На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
"Не любим мы геев...": гомофобия провинциальной молодежи. Часть III
"Для молодых женщин в целом характерны более мягкие варианты объяснений, в их ответах проявлялся больший интерес к внутренней жизни гомосексуалистов, к их взаимоотношениям с другими людьми, довольно отчетливо прослеживалось желание разобраться и понять, почему они выбрали именно такие варианты жизни.
Встречалось настоящее, почти "материнское" сожаление по поводу подобной ориентации - "ну как же так, такой молодой (молодая), вся жизнь впереди - и такая тяжелая судьба". При этом основная проблема, на их взгляд, заключается в том, что гомосексуалы просто не знают, как им стать обычными, "нормальными" людьми, хотя наверняка очень хотят этого.
...нетрадиционная ориентация - ну это внутреннее качество. Внутреннее. Их влечет к своему полу, а не к противоположному - это даже мне кажется клеймо какое-то на них наложено свыше - страдать...они не такие как все, мне кажется, что они хотят стать обычными людьми. Выглядят то они как обычные люди, но они хотят перестроиться еще и внутри. (Людмила, школьница, 17).
Подобное "трагическое" ощущение характерно было и для тех респонденток, которые признают за подобной "нетрадиционной" версией сексуальности право на существование, но пессимистично оценивают перспективы их реальной жизни. По их мнению, невероятно трудно поддерживать открытые и честные гомосексуальные отношения в окружении общественного неприятия и отторжения. Нереализованное желание публичности и признания "нормальности и естественности" такого рода любви и союза могут обернуться, и часто оборачиваются подлинными трагедиями. Особенно сложно устраивать им жизнь в таком провинциальном городе, как Ульяновск.
...мне кажутся они... наказанными богом людьми... их тело дано совершенно по другому, не по собственному ощущению. Мне кажется, что это вообще дикие такие ощущения, вообще не переживаемые ощущения... Ну, потому что все это надо скрывать, надо как- то маскировать сначала, там ... не знаю, в провинции это еще, наверное, труднее, потому что городок маленький, все становится быстренько известно.... И потом это очень дорого, ну не всем доступно... Не знаю... мне кажется, что общество вообще не должно заглядывать в постель ни к кому... (Евгения, служащая, 23)
"Пусть живут..."
С одной стороны, все наши собеседники - прежде всего, молодые женщины - старались выглядеть просвещенными и продемонстрировать свое толерантное отношение к феномену "другой" ориентации. С другой стороны, тут же, подчас слишком рьяно стремились отмежеваться от этого, чтобы не дай Бог, кто-то подумал, что и они - тоже... Поэтому, признавая "право на жизнь" других ориентаций, молодые женщины предпочитали сделать специальные оговорки на этот счет (общественная стигма еще сильна) - сексуальность, конечно, должна быть направлена на противоположный пол: "... я могу сказать о девушке без задней мысли, что она сексуальна. Меня может попросить парень - вот оцени мою подружку, я скажу - да, сексуальная, не имея в виду, что я хочу спать с ней". (Анна школьница, 16).
Подчас, по мнению Евгении, этому качеству начинают приписывать некий "всеобщий" смысл и значение: сексуальная ориентация становится, чуть ли не общей характеристикой человека вообще. Иначе говоря, если он или она гомо-ориентированы, то в принципе все с ними ясно, и при оценке человека больше ничего о нем и знать не стоит.
Вместе со спокойным принятием этих практик может соседствовать неприязнь к подчеркнутым демонстрациям ими своей "инаковости".
В моем окружении я мало знаю чисто голубых, два, три, так. Это принимается, хотя часто вызывает такие насмешки, улыбки, у кого-то: " не любим мы геев". Но это только на кухне, а в жизни увидит гея, руки жмет и с ним беседует на высокие темы. Это мне не близко, потому что они обычно так трясут своим гомосексуализмом, как будто это глубокая заслуга. А я, вот, не трясу своим гетеросексуализмом, хотя это такая же заслуга. Это также трудно, между прочим. Какая разница? (Ольга, студентка, 20).
Встречались в текстах наших собеседниц и одобрительные высказывания, однако снисходительно ироничный тон, как правило, сохранялся, оставляя некое пространство на откуп "общественной морали": "... я считаю, что любое сексуальное поведение нормально, если все участвующие в процессе этого согласны... Я только зоофилию не признаю, коза же не согласна" (Ольга, студентка, 20).
Подобные представления - скорее исключение в общей картине. Переход от снисходительно-жалостливого отношения к "гомикам" к абсолютному признанию их "неэкзотичной" природы и праву равной социальной позиции встретились только у двух молодых женщин. Следует оговориться, что и в целом позитивные оценки были обнаружены только в женских историях: "Человек имеет право спать с кем хочет. Но у них есть свои причины, это их жизнь. Они могут делать, что хотят, если это не вредит никому" (Маша, студентка,17).
Значимо различаются оценки у тех, кто либо сам имел подобный опыт, либо хорошо знаком с гомосексуальными парами. Личный опыт, близкое знакомство не со "звездными" или далекими примерами, а с "обычными" людьми снимает многие предубеждения. Главное требование состояло в том, чтобы это не мешало другим, не навязывалось в качестве единственной нормы, не превращалось в странную моду:
Гетеросексуал - святое дело для общества, да? А для меня это не святое дело... Ну, вот представляет мужчина в роли своего партнера только женщину, бога ради. Если он больше ничего не знает, ему не с чем сравнить. Живет правильной жизнью, ну и пусть живет, поскольку обществу это нужно, общество это одобряет, поддерживает, бога ради. А гомосексуал ... я рада, если он нашел себе пару, я... нисколько не осуждаю и никогда не смеюсь над такими мужчинами. Знаю в нашем университете несколько таких пар. Я видела, наблюдала, поэтому у меня это не вызывает никакого отвержения, там, или .....негодования какого-то, нет, нет, бога ради. ...я рада, что кроме вот прописных, гетеросексуальных есть еще и те..." (Ирина, служащая, 28).
Интересную историю развития своего отношения к нетрадиционным ориентациям и необычной сексуальности рассказала Евгения.
..сначала идея гомосексуализма подавалась как шокирующее, ... больные люди вот эти все э..э..э.. лесбиянки и... ну. ...Все эти вот гей-культуры. Потом как-то в западных фильмах я увидела, действительно их показывали, трансвеститов в частности показывали. ... Меня это рассмешило сначала, честно говорю. Потом мне их было жалко. Теперь я отношусь совершенно к ним по-другому... Года, наверное, два с половиной назад нас познакомили с одной такой семьей, гей-семьей. Любопытно так было наблюдать, как они там семейные роли делили.... Это была студенческая семья, насколько я поняла. У них не жестко установлено, активные-пассивные там, жена-муж, они постоянно менялись. Вот такое пришло понимание, что все, что нравится, что приносит человеку удовольствие, особенно не мешая другим, все это должно быть - норма, потому что они действительно были счастливы. Редко когда увидишь такие нормальные семьи, счастливые. (Евгения, служащая, 23)
Бисексуалы "С широким диапазоном выбора"
Тексты интервью демонстрируют значимое отличие отношений к бисексуалам и к другим "нетрадиционалам", особенно у женщин. Их палитра простирается от откровенной зависти и сожалений по поводу отсутствия подобного сексуального опыта ("мне даже интересно было бы, если бы у меня такая мысль появилась") - до мягкого принятия их специфических практик ("...это мне наиболее близко, ибо я это исповедую").
Бисексуалы наиболее ярко, по мнению наших собеседников, реализуют право человека на свободный выбор и при этом лишь незначительно задевают общественное мнение. В отношении к ним остаются элементы некоторого снисхождения, поскольку в этом видится не порок, а чуть ли не детская забава, стремление к которой может быть связано с желанием избежать скуки, или поиском неких более утонченных удовольствий. Бисексуалы - это "счастливые люди", потому что "они имеют широкий диапазон выбора, больше, чем гетеросексуалы, которые, вот есть такая рамка от сих до сих, и так вот всю жизнь...", "прелесть ситуации в том, что они могут использовать ее на свое благо или на благо партнера". Бисексуальные истории жизни, видимо в силу того, что лишены "устрашающей однозначности" притягивают внимание, вызывают любопытство. Некоторые из наших собеседниц говорили о том, что им хотелось бы испытать нечто подобное:
... бисексуалки интересны... и все-таки я, наверное, убегу, если мне девушка руку на колено положит. Можно посмеяться, там, пошутить, а, так, я, наверное, встану и убегу, хотя - не знаю, у меня никогда такого не было. (Маша, студентка, 17).
Молодые мужчины в своих оценках бисексуалов, хотя и были не столь категоричны, как в разговоре о гомосексуалистах, но поддерживали, подчеркнуто снисходительный тон. В особой степени подобная снисходительность относилась к женщинам, молодые мужчины просто "разрешают" им это.
Бисексуалы? Ну хер чать с ними, можно и покалякать, поговорить в компании, если они уже с жиру бесятся, не запрещено никому. (Николай, рабочий, 20).
Ну, с ними, с бисексуалами - с ними еще возможно я может быть, еще бы и поговорил. И то, наверное, с женской стороны, с женским кругом. А с мужским - нет (Александр, студент, 20 ).
Бисексуалы мне по барабану, и с теми, и с нашими и с вашими. Ну, если ты сможешь с бисексуалом спать, то я не смогу, не тот тип людей. (Сергей, рабочий, 21).
Бисексуал женского типа - вполне приемлем, мужского - нет, хотя может быть для науки и интересно. Женщина, если она бисексуал, она не отрицает мужчины в жизни, значит, она может нормальной жить жизнью... если у нее есть какие-то изменения в психике, то значит, она может какие-то эротические игры с другой женщиной вести, то это для нее просто, ну какая-то особенность. Если это не мешает ее семье, если не вредит ее ребенку, то она может себе это позволить. То есть я разрешаю женщинам, какие-то такие моменты. Я уверен, что она будет хорошей матерью, хорошей женой, интересной женщиной, через 2 года, она станет нормальной. (Владимир аспирант 25)
"... Когда женщина ставит такие честолюбивые цели, она превращается, собственно говоря, уже в мужчину".
Интересным, хотя и вполне ожидаемым, оказалось то, что многие наши собеседники и собеседницы после разговора о "нетрадиционных" сексуальных ориентациях выходили на оценку феминизма. К сожалению, у меня нет возможности полностью представить все разнообразие полученных оценок. Отмечу одно, что практически все они помещаются в смысловом пространстве явно или неявно агрессивной неприязни.
Молодых мужчин больше всего раздражает открытое посягательство на мужское превосходство, что, по их мнению, нарушает "естественные" законы природы: "Феминистки - это кто? Это женщины, защищающие женщин". "Нет, женщины должны занимать второстепенное положение в обществе", потому что "ей нужно сберечь себя для того, чтобы родить здорового хорошего ребенка ". Вся их борьба ни к чему привести не может, "это очень воинственное течение. Все равно они в итоге приходят к прежнему".
Оценки феминизма и феминисток молодыми женщинами хотя и отличала большая толерантность, однако, ни в одном из текстов не удалось обнаружить реального принятия их идей. Вероятно, в наибольшей степени это зависит от малой информированности и осведомленности о различиях между течениями внутри современного феминизма, от специфически панических медиа дискурсов, от оголтелого сексизма, который может проявляться не только в Государственной Думе, но и в академических "трудах". Феминизм и феминистки - одна из самых "благодатных" и безобидных мишеней для открытой демонстрации сексистских идей, поскольку они ложатся в крайне неподготовленную, некомпетентную, напичканную фобиями и мифами почву.
Все- таки женщина - она семья там, еще что-то, такие какие-то вещи, в которых она может проявиться как существо заботящееся, в котором нуждаются, ждут, какую-то такую свою женскую природу. Феминистки - какие-то слишком честолюбивые женщины. Они просто как бы даже не понимают, какие-то такие человеческие отношения для них уже непонятны. Люди для них уже превращаются в какие то автоматы, либо просто используются для достижения цели... (Евгения, служащая, 23)
Женщин преуспевающих в карьере я приветствую и обожаю, а феминистки мне скучны. Неправда это все, что они говорят (Ольга, студентка, 20).
Феминистки, ну, это женщины, которые считают, что мужчинам делать нечего в этом мире. Ну, я немножко феминистка, ну, не полностью феминистка, хотя. .. феминистки, пусть они против мужчин, хорошо, мы уважаем это, тогда зачем вы плодите мальчиков? Отказывайтесь от мальчиков, не выращивайте мальчиков тогда, если вы так настроены на то, что мужчины второй сорт или бездеятельные, так, как я понимаю феминисток. Я думаю, что если быть 100%-ой феминисткой, то, пожалуйста, рожайте только девочек...". ( Ирина, служащая, 28)
Феминизм, и связанная с ними борьба с сексуальными домогательствами, рассматривался прежде всего в фокусе американских идей политкорректности, абсолютно чуждой, по мнению наших собеседниц, российскому менталитету. Новое веяние американского происхождения связывается с активным продвижением образа "деловой женщины". Стиль жизни и карьеры этих женщин не просто разрушают стереотипы подчиненности, вторичности женской сексуальности, но и выводят эти понятия за стены семей - в публичные пространства социальной жизни. В борьбе с сексизмом и дискриминацией, по их мнению, происходят явные перехлестывания, как например - нарочитая демонстрация ухода от половых различий.
Для них, значит, да, есть два пола, но мы очень постараемся это скрыть, все мы будем одного пола, а кто заметит, кто-нибудь из нас, там, негр, в смысле, женщина, вот, того мы отведем в суд. Это американское веяние деловой женщины. Я за деловую женщину, но они при этом запросто можно сохранять свой пол, ничего плохого в этом нет. (Майя, студентка, 21).
У них за сексуальный намек в суд тащат - это несколько глуповато для меня, т.к. сексуальные намеки для меня нормальны, это нормальная часть жизни ... это не наше веяние, потому что у нас всегда спокойно относились к сексуальным намекам. Ну, кто-то шуточку отпустил, никто этого не заметил. Американцы заметят обязательно. (Ольга, студентка, 20).
Некоторые выводы
Завершая краткое описание этой части исследования, попробую предложить некое подобие выводов. Тексты интервью продемонстрировали активное формирование представлений о публичных "стандартах" женской и мужской красоты/сексуальности. Спор идет не только о стилях жизни, одежде, экспериментах с телесностью (мужской и женский бодибилдинг, похудание, макияж, маникюр, выкрашивание волос, пирсинг, татуировки), но и о допустимых рамках использования публичной сексуальности для достижения внесексуальных целей. Будет интересно в дальнейшем проанализировать изменения этих представлений как внутри сексуальных отношений (не только в гетеро, но и гомосексуальном пространстве), так и в профессиональной сфере, в кадровой политике фирм, в личных карьерах, как мужчин, так и женщин. Интересно, что в ситуации глобально мужского "начальника" в России, проблема использования сексуальности как инструмента карьеры, традиционно рассматривалась только по отношению к женщинам. Однако уже сейчас молодые люди начинают говорить не только о новых мужских перспективах (два варианта: начальник - женщина, начальник - мужчина, но гомосексуалист), но и новых женских (начальник - женщина, но лесбиянка).
Более того, интервью также проявили пусть и неявную "дискуссию" между молодыми мужчинами. Если сексуальность - это нечто женское, то как можно говорить о мужской сексуальности? В каких терминах, и в каком смысловом пространстве оценивать это качество? Если на уровне репрезентаций конструкты мужской сексуальности уже обрели некие приемлемые очертания-как следуя западным медиа-образцам, так и благодаря культурным отечественным медиа-практикам, - то на обыденном уровне они только-только зарождаются. Уже появились, поддающиеся фиксации стереотипы. Уже обнаруживается целая палитра модных линий мужской сексуальности, но вопрос "Как это делать, не нарушив "образ сильного и первого человека?" для многих остается совершенно неясным.
Особую остроту этой "дискуссии" придает устойчивая демонстративная реакция мужчин - мужская сексуальность это признак "голубизны". Сильный, уверенный в себе, самодостаточный самец не нуждается ни в каких дополнительных аксессуарах и доказательствах. Таким образом, на пути формирования обыденного образа мужской сексуальности стоят два барьера: сексуальность как символ слабости и подчинения и мужская сексуальность как символ "неправильной" ориентации.
Выявленная в анализе скрытая (у женщин) и явная (у мужчин) гомофобия сопровождается (чаще у женщин) демонстративной толерантностью и "бисексуальным" заигрыванием. Можно признать вполне успешным "продвижение" современными молодежными журналами гомо- и би-сексуальных идей. Своеобразная мода на "ненатуралов" достигла и нашей провинции. Другое дело, что реакции на эту моду весьма неоднозначны.
"Открытый" разговор о гомосексуализме обернулся многочисленными спорами и дискуссиями. Гетеросексуальность, оставаясь святой нормой, начинает существовать в пространстве некоего сомнения. Представления о допустимых демонстрациях мужской привлекательности выводятся за рамки оценочного пространства - "голубой - неголубой", а вместе с этим и сама эта дихотомия рассыпается в мозаике самых разных промежуточных состояний, представлений и отношений. И хотя, по мнению наших собеседников (мужчин), половая определенность (само отнесение к полу) остается самым важным для сексуального общения, для наших собеседниц этот момент уже не является столь значимым. Их оценки более толерантны и менее категоричны. И если у мужчин преобладает требование социально-культурной изоляции гомосексуалистов, то женщины демонстрируют снисходительную жалость к трудным жизненным сценариям "ненатуралов" и говорят об их асексуальности. Главным минусом, как для мужчин, так и для женщин в гомосексуализме является вовсе не то, что они не способны к деторождению в своих однополых союзах, а то, что они теряют индивидуальный контроль и индивидуальная власть над своей жизнью. Следовательно, и здесь произошло изменение - главное вовсе не в посягательстве на нормы семейного секса, ведущего к продолжению рода, а в перераспределении властных полномочий в пространстве личных взаимоотношений.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".