Если говорить о съемках в помещении, то тут тоже есть разные варианты освещения. Самое простое - использование фотовспышки. Замечу, что мне пока не приходилось сталкиваться с фотографами, которые любят по доброй воле пользоваться вспышкой. Дело в том, что вспышка является довольно ограниченным источником света (как в количественном, так и качественном отношении) и, что самое неприятное, - непредсказуемым. То есть, если вы сделали что-то не так, узнать об этом вы сможете только после проявления пленки (когда уже поздно что-то исправлять).
Прямая вспышка "в лоб" в художественной фотографии применяется очень редко, так как дает очень "плоское" освещение и неприятные резкие тени. Иногда для получения так называемого безтеневого света используют кольцевую вспышку, надеваемую на объектив, но этот вариант довольно специфичен и не может быть рекомендован как универсальный.
При съемках портретов со вспышкой часто применяют специальные рассеиватели (например, фирмы Lumiquest), устанавливаемые на вспышку. Они могут быть самые разные - начиная от белых козырьков и заканчивая мини-софтбоксами или специальными надувными шариками, внутри которых и помещается вспышка. Однако, все равно, такого рода рассеиватели дают резкий свет и эффективно работают только на небольших расстояниях. Кроме того, рассеиватели "отъедают" немало мощности у вспышки (до трех ступеней, в зависимости от типа рассеивателя).
Мощности у вспышки никогда не бывает много, так что по возможности следует пользоваться самыми мощными из доступных вспышек с головкой, которую можно вращать в любую сторону. Это даст возможность использовать отраженный от потолка или стен свет.
При использовании вспышечного света, отраженного от потолка, контраст будет не таким высоким и картинка получится более приятная. Однако следует иметь в виду, что при использовании такого освещения часть фотографии может оказаться слишком темной. Потолок или стена, от которых отражается свет вспышки, должны быть белыми (по крайней мере, при съемке на цветную пленку), иначе цветовой баланс снимка будет далек от идеального.
Иногда применяется свет из окна (хотя обычно его довольно мало). Это очень приятный и ровный тип освещения, а главное - естественный, так как именно к нему больше всего привык глаз.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I