свои силы и не распылялся на других..."
Из Улан-Удэ, где Владим Казанцев уже имел имя - вел шоу на телевидении, программу "Презент" на радио "Европа Плюс", шил костюмы для классических и современных постановок драматического театра, в Москву он явился скромной золушкой. Разумеется, за шитье в столице платили гораздо больше... Но в Улан-Удэ Казанцев был один такой замечательный, а в Москве - их тысячи, сотни тысяч...
Казанцев недолго довольствовался участью хорошего портного. Однажды с приятелем он оказался в гостях у травести Мулатки, работавшей на подмостках "Трех обезьян". Та предложила "попробовать"...
"Я на радостях купил на барахолке три каких-то безумных индийских платья, перешил их в одно, мне выделили какие-то туфли, они были ужасны, но и моего 44-го размера не нашли, а это был 41-й. Я феерично раскрасил лицо, макияж был жутким, но тогда я казался себе самым красивым на свете! Меня выпихнули на сцену. Я смешал все жанры, какие мог, - от кабаре до буффонады. По отзывам, "большего ужаса еще не было"! Но, как ни странно, меня пригласили на постоянную работу... А "более старшие коллеги", например, Лора Колли, поддержали: "Если поработать - может выйти толк!" Так Заза Наполи вспоминает подробности своего первого выхода на клубную сцену в интервью Интернет-проекту VolgaVolga.
Клубной примой Заза стала не сразу. Даже сценического псевдонима некоторое время не было. Выручил случай. Когда позвонили из клуба, чтобы узнать, какое имя наконец печатать на афишах, Казанцева дома не оказалось. Зато его приятели как раз смотрели искрометный гей-фильм "Клетка для пташек", главная героиня которой - "травести-истеричка" Заза Наполи. Так персонаж комедии шагнул с киноэкрана на клубную сцену "Трех обезьян".
Впрочем, после первого "смешения жанров" с выходом Зазы на сцену администраторы клуба повременили. Сначала Казанцева выпустили в зал гей-клуба "Центральная станция" в качестве официанта. Но поскольку Владим уже проявил те черты характера, которые делают встречи с Зазой незабываемыми, - блистал иронизмами, а главное, имел кучу друзей среди завсегдатаев "ЦС", работа не ладилась. Все хотели "похабалить" и расслабиться в устном жанре с неугомонной Зазой. Так что на карьере ресторанного гарсона и Зазе, и Владиму Казанцеву пришлось поставить жирную точку.
На сцену "Трех обезьян" и "ЦС" вновь вышла Заза Наполи. А в "...Обезьянах" конца 1990-х годов Заза стала безраздельной неповторимой хозяйкой понедельника. "У меня на протяжении трех месяцев не повторялись образы, платья, парики и бижутерия". Репутация восходящей звезды была заработана и активным участием Казанцева во многих просветительских проектах. Так, вместе с Сарой Айсберг Заза Наполи работала в первом клубном проекте по борьбе со СПИДом в 2002 году. Шоу-программа по мотивам оперы "Кармен", подготовленная общественным центром "Я+Я" в рамках гранта PSI, прошла по всем гей-клубам и барам столицы.
Встречают травести по платью, а провожают по уму. Таков секрет успеха в этом жанре. Сейчас в гардеробе Зазы Наполи более 200 концертных платьев. Это одновременно и целое состояние, и коллекция, на основе которой можно устроить не один модный показ. Так что овации на выходе Зазе всегда обеспечены, а вот овации под занавес зарабатываются умом. Успех Наполи как травести был связан не только с внешним блистательным антуражем и умением синхронно открывать рот под разноязычный попсовый музыкальный материал. Наполи - одна из немногих звезд, овладевших разговорным жанром и искусством заранее подготовленной импровизации. В гей-тусовке реплики Зазы любят цитировать, ее номера и находки беззастенчиво используют десятки эпигонов. Приметой заслуженной славы стали двойники Наполи и ее театра "Райские птицы". С самозванцами, посягающими на репутацию, заработанную годами усилий, и Заза, и Владим Казанцев ведут решительную борьбу...
В конце 1990-х годов четверо парней, работавших в жанре травести, решили объединиться. Так появилось шоу "Райские птицы", в состав которого вошли Сильвана Бомбанини (Андрей Морозов), Аладора Беранже (Андрей Цымбалов), Гертруда (Геннадий Антонюк) - в народе и среди близких друзей Геля, а также Заза Наполи, или ласково для самых верных поклонников - Зина. "Райские птицы" собрали сливки клубных травести своего времени. И первым, кто поддержал коллектив, был всемирно известный кутюрье Валентин Юдашкин. В кабинете Юдашкина состоялась памятная встреча - решили работать вместе, обсудили планы первых гастрольных поездок. Знаменитый модельер подарил артистам несколько платьев, помогал заниматься дизайном и созданием гардероба "пташек".
Объединившись в рамках травести-театра "Райские птицы", ребята сделали большой шаг в развитии своего шоу, которое может быть представлено не только на клубных сценах, но и как концертный проект. Активная гастрольная деятельность "Райских птиц" началась в конце 1990-х годов. С концертной программой Заза Наполи объехала все крупные города России, собирая аншлаги на главных концертных площадках.
Вслед за российскими гастролями последовали поездки в Прибалтийские государства, Турцию, Арабские Эмираты, Голландию, Таиланд, Израиль. Усилиями Зазы Наполи и шоу "Райские птицы", неформальным лидером которого Владим Казанцев остается вот уже несколько лет, жанр травести вышел далеко за пределы гей-клубов. С начала 2000-х Заза желанный гость в лучших развлекательных заведениях столицы - от казино до кабаре - и российской провинции. "Гей-сообщество, - говорит Владим Казанцев, - даже возмущается, что Зазы Наполи в гей-заведениях не видно. Но Зазе интересно выступать для разной публики..." "Где только не выступаем - в клубах, на свадьбах, в казино, куда приходят крепкие молодцы с бритыми затылками, на правительственных дачах..."
Вот так с подмостков гей-клуба "Три обезьяны" разлетелись "райские птички" по всей стране. Жанр, который обрел своего зрителя и поклонника во многом благодаря высокому профессионализму Владима Казанцева и Зазе Наполи, королеве "Райских птиц", занял ведущее место в клубной жизни постсоветской России.
Многие золотые мечты Зазы Наполи уже сбылись - она спела дуэтом с Аллой Пугачевой, первая из клубных травести-див вышла в телеэфир... Впрочем, есть еще одна мечта - это шоу с поющей Зазой Наполи. Шикарный зал, человек на 50, - словно в Москву переехало парижское "Лидо", а то и "Мулен-Руж". Гаснет свет, на мгновение затихает зал, с выстрелом бутылки шампанского раздается первый аккорд, и на сцене появляется блистательная Заза. Впрочем, это не мечты, а проекты, на которые просто не хватает времени, - ведь концертный график расписан на месяц вперед. Так что все возможно, потому что Москва - "это город без потолка". Эта возможность невероятного творческого взлета когда-то и привела сюда Владима Казанцева.