Илья Абатуров - основатель и совладелец наиболее популярных гей-клубов - "Три обезьяны" и "Центральная станция". В интервью Илья рассказывает клубном бизнесе в России, рассуждает о методах спекуляции гей-темой в рекламе, а также рассуждает о стереотипах в восприятии внешности гомосексуалов.
- Илья, что в действительности представляет собой образ гея? Насколько социально, экономически сильно гей-сообщество в России? Как выстраиваются взаимоотношения с международным гей-сообществом?
- Понимаю ваш интерес, но по порядку. В российской действительности образ гея здорово трансформирован против западного представления. Ошибаются все. Расхожий типаж гея на Западе - точная копия бандита для россиян: лысый мужик, накачанный, небритый с огромной цепью на шее. А наш стереотип: феминизированный мальчик, который накрашен, вычурно одет, носит туфли на платформах - точный образ обыкновенного, "натурального" молодого человека из Европы. Собирательный классический образ гея: преуспевающий мужчина 25-30 лет, который ведет вполне размеренный образ жизни, - много времени уделяет фитнессу. одевается стильно, но не вызывающе, носит модную "трехдневную" щетину или гладко выбрит, при этом выпекающий потрясающие торты или возделывающий цветник...
Когда не существовало доступа в Internet, а точнее сервера gay.ru, единственными, кто говорил в России о существовании однополой любви, были Игорь Кон и Владимир Шахиджанян. Но они все время рассказывали обществу только об одном типе гея - эдаком несчастном, обездоленном, закомплексованном мужчине с массой психических проблем. Ситуация не слишком изменилась. То же самое - в США много провинциальных ярко гомофобных штатов и несколько основных центров геевской культуры - Нью-Йорк, Майями и Калифорния, а также Филадельфия, Чикаго. У нас только два - Москва и Санкт-Петербург.
На сегодняшний день российское законодательство - одно из наиболее лояльных в Европе по отношению к геям. Открытого геевского движения в Москве нет, хотя семь лет тому назад, во время перестройки, многие всемирные геевские организации направляли средства в поддержку развитие движения в России. Я этого момента не застал, но, по моему мнению, все те деньги разворовали, чем полностью дискредитировали все российское гей-движение в глазах Запада. В Москве нет действующей организации, потому что нет лидера, способного возглавить движение. Либертарианская партия России реально не функционирует, никто с этим движением не контачит. С Женей Дебрянской мы сотрудничаем уже четыре года, с того момента, когда она вместе с единомышленниками по организации "Треугольник-Центр" (некогда объединял геев и лесбиянок) пришла в "Три Обезьяны" за помощью. Женя возглавила клуб для девушек "Дайк", вечеринки которого у нас идут каждую субботу.
- Как развивается гей-клубное движение в столице?- Многие журналисты, особенно западные, спрашивают, насколько тяжело руководить гей-клубами в Москве... "Центральная станция" работает два года и изначально рассчитана на продвинутую, обеспеченную геевскую аудиторию. "Три Обезьяны" открылся в 1995 году и позиционируется как очень демократичное заведение, а самый первый гей-клуб "Премьера" мы сделали еще в 1994 году. Однако из чиновников никто не смотрит на круг интересов посетителей того или иного ночного заведения, властей интересуют налоги в казну. Конечно, в столице роль клубов в гей-движении крайне определяющая, даже в большей степени, чем Internet. Здесь люди встречаются, порой весьма именитые, высокопоставленные персоны. Кстати, закрытых геевских клубов в Москве нет, не беру в расчет частные квартирные междусобойчики. "Черный лебедь" переориентировался. Еще осенью прошлого года в столице работало на четыре клуба больше: мы делили посетителей со "Studio", "Палладиум", "Наш сад", "Дельфины". Закрылись "Пантера", "Пирамида". Остались два наших: "Шанс", "Хамелеон" ("Казарма"). Дело не в изменившейся политической ситуации, скорее - в экономической. Как правило, бизнесмены думают, что клубный бизнес среди геев приносит сумасшедшие деньги. Пример тому "Черный лебедь" - помпезный проект: черный бархат, мрамор, огромные пространства, совсем не просчитанный по самоокупаемости. Год спустя после открытия этот клуб закрыли, а по радио "Максимум" запустили рекламу нового предприятия в прежних стенах. Сюжет спота: девушка предлагает своему молодому человеку вечером направиться в "Черный лебедь", а он ей - "дорогая, но это же клуб для...", а она ему - "что ты, что ты... это было все раньше, а сейчас..."
- Насколько корректно воспринимают геи ситуации, когда над ними потешаются в рекламных историях?- Достаточно. Сейчас много всего на гей-тему. На Западе, особенно в США, несколько лет тому назад сексуальные меньшинства являлись больной социальной темой. За любым насмехательством, преследованием следовал суровый судебный процесс. Реально западные ролики в отношении геев или транссексуалов как одной из частей геевской субкультуры абсолютно не злые! Ролик Stimorol - один из самых симпатичных примеров.
- Если анализировать рекламные кампании новых парфюмов, то зачастую в них можно увидеть модели с ярко выраженной гомосексуальной ориентацией. Сильно ли гей-сообщество в мире моды?- За время моей клубной работы в "Трех Обезьянах" здесь устраивали вечеринки все модельеры, приезжающие в Россию: Пако Рабанн, Жан-Поль Готье, Валентине, Александр МакКуин (Дом Givenchy), Жан Паду, Эндрю Логан (английский модельер, инициатор гей-конкурса "Альтернативная Мисс Мира"). Среди них Готье, скорее, исключение. Потому что он - один из немногих, кто позиционирует себя как активный гей. Направляет свой рекламный посыл именно на гей-аудиторию. Если же говорить о мальчиках-моделях стилизованного гомосексуального образа, то мне кажется, что идет игра: модельеры чувствуют, что в конце XX века именно женщине интересно видеть немного женоподобного, изящного мужчину. Почему? Очередной виток спирали развития общества.
- Притягательна для геев эротическая тема в рекламе?- Если в макете красивая обнаженная мужская натура - безусловно, да. Но у нас нет на сегодня рекламы, направленной на гей-аудиторию. Поэтому, если в рекламной истории присутствует гей, то, скорее всего, посыл обращен к большинству населения: посмотрите, снова клоунов показывают!
- Насколько финансово перспективным представляется рекламный посыл, направленный на представителей секс-меньшинств, заметим, достаточно платежеспособной аудитории?- На Западе реально существует рекламный рынок, работающий на геев. За аудиторию борются, у нас же все находится в зачаточном состоянии. Хотя на практике я сталкивался с ситуациями, когда табачные компании пытаются заполучить гей-клубы под размещение рекламы. "Продвинутые" алкогольные бренды. Например, с водкой Absolut мы давно работаем (спонсорство тематических вечеринок). И в "Центральной станции", ведущем московском гей-клубе, висят плакаты Absolut. Есть прецеденты переговоров с московскими мебельными салонами.
На Западе можно найти много примеров рекламы, направленной на гей-аудиторию. Авиакомпания KLM позиционирует себя как "gay friendly", наверное, это связано с тем, что .Амстердам претендует на звание геевской столицы Европы, к тому же геи много путешествуют. Всемирное издание Spartacus, где представлены практически все известные гей-заведения по всему миру. В этом сборнике-путеводителе, конечно, престижно давать специализированную рекламу Автомобильные концерны. Табачные, алкогольные бренды. Absolut сделал серию макетов Absolut Versache: съемки велись в стилизованном городе изо льда с мировыми топ-моделями. Изначально эта задумка подходила и для гей-аудитории, потому в этой рекламе заняты очень красивые модели. Есть истории, когда, по слухам, крупные компании пытались открещиваться от своих потребителей геев: у Philip Morris возникли проблемы с падением продаж, у Coca-Cola.
- В начале беседы вы разрушили стереотип среднестатистического гея, какие распространены гей-символы?- Если на заведении, продукте, журнале помещен символ "шестицветная радуга" (без голубого), то это - знак для геев. Радуга - всемирный символ геевского движения. Размещение такого символа означает что, либо хозяева - геи, либо продавцы, либо среди друзей заведения есть геи. Расскажу поучительную историю: в Москве компания по продаже кондиционеров залепила в свой логотип нашу радугу, более того, при открытии магазина вывесили такой же флаг (наверное, по ошибке или незнанию купили в гей-магазине). Так московские геи съехались "на разведку", а потом долго судачили. Насколько это повлияло на рост продаж, неизвестно, только, когда я проезжал некоторое время спустя по этой улице - ничего подобного на магазине не висело!
А в общем, гей-символ - это классически красивый, самостоятельный, мужественный мужчина, лицо, торс, фигура - все!
- Значит, образ счастливого гея, довольного своей сексуальной жизнью, карьерой, - распространенное явление?- Нет. Может быть, только в Москве. Реальная судьба гея в глубинке - психологическое вымирание. Найти внутри себя компромисс, приладиться к общественному мнению крайне сложно. У меня несколько отличное от классического мнение о бисексуалах, которые любят женщин и получают удовольствие от секса с мужчинами (обратная картина - очень редкий случай). Если у человека в сложившихся условиях (детский дом, армия, тюрьма) случились вынужденные гомосексуальные контакты, то это вовсе не означает, что он теперь би- или гей. В клубах, среди себе подобных, геи психологически раскрепощаются, понимая что гомосексуализм - не болезнь, как убеждали общество еще 10 лет тому назад. Геи понимают, что среди них есть успешные банкиры, писатели, артисты, модельеры. Что у геев возможны даже семейные пары. Кстати, по моему наблюдению, женские пары - наиболее крепкие, а мужские, скорее, скандальные.
Я семь лет работаю в этом бизнесе, общаюсь в большинстве своем только с геями. Помимо клубов, у нас есть и свое тур-агентство, служба знакомств (уточню, что это - не секс за деньги!), партнерские отношения выстраиваются с руководством радиостанций, наиболее слушаемых геями, "Серебряный дождь", "Максимум".
- Так сильно влияние гей-субкультуры на различные виды искусств?- Я убежден, что геи не должны навязывать свою субкультуру. Мы имеем дело с особым, закрытым сообществом, у которого свои представления о жизни, свои разговоры. Но геи объективно влияют на развитие мировой культуры. Лично я верю в Предназначение, в Высший разум: ведь для чего-то каждый год, из столетия в столетие, рождаются те 7-10% населения, которые не способны продолжить род. Факт, что у геев обостренное чувство красоты. Может быть, не только для того, чтобы развлечь человечество, - для того, чтобы творить, двигать искусство?!