На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Гомофобно ли украинское общество?
Руководитель Гей-Форума Украины Святослав Шеремет поделился своими мыслями относительно уровня гомофобии в украинском обществе, а также взглядами на то, в чем заключаются причины этого явления, и как с ним бороться. Интервью у гей-активиста взяла Екатерина Петрова, студентка факультета социальных наук Национального университета "Киево-Могилянская Академия".
- Гомофобно ли украинское общество?
Святослав Шеремет: Как эксперту мне часто задают этот вопрос. Я должен был бы сослаться на данные имеющихся социологических опросов последних лет, но хочу рассмотреть этот вопрос через личную призму. Общество состоит из людей и связей между ними. И я кратко проанализирую, является ли гомофобным мое собственное социальное окружение - маленькая частица украинского общества, с которой связан я лично. Скажем, за семь лет я ни разу не сталкивался с проявлениями гомофобии в своем почтовом отделении, где постоянно получаю корреспонденцию на организацию "Гей-Форум Украины".
Будучи публичной фигурой, я должен учитывать, что при длительном общении со мной посторонние люди узнают, кто я, или, скорее, узнают меня. За многие годы тренировок в различных спортивных залах я сталкивался с минимумом гомофобии со стороны администрации таких учреждений. Директор одного из спортивных клубов со своей женой относятся ко мне с бойфрендом ощутимо лучше, чем некоторые мои родственники. Зато есть слабые признаки гомофобии на "горизонтальном" уровне: не все коллеги по спорту предпочитают здороваться со мной за руку. Показательным в этом ключе был случай, когда одного из коллег по "качалке", который проявлял ко мне некоторое пренебрежение, я встретил однажды... в известном столичном гей-клубе со знакомым трансвеститом, сидевшим у него на коленях.
Никакой гомофобии не проявляют работники неправительственных ВИЧ-сервисных организаций, с которыми я часто сталкиваюсь по работе. Гомофобных настроений не проявляют соседи - они или не понимают характера моих отношений с бойфрендом (а мы живем вместе), либо предпочитают замечать только наше активное участие в заботе о благоустройстве дома и придомовой территории, в чем мы с моим парнем обнаруживаем активность.
Никакой гомофобии не чувствую со стороны многочисленных телевизионщиков и других представителей СМИ, с которыми приходится общаться по ЛГБТ-проблематике или в более широком контексте прав человека.
Спокойным является отношение ко мне как к гею со стороны представителей молодого поколения - парней гетеросексуальной ориентации, с которыми так или иначе меня сводила судьба. Показательным в этом смысле было предложение одной подруги из другого города, которая предложила быть крестным отцом для ее новорожденного сынишки.
Интересно складываются отношения в ситуационных коллективах, например, в туристических группах, с которыми мы с бойфрендом ездим на отдых. Мы общаемся с моим любимым в достаточно "семейной" манере, но это не вызывает негативной реакции спутников. Показательным был случай, когда наш гид при расселении в гостинице сразу предложил нам номер с "супружеской" кроватью на двоих - при том, что были номера на два человека с отдельными кроватями.
На этом фоне ярко выделяются лица с явными антигомосексуальными взглядами. Лейтмотив их разговоров со мной: "Так не должно быть, потому что это противоестественно". Они имеют определенные предубеждения против гомосексуальности, но я не назвал бы такие предубеждения гомофобией, ибо их отношение ко мне остается вполне человеческим. Гомофобия, с моей точки зрения, обнаруживается в первую очередь не на уровне интеллектуальных оценок, а на уровне эмоций и непосредственного отношения к ЛГБТ. Общаясь с людьми разного социального уровня, разных профессий, разного достатка, разного возраста, могу сказать, что в моем окружении гомофобии на порядок меньше, чем цифры, которые подают нам формализованные исследования.
- Вырос ли за последние три года уровень гомофобии?
С. Шеремет: И да, и нет. Дело в том, что гомофобное отношение не означает активных действий негативного характера против ЛГБТ. И об уровне гомофобии нельзя делать прямых выводов из ответов людей на вопрос "стоит разрешать в Украине однополые браки?". В течение последних лет ЛГБТ-тематика регулярно освещалась в СМИ. Это стало следствием того, что люди за пределами ЛГБТ-сообщества привыкают к этим темам. Гомосексуальная проблематика особенно смущает человека, когда он сталкивается с ней в первый-второй раз. Потом отношение уравновешивается. Именно поэтому гомофобные настроения отдельных людей стали менее выраженными за период с 2006 года. Почему 2006-го? Я считаю, что именно в этот год ЛГБТ-проблематика, благодаря активным действиям ЛГБТ-сообщества, перекочевали из маргиналий общественно-политической жизни ближе к ее сердцевине.
Но этот центростремительный "дрейф" ЛГБТ-проблематики имел и обратный эффект. Поскольку ЛГБТ стали изрядно видимыми в обществе, эту тему как наживку ухватили желающие "острых" тем представители политики и религии. Так ЛГБТ стали объектом социально-политических и религиозных лозунгов. И вот здесь гомофобия расцвела пышным цветом. Наш рутинный мониторинг общественно-политического информационного пространства показывает устойчиво высокий уровень гомофобных высказываний, принадлежащих достаточно серьезным в обществе людям. Конечно, в канун очередных парламентских выборов гомофобная риторика будет звучать в предвыборном контексте как инструмент завоевания симпатий электората. В то же время, всплеск коллективных противоправных агрессивных гомофобных действий пришелся на 2009 год. А в 2010 - 2011 годах таких инцидентов было меньше. С конца 2011 года ощущается спад активности Всеукраинской общественной организации "Общественное движение людей с будущим "Любовь против гомосексуализма". Я связываю это с тем обстоятельством, что организация смогла добиться своей главной операционной цели - вынесения в июле 2011 года на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта о запрете "пропаганды гомосексуализма" при посредничестве ряда народных депутатов, среди которых самыми выразительными являются фигуры Евгения Царькова, Павла Унгуряна и Лилии Григорович.
- Что влияет, с вашей точки зрения, на формирование гомофобного поведения?
С. Шеремет:Факторы и предпосылки гомофобного поведения следующие:
Во-первых, это предубеждения к гомосексуальности, мифы и стереотипы о гомосексуалах, которые не соответствуют действительности.
Во-вторых, это особенности семейного воспитания, построенные на принципах гетеросексизма и стигматизирующего отношение к гомосексуалам с применением к ним дискриминационной, оскорбительной лексики. Кстати, у меня есть подозрения, что культивирование родителями подобного стиля воспитания является одним из факторов усиления гомосексуальных наклонностей у их собственных детей. Этот интересный феномен требует отдельного исследования.
В-третьих, гомофобные настроения значительно усиливаются благодаря "стадному инстинкту". Иногда бывает достаточно "команды", или иного сигнала от "вожака", чтобы мотивировать людей к гомофобным действиям. Причем в этом случае исполнители действительно часто бывают менее гомофобным, чем те, кто инициирует гомофобные действия, но сами не принимают в них участия.
В-четвертых, двигателем гомофобии часто выступают, к сожалению, религиозные деятели, которые призывают "ненавидеть грех". Ведь ненависть к греху прямо переносится теми, кто прислушивается к этим призывам, на "носителей греха", есть гомосексуалов.
В-пятых, проводником гомофобных идей косвенно могут быть СМИ. Я не призываю работников СМИ замалчивать антигомосексуальные идеи, мнения и настроения. Наоборот: я как гей должен знать, кто и что из лидеров общественного мнения думает о гомосексуалах. Но представление таких материалов в медийном пространстве должно быть взвешенным.
- Как вы считаете, что необходимо предпринимать для преодоления гомофобии в украинском обществе?
С. Шеремет: Гомофобия преодолевается самой логикой исторического процесса. Но в наших силах приблизить ее системный кризис. Что такое "системный кризис" гомофобии? Это когда она вдруг окажется на обочине общественного мнения - там же, это находятся сейчас идеи неофашизма и расовой сегрегации. Для этого нужно действовать следующим образом:
Во-первых, нужно всячески поощрять гомосексуалов к открытости, т.е. обеспечивать видимый рост численности ЛГБТ-сообщества. Один открытый гей разрушает искаженные стереотипы о гомосексуалах в десятках, а то и сотнях голов.
Во-вторых, нужно пропагандировать нормативность гомо- и бисексуальной ориентации. Ведь у нас есть действующие международные медицинские стандарты, введенные в Украине еще с 1 января 99-го года по решению правительства Кучмы, принятым за пять лет до того. И по этим стандартам гомосексуальность признается вариантом нормы. И в лечебно-профилактических учреждениях гомосексуальность не лечится, потому что это не болезнь.
В-третьих, нужно политически менять саму парадигму прав человека. К сожалению, в Украине наблюдаются системные попытки сузить, зажать в тиски, чрезмерно формализовать права и свободы человека, ограничить или даже подавить их дальнейшее развитие. Поэтому требованием времени являются формулировки, провозглашение и отстаивания на общественном и политическом уровнях новейшей концепции прав человека, предусматривающей последовательное расширение человеческих прав и свобод. Мы должны осознать прямую зависимость между наполнением прав человека новым содержанием и эффективным развитием общества в целом. Свобода человека - залог его счастья. И человеку нужно такое государство, которое обеспечивает ему свободу.
В-четвертых, следует обратить внимание на потенциал религиозных организаций. Я говорю о том, что авторитет церкви позволяет им авторитетно заявить: "Гомофобия - это плохо. Это не от Бога. И даже если гомосексуалы не наследуют Царства Божия, оставьте их в покое ". Католики еще в 90-х годах сделали принципиальный шаг в этом направлении. Ведь руководство католического Катехизиса имеют ярко выраженный антидискриминационный характер в отношении гомосексуалов.
В-пятых, необходимо вводить дозированное, взвешенное, но адекватное и растянутое во времени информирование о человеческой сексуальности в образовательно-воспитательном процессе.
В-шестых, просто необходимо преодолеть почти полный "игнор" ЛГБТ-проблематики, который в предыдущее десятилетие выражал на практике офис Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Конечно, такое игнорирование было отчасти связано с личностью уполномоченного. Хотя, с другой стороны, та же Нина Карпачева справедливо отметила: "Расизм, а также другие фобии, такие как исламофобия, антисемитизм, христианофобия, арабофобия, Гомофобия на сегодняшний день является вызовом современному международному сообществу. Борьба на глобальном уровне с этими явлениями является, собственно, главной борьбой за соблюдением прав и свобод человека". Эти ее слова нужно всячески популяризировать.
В-седьмых, необходимо обеспечивать дальнейшую интеграцию в европейское культурное пространство. Вот вам пример последнего времени. Очередной кинофестиваль "Берлинале" начался показом фильма о любви французской королевы Марии Антуанетты к своей фрейлине де Полиньяк. Но если в Украине вдруг приняли бы пресловутый законопроект 8711 о запрете "пропаганды гомосексуализма", то демонстрация такого фильма на украинских экранах стала бы немыслимой. Нам достаточно абсурдного решения о запрете свободного показа в отечественном телеэфире "оскароносного" фильма "Горбатая гора ", в котором, кстати, демонстрация гомосексуальности уравновешивалась демонстрацией гомофобии.
В-восьмых, следует признать на уровне закона такое явление как "преступления на почве ненависти", то есть преступления, ведущим мотивом к совершению которых является ненависть к человеку в связи с тем, что он является носителем определенных индивидуальных или социальных признаков, например, относится к числу гомосексуалов. Ведь существует разница между хулиганством и посягательством на неприкосновенность человека из-за его сексуальной ориентации.
В-девятых, нам всем следует приложить усилия к либерализации законодательства в сфере так называемой "защиты общественной морали". В частности, имеет смысл легализовать в Украине обращение так называемой "порнографической продукции" и, наконец, узаконить секс-бизнес, который и без узаконивания процветает. Я объясню, как это связано с гомофобией. Человек, сфера сексуальности которого по какой-то причине чрезмерно регулируется законом, сублимирует свою сексуальность в чувствах враждебности к людям, сексуальность которых кажется ему более выразительной. А гей-сексуальность выглядит для гетеросексуалов более выразительной из-за ее "инакости". Сделайте более либеральным для людей их собственную сексуальную жизнь - и градус гомофобии значительно снизится.
Перевод с украинского Александры Лопаты 17 марта 2012 года Фото Tabloid.pravda.com.ua
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".