Разумеется, самым интересным вариантом съемок в помещении является съемка в студии. Хотя, конечно, мало какой любитель может себе позволить такую роскошь. Современные студии, как правило, оборудуются импульсным светом. Это значит, что в качестве источника освещения используются специальные мощные вспышки, а для моделирования света - галогенные (иногда обычные) "пилотные" лампы (все это выполнено в одном блоке). Обычно мощность пилотной лампы делают пропорциональной мощности вспышки, и фотограф по свету пилотов может заранее оценить световой рисунок, даваемый одним или несколькими источниками. Источники могут запускаться как по синхрокабелю, так и путем использования световой "ловушки" (светосинхронизатора). То есть источники отслеживают импульс света, даваемый, например, вспышкой на камере, и срабатывают одновременно с ней. Некоторые типы таких осветителей также имеют возможность запуска по инфракрасному каналу.
Конечно, для любительской съемки можно применить и менее дорогостоящие варианты. Например, это галогенные лампы (скажем, типа "Фотон"). При использовании галогенных ламп с черно-белой пленкой проблем не возникает, а при съемке на цвет используются специальные конверсионные фильтры или применяется специальная "вечерняя" фотопленка с индексом "Т" в названии пленки.
Можно также применять и несколько согласованных вспышек. Например, некоторые модели отечественных вспышек типа ФИЛ снабжены встроенными светосинхронизаторами. Следует заметить, что вспышки типа ФИЛ имеют определенные проблемы со стабильностью мощности импульса, надежностью и т. п., поэтому их часто подвергают серьезным доработкам перед тем, как начать ими пользоваться.
Можно использовать любые другие вспышки, а синхронизировать их при помощи продающихся отдельно синхронизаторов. Существуют вспышки, которые вворачиваются в обычный патрон и также оборудованы синхронизаторами.
Вообще, очень непросто представить себе световой рисунок, который дадут несколько вспышек, даже используя флашметр. Обычно при студийной съемке людей используют следующую схему освещения: один источник ("рисующий") через зонт, софтбокс, ткань или напрямую светит на объект, а второй источник (он должен быть рассеянным, например белый зонт или софтбокс) "заполняет" тени. При этом часто источник рисующего света располагают выше и в стороне от объекта, а заполняющий свет идет от камеры, сглаживая резкие тени. Также используют и просто один источник света, либо один источник с отражателем/отражателями и т. п. Существует бесконечное множество схем освещения, выходящих за рамки статьи, если вас это заинтересовало, обратитесь к соответствующей литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I