Существует несколько технических "пунктиков", которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и в частности, обнаженной натуры:
При съемках в полный рост нежелательно использовать точку съемки выше модели (если не требуются спецэффекты), так как это приведет к укорачиванию ног и искажению пропорций тела на снимке.
Если у парня недостаточно длинные ноги или вы хотите, чтобы на снимке они казались еще длиннее, используйте нижние точки съемки. Можно также добиваться интересных кадров, комбинируя съемку широкоугольной оптикой с нижней точкой съемки.
Часто при съемках людей используют оптику, начиная от 50 или 85-мм, причем 50-мм объективами если и пользуются, то обычно при съемках в полный рост. Надо учесть, что объективы с короткими фокусными расстояниями больше искажают линейные размеры снимаемого объекта. Поэтому, если какая-то часть модели окажется при съемке немного ближе к объективу (например, нос или часть руки при портретной съемке), то эта часть будет казаться больше, чем она есть на самом деле, что обычно смущает зрителя и выглядит не очень эстетично. Именно поэтому портрет классически снимается на фокусных расстояниях 50 и 85-135 мм. Хотя ко всему следует подходить творчески, так как в искусстве не может существовать жестких "можно" и "нельзя". На то оно и искусство.
Порой можно очень удачно использовать при съемке все, что попадется под руку и характерно для того места, где проводится съемка. Это могут быть растущие неподалеку ромашки, хлам в подвале дома, попавшаяся под руку швабра и т. д. Также хорошо иметь с собой некоторый запас разного рода предметов, могущих пригодиться при съемках. Например, куски прозрачной материи, разного рода украшения, искусственные цветы и т. п. На снимке часто бывает уместно показать взаимоотношения модели и ее окружения, это придает снимку живость и динамизм.
He забывайте снять с модели перед съемкой часы и украшения, если это необходимо.
Следите за фоном, пусть голову от туловища не отсекает линия горизонта, "из головы" не должны расти деревья и т. п. Также следует оценивать яркость и цвет фона, чтобы снимок получился технически грамотным! Для оценки разброса яркостей модели и фона бывает полезно замерить яркость света по модели и фону отдельно.
Творчески подходите к использованию глубины резкости. Если требуется отделить модель от фона, используйте телеобъективы с фокусным расстоянием от 100 мм. Можно получить интересные кадры, наводя резкость на те или иные части тела и производя съемку на открытой диафрагме светосильной оптикой.
Очень часто снимки кадрируют таким образом, чтобы людям "было куда смотреть", т. е. по направлению взгляда обычно оставляется пустое пространство.
Используют съемку портрета в профиль, анфас, сзади и в три четверти. Также часто можно найти интересную точку съемки значительно выше уровня глаз.
Поворот головы портретируемого значит многое. Желательно использовать такие точки съемки, когда лицо выглядит наиболее удачно.
Отражения в глазах являются весьма важным элементом при портретной съемке. Часто выглядит неестественно, когда в глазах отражается несколько источников света. И наоборот, отражение одной вспышки оживляет портрет, добавляя искорки в глазах. Иногда для этой цели используют слабую вспышку, которая практически не влияет на световой рисунок, но дает блики в глазах.
Часто при портретной съемке используют относительно небольшие значения диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. При этом резкость следует наводить по глазам портретируемого. При таком подходе легко скрыть небольшие дефекты кожи, если они имеются.
У многих людей в профиль не очень красивый нос, следите за этим при съемке. Вообще, следует тщательно изучить модель перед съемкой и решить, с какой стороны она выглядит лучше всего. Можете попросить рассказать модель о своих недостатках, чтобы после съемки не было ненужных разочарований (хотя со временем вы научитесь видеть "критические места" самостоятельно).
Следите за тенями! Глазные впадины не должны "проваливаться". Тени от носа и подбородка не должны быть излишне резкими. Часто в цветной фотографии используют такое освещение, чтобы контраст на лице не превышал одной ступени.
Стоит использовать заполняющую вспышку или отражатель для высвечивания теней и понижения контраста.
Выбирайте для съемок подходящее время суток и/или погоду.
На теле обычно остаются следы от белья, поэтому при съемках обнаженной натуры следует раздеть модель за 20-40 минут до съемки. Чтобы парень чувствовал себя комфортно, можно дать ему какую-либо куртку или свободную накидку.
При съемке полезно использовать подходящую под настроение и жанр съемки музыку.
По возможности изучайте то, что уже достигнуто фотографами и живописцами. Не обязательно следует пытаться повторять их произведения, хотя копирование представляет само по себе очень непростую задачу.
Что взять с собой на выездную съемку? Как правило, минимальный набор должен включать в себя камеру со вспышкой (или отражатель вместо вспышки), хороший объектив (обычно телеобъектив) и достаточное количество пленки. Иногда полезно захватить штатив. Может понадобиться что-то теплое, чтобы временно укрыть модель от холода, при этом одеяние должно быть свободным и легко сбрасываться. При съемках на природе желательно взять с собой средство против летающих кровососущих насекомых. При этом лучше использовать распыляющиеся средства в баллонах. Никогда нелишне взять с собой немного еды и пластиковую бутылку с водой.
И самое главное - фотографируйте так, как вам нравится. Ведь ради этого все, собственно, и затевалось...
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I