В этом разделе я попытаюсь охарактеризовать некоторые фотоматериалы и их комбинации, которые могут применяться при съемках, исходя из моего опыта. Причем если с цветными материалами все более или менее понятно, то в черно-белой фотографии существует исключительно много комбинаций пленка/проявитель, которые могут давать различные результаты.
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ПЛЕНКИ Пожалуй, ни одна другая черно-белая пленка не вызвала вокруг себя столько споров, как Kodak T-MAX, от безусловного поклонения и восхищения до заявлений о том, что содержащая мало серебра сверхсовременная hi-tech пленка в принципе не может дать ничего хорошего. Истина, наверное, лежит где-то посередине. Пленки Kodak T-MAX и вправду очень специфичны и требуют точного экспонирования и обработки.Существует уникальная пленка для фэшн-фотографов (т. е. фотографов, снимающих моду) Kodak Tri-X Pro Pan 320 (не путать с пленкой с таким же названием, но чувствительностью 400 единиц), которая имеет самое крупное зерно в своем классе и при этом самые богатые тональные градации. Следует добавить, что такая пленка бывает только широкая (тип 120) и в России пока недоступна.
Следует сказать, что подавляющее большинство современных черно-белых пленок имеет завышенную чувствительность. Конечно, снимая пленку "по номиналу", вы получите вполне удовлетворительный результат, но если вы все же хотите получить хорошо проработанные глубокие тени, то обычно пленку переэкспонируют и слегка недопроявляют. Кстати, использование такой методики обычно дает негативы нормального контраста (для печати на конденсорном увеличителе), в то время как при использовании рекомендации производителя в большинстве ситуаций получатся контрастные негативы.
На Западе для съемок обнаженной натуры широко используются инфракрасные материалы, которые имеют интересную и необычную тональную передачу. Однако, к сожалению, у нас в стране пока инфракрасные материалы не продаются и не обрабатываются.
ЦВЕТНЫЕ ПЛЕНКИ Из цветных пленок можно использовать все, что угодно, главное, чтобы материал был качественным. Лично мне больше всего нравятся материалы Fuji, из негативных пленок это Superia Reala 100, NPS 160 и NPH 400.Superia Reala обладает "оптимистическим" взглядом на мир, давая яркие живые краски, впрочем, без излишней контрастности, часто присущей любительским пленкам. Эта пленка обладает исключительно мелким зерном и высокой резкостью, что позволяет без труда делать отпечатки большого размера.
Пленка Fuji NPS 160 является в первую очередь портретной пленкой (хотя с успехом может применяться в других областях фотографии). Обладая пониженным контрастом и мягкой передачей полутонов, она особенно хорошо подходит для романтических портретов. Портреты, снятые на эту пленку, выглядят на мой вкус великолепно.
Fuji NPH 400 - тоже довольно мягкая пленка, обладает очень мелким зерном (для пленки своего класса) и может быть рекомендована везде, где съемка проводится в условиях недостаточного освещения. Следует отметить, что пленка NPH особенно чувствительна к недодержке. |
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I