Русского путешественника и исследователя Новой Гвинеи Николая Миклухо-Маклая (1846 -1888) папуасы называли "луннокожим человеком" - "тамо каараам" - то есть человеком со светлой кожей... Сам Маклай расшифровывал их обращение к себе как "каарам тамо" - то есть "человек с Луны". И хотя книга Василия Розанова "Люди лунного света" - взгляд на гомосексуальность сквозь христианство - будет написана лишь спустя несколько десятилетий, это совпадение весьма символично. Необычным человеком - не только по цвету кожи, но и по образу жизни, научным интересам и сексуальным предпочтениям - Николай Николаевич Миклухо-Маклай казался и своим белокожим современникам.
Николай Миклухо был средним сыном в семье инженер-капитана Николая Ильича Миклухо. Будущий путешественник родился в 1846 году в селе Рождественском неподалеку от города Боровичи Новгородской губернии. Отец его, как говорит Миклухо в своей биографии, происходил из дворян. Мать Николая, Екатерина Семеновна, в девичестве Беккер, дочь полковника Беккера, известного кампанией 1812 года в Низовском полку.
В одиннадцать лет Николай остался без отца, после этого семья переехала в Петербург. Николая отдали в гимназию, но слабый, болезненный мальчик не смог осилить ее... Миклухо вообще отличался "сравнительно слабым и нежным сложением", в жизни был довольно робким, редко заводил знакомства, все его внимание было подчинено одному - науке.
В Санкт-Петербургский университет Миклухо смог поступить только вольнослушателем... Но в феврале 1863 года был исключен из Императорского университета без права поступать в какие-либо другие университеты России. Точная причина изгнания Николая до сих пор не установлена, официальная формулировка гласила - "за нарушение правил вольнослушателей..." Впрочем, советские биографы Миклухо-Маклая уверяют, что он был замешан в революционной деятельности, даже подвергался аресту и сидел в Петропавловской крепости...
Чтобы продолжить образование, Миклухо вынужден ехать в Европу. Там он сначала поступил на философский факультет Гейдельбергского университета, в котором провел около двух лет. Потом учится на медицинском факультете Лейпцигского университета: особенно его интересует сравнительная антропология. Позже поиск различий в анатомии европейцев и папуасов станет главным направлением его научной работы.
В Лейпциге Николай Миклухо впервые добавляет к своей фамилии приставку "Маклай". Под этим именем - Маклай - он и будет более всего известен за границей: в Европе его знали как доктора Маклая, в Австралии - как барона Маклая. "Маклай" - это производное от малороссийского Миколай (Николай). Так некогда подписывался прадед Миклухо. В Лейпциге Миклухо-Маклай познакомился с другим бедным русским студентом князем Александром Мещерским, который учился в Иенском университете. Они подружились, Маклай продолжил образование в Иене. Они даже жили вместе... Всю оставшуюся жизнь, за исключением двенадцати лет путешествий, Маклай вел с Мещерским активную и очень откровенную переписку.
С Эрнстом Геккелем. 1866
В Иене в то время преподавал молодой, но довольно известный уже дарвинист Эрнст Геккель, который обратил внимание на способности Маклая и пригласил его принять участие в его экспедиции по обследованию губок на Канарских островах и Марокко в 1866 году. Экспедиция продлилась около пяти месяцев. Спустя три года Маклай отправляется к берегам Красного моря с целью зоологических изысканий. Он едет один - без служителей и помощников в начале лета, чтобы осенью возвратиться в Россию через Крым и Одессу. Ненадолго задерживается на нижней Волге, изучая строение хрящевых рыб...
Короткие сообщения о результатах его первых экспедиций все время отсутствия Маклая в России регулярно публикуются в российской периодике. То есть Маклай вернулся в страну уже довольно известным исследователем, к результатам работ которого с интересом и вниманием относились в Русском географическом обществе и Академии наук.
Он был избран членом совета Русского географического общества и на одном из его заседаний в конце 1869 года предложил организовать масштабную экспедицию в Тихий океан. Это предложение не нашло поддержки у председателя общества адмирала Литке. С точки зрения государственных интересов, поездка в столь отдаленный от российских берегов регион не представлялась интересной.
Однако у идеи Маклая нашлось много сторонников, и они устроили его личную встречу с Литке, которому пришлись по душе научные идеи и задор молодого ученого.
Целью планируемого путешествия на берега Новой Гвинеи стало исследование неизвестных и малонаселенных островов северо-восточного берега Новой Гвинеи, открытого всего лишь около сорока лет тому назад. Не получив финансовой поддержки со стороны Императора, Маклай получает возможность воспользоваться кругосветным плаванием корвета "Витязь", а также скромной суммой от Русского географического общества - 1200 рублей. Он также получил некоторую сумму от своих европейских друзей...
"В особенности был он осторожен в отношении к женщинам и никогда не искал случая сношения с ними...".
20 сентября 1871 года Маклай высадился на берег, куда еще никогда не ступала нога "луннокожего человека". За несколько дней матросы построили небольшую хижину, в которой Маклаю и его двум спутникам - шведу Ульсену и полинезийскому мальчику Бою - придется провести полтора года. Когда в декабре 1872 года к тому же берегу пристанет военный клипер "Изумруд", он возьмет на борт Маклая, едва живого Ульсена и его научную коллекцию. Бой умрет от последствий лихорадки...
Итак, в биографии Маклая впервые появился мальчик, сопровождавший его в экспедиции. И он будет не единственным юным слугой и воспитанником Маклая...
Один из первых биографов Миклухо-Маклая немецкий профессор О. Финш, который руководил германской колонизации Новой Гвинеи, отмечает, что "личность его внушала симпатию женщинам, но он сам предпочитал одиночество и не любил женского общества". Об этом откровенно говорила жена русского консула в Сиднее, в доме которого Миклухо-Маклай долгое время гостил. Финш лично знал Маклая. Они познакомились в 1881 году, отношения продолжились в 1884-1885 годах, когда Финш написал о Маклае небольшой биографический очерк на немецком языке - первый опыт биографии путешественника, опубликованный в Германии в 1888 году. Кстати, эта короткая биография оставалась единственной на протяжении почти 50 лет.
Одновременно Финш пишет, что внешность Маклая не была лишена привлекательности. "Над высоким лбом поднимались у него обильные кудри рыжевато-шатеновых волос, небольшие усы, коротко подстригаемые баки и борода окаймляли узкое, бледное лицо с прямым, правильным носом и большими глазами".
Восприятие Маклаем женщин подробно реконструировал по его переписке Лев Клейн в одном из очерков своей книги "Другая сторона светила" (2002). "К женщинам он относился с неприязнью и осуждением...", был довольно груб со своими поклонницами в письмах, внешне сохраняя облик "скучающего эгоиста".
Другое важное свидетельство об отношениях Маклая уже с папуасками оставил исследователь Новой Гвинеи д-р Гаген. Он собирал сведения о впечатлениях, оставшихся у туземцев о Миклухо-Маклае, по просьбе первого русского биографа Николая Николаевича Д.Н. Анучина. "В особенности был он осторожен в отношении к женщинам и никогда не искал случая сношения с ними...", - пишет Гаген.
"Длинноногие мальчики... могли воспринимать "прихоти" Маклая без сопротивления... потому что поглощение мальчиками мужской спермы (оральным способом или ананальным) было широко распространено среди папуасов и... считалось нормой на ряде островов" (Лев Клейн).
Находясь в своих экспедициях, Маклай упорно отвергал старания туземцев предоставить ему женщину, хотя те предпринимали подобные попытки неоднократно и были немало удивлены его отказом. Несколько таких историй неудавшихся "соблазнений" содержат дневники, которые вел Маклай во время своих путешествий.
Зато, например, сразу же после смерти Боя он предпримет попытку заполучить у папуасов подростка, предложив им в обмен несколько металлических предметов. Некоторое время Маклаем владела мысль взять с собой папуасского мальчика, чтобы воспитать его в Европе, но он так и не оправил ни одного своего мальчика-слугу в Большой свет...
Невозможность заполучить подростка у папуасов была связана с особым их отношением к своему потомству ("они боялись, что я захвачу ребенка"), но никак не с запретом на однополый секс. "Длинноногие мальчики... могли воспринимать "прихоти" Маклая без сопротивления... потому что поглощение мальчиками мужской спермы (оральным способом или ананальным) было широко распространено среди папуасов и... считалось нормой на ряде островов", - отмечает Лев Клейн. Он же высказывает мнение о том, что "Маклаю пришла в голову идея, что его сексуальные вкусы (они "сводились к педофилии") могут найти свободное удовлетворение на Востоке".
Особо отметим, что в рамках культуры, в которую погружался Маклай, такие отношения нельзя называть "педофилическими". Во всяком случае, их нельзя считать запретными, преступными или предрассудительными... Кстати, сам Маклай уделял в своих трудах и записках значительное внимание сексуальной жизни и обрядам папуасов, описывая разнообразные операции с вагиной и пенисом, которые выполняются для усиления сексуального удовольствия. Ученый также сделал множество зарисовок половых органов папуасских мужчин и подростков.
С папуасским мальчиком. 1870-е
Боя заменил мальчик-раб, которого Маклай попросил в подарок у султана Тидорского во время полугодичного плавания на "Изумруде". Султан предложил ему на выбор любого мальчика из лучших своих слуг-рабов. Маклай выбрал одиннадцатилетнего подростка Ахмата, типичная папуасская внешность которого запечатлена на нескольких рисунках путешественника. На клипере он пытался обучить его русскому языку, но гуманитарные эксперименты подобного рода Маклаю не очень удавались. Кстати, недостаток знаний в области теории языка сказался и при установлении контактов с папуасами во время первой экспедиции. Неумение связно осмыслить результаты исследований в монографическом плане стало причиной более чем полувекового "забвения" научных изысканий Маклая.
Вместе с Ахматом Маклай совершит два коротких путешествия по Малайскому полуострову. В новую экспедицию на другой берег Новой Гвинеи Миклухо-Маклай также "не предполагает взять никого, кроме своего двенадцатилетнего папуасского мальчика Ахмата". Но желанию не суждено было сбыться из-за внезапной лихорадки, с которой слег Ахмат.
Ахмат, судя по дневникам Маклая, не занимался почти никакой работой, так как оказался очень взбалмошным и ленивым. Вряд ли он подходил к роли слуги, но, тем не менее, Маклай делал все, чтобы не расстаться с Ахматом. Только угроза отмены новой экспедиции заставила его отказаться от услуг больного мальчика. Однако же в составленном в 1874 году завещании Миклухо-Маклай определяет в последнем пункте в случае своей смерти оставить Ахмату 1000 рублей серебром - огромная по тем временам сумма...
Четыре последних года своей жизни Маклай состоял в браке с Маргарет-Эммой Робертсон (она родила ему двух сыновей), дочерью бывшего премьер-министра Австралии, который оказывал поддержку экспедициям Миклухо-Маклая. Семья Робертсонов была против этого брака, который стоил Маргарет части наследства и некоторых имущественных прав, но свадьба все-таки состоялась, хотя едва не стала причиной дипломатического скандала. Отец Маргарет требовал от Александра III брака по протестантскому обряду. В ответ по историческому анекдоту император ответил: "Да пусть женится хоть по папуасскому обряду, лишь бы здесь глаза не мозолил".
И действительно, в России Маклай уже пользовался дурной известностью... Труды его, к слову, так и не были изданы при царском режиме. Зато едва ли не полностью опубликованы в первые годы советской власти (первый том его экспедиционных [не личных - уничтоженных] дневников вышел в 1928 году). Царь не благоволил к Маклаю. С одной стороны, потому, что тот немало взбудоражил общественность идеей создания независимого государства Папуасского Союза, которая могла обернуться крупным дипломатическим скандалом, а также "свободной" колонизацией одного из островов Меланезии - с этим предложением Миклухо-Маклай несколько раз обращался к Императору. С другой стороны, исследователь, по свидетельству Д. Н. Анучина, никогда не отличался хорошим ораторским мастерством. Его лекциями в России были разочарованы, а никаких значительных трудов о своих исследованиях он так и не создал. Впрочем, осталось огромное количество статей на нескольких языках и, конечно, дневников экспедиций.
Скончался Н. Н. Миклухо-Маклай в России 14 апреля 1888 года в клинике С. П. Боткина от опухоли мозга. Перед смертью он приказал жене сжечь все дневниковые рукописи, которые были написаны на непонятном ей русском наречии, а с остальными разобраться по своему усмотрению. С этими дневниками была предана огню и главная тайна интимной жизни Миклухо-Маклая, которая стала одной из причин уединения, а также стимулировала его научные и исследовательские интересы и стремление полностью погрузиться в ту культуру, где гомосексуальность не была запрещена. Эту тайну один из последних биографов Миклухо-Маклая и публикатор его парижских писем Борис Носик назвал "интимной, неожиданной и страшной".
Судьба великого русского путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая показывает, как иные интимные вкусы человека, отвергаемые обществом, способствуют появлению исторических репутаций, которые это общество позже ставит в пример и возводит на пьедестал.
ЧТО ПОЧИТАТЬ О МИКЛУХО-МАКЛАЕ- Анучин Д. Н. Н. Н. Миклухо-Маклай // Н. Н. Миклухо-Маклай. Путешествия. Т. I. М., 1923
- Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. Т. I - V. М.-Л., 1950
Возвращение "луннокожего человека" в Россию началось спустя полвека после его смерти. С конца 1920-х годов Миклухо-Маклай становится излюбленной фигурой советских историографов, героем многочисленных агитационных брошюр, книг, фильмов и даже мультфильмов. Быть может, во много благодаря "революционному прошлому" его матери и братьев и интересу к угнетенным колонизаторами народам.
По предложению Иосифа Сталина, именем Миклухо-Маклая назвали Институт этнографии Академии наук СССР, а к 1950 году было подготовлено наиболее полное собрание сочинений путешественника и исследователя в пяти томах.
Судьба Миклухо-Маклая стала предметом нескольких десятков биографий и художественных романов, последний из которых вышел в 2012 году. Но лишь в отдельных работах о Миклухо-Маклае содержатся робкие намеки на его "тайну".