Надо сказать, что у нас в стране практически нет фигур общенационального масштаба и всенародной известности, откровенно пропагандирующих гомосексуальность и признающих себя гомосексуалами, разве что кроме Бориса Моисеева. Это парадокс: на такую большую страну не может быть один-единственный официальный открытый "голубой", учитывая, что, по медицинской статистике, их 10 процентов как минимум от общего числа населения. Но при этом себя таким образом позиционирует фактически один Борис Моисеев, по коему поводу ему можно только посочувствовать.
Безусловно, есть геевские общественные организации, интернет-сайты, какая-то клубная жизнь в разных столичных городах. Но в этом во всем присутствует все-таки определенная маргинальность. В Америке, к примеру, можно с лету без проблем насчитать сто человек - от конгрессменов и сенаторов до воротил шоу-бизнеса, от звезд популярной музыки и рока до оперы, балета, кино и еще чего угодно. А у нас до недавнего времени еще существовала пресловутая 121-я статья в Уголовном кодексе, и инерция восприятия этого явления как преступления в масштабах большой страны, в принципе, достаточно велика. Общественное мнение, несмотря на наличие, казалось бы, продвинутой печати и других СМИ, по-прежнему в достаточной степени консервативно - в отношении гомосексуальности в том числе. Это относится, собственно говоря, к любым меньшинствам. У нас по-прежнему очень сильны, скажем, антифеминистские настроения. Бедную умницу Машу Арбатову, которая защищает права женщин, выставляют чуть ли не пугалом и мужененавистницей. Хотя феминизм - это давно принятая в обществе норма, завоевание американской и европейской демократии конца двадцатого века, наши одуревшие мужики до сих пор смотрят на женщину как на свою собственность, выстраивая свои с ней отношения по Домострою. Виной тому - наша вопиющая дремучесть и необразованность.
Безусловно, и в Германии есть неонацисты, и во Франции ультраправые, Ли Пэн и компания собирают на выборах немало голосов, и вот сейчас в Австрии фашист Хайдер чуть-чуть не стал премьер-министром, но при всех обстоятельствах там это подчеркнуто общественно порицаемо и не поддерживается абсолютным большинством населения. Там человек, облеченный властью либо публичным статусом, не может прямым текстом, в интервью сказать: "Я не люблю негров, женщин, гомосексуалов, евреев". Этого человека снимут с работы, заклюют в прессе, а возможно, даже посадят в тюрьму. Кроме того, не исключено, что его просто побьют на улице - ибо такие высказывания считаются свинством и признаком дурного тона, в приличном обществе об этом говорить нельзя. А в России об этом говорят с высоких трибун недоученные трактористы, сидящие в парламенте. Они даже слово "презерватив" требуют изъять и запретить, как будто это поможет решить проблему с их использованием. Девушка Астраханкина из КПРФ вот уже третий призыв с гондонами борется - видимо, больше ей делать в Думе нечего. Это, конечно, мракобесие. У нас в стране оно коснулось даже некоторых деятелей культуры, которые, как известно, в гораздо меньшей степени этому подвержены, как и люди творческих профессий во всем мире. В этой среде вообще мало людей с правильно детерминированным сексуальным образом жизни. Я, например, знаю таких буквально единицы. По крайней мере, через эксперименты любого рода - однополого секса, группового, еще какого-то - прошло подавляющее большинство, 80 процентов представителей творческой интеллигенции. И для этой категории населения это абсолютно нормально, ибо в этом - поиск себя. В общем, если отбросить лицемерие, то все это делают, но никто об этом не говорит вслух, включая наших шоу-идолов, которые на этом, по идее, могли бы выстраивать свой имидж и зарабатывать деньги, как это делается на Западе разными Элтонами Джонами. Но, увы, постсоветское общественное мнение к этому еще не готово. В частности, выступая в качестве ведущего такой фривольно-скандальной передачи, как "Постель", я был вынужден активно заигрывать с бисексуальным имиджем, дабы максимально расширить аудиторию программы. Вместе с тем я никогда не делал никаких публичных заявлений о своей принадлежности к какой бы то ни было ориентации - гомо-, гетеро- или би-, а ограничился лишь теоретической констатацией преимущества бисексуалов перед всеми остальными в плане широты ощущений и декларировал, что в моей собственной сексуальной жизни я испробовал все... Однако даже этого оказалось достаточно для того, чтобы пресса понавешала на меня все возможные ярлыки, от которых избавиться даже при желании бывает очень сложно...
Все рассказы о том, что существует некая "голубая" мафия, которая своих проталкивает, а чужих не пускает, - думаю, весьма далеки от истины. В Голливуде - да, там настоящая "голубая" мафия, а у нас - ну, кто-то кому-то помогает, естественно, как и все, кто оказывается в меньшинстве: евреи, армяне, негры... Женщины при помощи мужчин продвигаются в карьере, мужчины - при помощи женщин, так же и мужчины при помощи мужчин...
Другое дело - что есть сферы деятельности, в которых априори гомосексуалы имеют какое-то превосходство. Но это то же самое, что удивляться - почему в науке так много евреев, а в спорте - темнокожих? Ну что поделать - бог дал людям этой национальности заниматься наукой успешнее, чем русским, например, или добиваться больших успехов в спорте благодаря каким-то физическим данным. Сферы "голубых" - это в первую очередь то, что связано с искусством и культурой. К примеру, балет и вообще хореография: девяносто процентов танцовщиков любого жанра - от народного до классического, эстрадного, и так далее и так далее - как минимум бисексуалы, а в основном - чистые "голубые", ибо у них к этому есть определенная предрасположенность. То же самое - во многих других видах деятельности, где очень важна утонченность, эстетство, стиль. Мы уже не удивляемся, что негры играют в баскетбол лучше, чем белые, - они просто лучше прыгают. А в Третьяковской галерее на стене - одни евреи, как пел классик русского шансона, - и что? Ну, рисуют хорошо.
С одной стороны, можно сказать, что проблема гомосексуальности излишне раздута, ибо проблемы самого явления как такового - нет, и в геевском сообществе нет никакого желания подразделяться в какую-то особую категорию и жить отдельной кастой по отдельным законам. И это совершенно нормально: люди в первую очередь хотят себя профессионально реализовать, социально адаптироваться в обществе, финансово обустроиться, наладить досуг и личную жизнь.
Гей-движения как такового сейчас в нашей стране фактически нет. Есть несколько правозащитных организаций сексуальных меньшинств, которые на первом этапе перестройки были очень важны и сделали очень много и для отмены уголовного преследования гомосексуалов, и для подготовки общественного мнения посредством СМИ к самому фату появления сторонников однополой любви в поле зрения общества. Сегодня, когда этот вопрос в целом решен, все эти движения маргинализовались. Хотя, конечно, они должны существовать, как и любые правозащитные организации во всем мире. По сути дела, это организации того же профиля, что и Комитет солдатских матерей, или Общество защиты малых народностей, или Общество борьбы за права заключенных. Справедливости ради надо признать: в бытовом плане у гея возникает, безусловно, гораздо больше проблем, нежели у гетеросексуала. При этом не надо забывать, что существует еще такое понятие, как российская глубинка. Если в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах гей-сообщество как-то социально адаптировано: есть специальные клубы для встреч, тусовок, мероприятий, есть какие-то "голубые" дискотеки, бары, рестораны, интернет-сайты, то во многих городах помельче и подальше от центра нет ничего, и людям в принципе некуда пойти, и они собираются на квартирах, как в далекие 70-е годы в Москве. Даже элементарно познакомиться - для них проблема. Можно, конечно, возразить, что это не самый большой вопрос в нашей жизни - чтобы в Урюпинске был гей-бар. Да, это не самый большой вопрос для нас. Потому что мы: а) далеки от Урюпинска, б) далеки от этих проблем. Но если я живу в Урюпинске и я - гомосексуал, то для меня это главный вопрос жизни. Вот я отпахал на своей ткацкой фабрике или на заводе - а дальше? Я хочу устроить свою судьбу, найти где-то друга - а где? Я "натурал", живу в Урюпинске - пошел на дискотеку, познакомился с девушкой. Я не "натурал", живу в Урюпинске - что мне делать? Натурализоваться? Это невозможно, как показывает мать-природа и говорит медицина.
Так что - есть эти вопросы и эти проблемы. Другое дело - что сейчас возникла другая история, совершенно парадоксальная, связанная с унисексом и с молодежной культурой. Мне очень много приходится путешествовать и по роду работы общаться с молодежью и представителями молодежной культуры. Сегодня в западных странах пошел обратный перехлест: там ни чистого "голубого", ни чистого "натурала" среди подростков не встретишь днем с огнем. Это философия целого поколения, и с этим приходится считаться. В России, кстати сказать, сейчас практически то же самое происходит в крупных городах: больше пятидесяти процентов сегодняшних 16-18-летних не имеют сексуальной ориентации - они спят со всеми. Для них, как для людей, над которыми не довлеют никакие догмы - "нельзя", "антиобщественно", "антизаконно", "вредно для здоровья", - это возможность познать себя и через это - познать мир. Как только все социальные установки исчезают, человек сразу начинает себя чувствовать раскомплексованно и более свободно. Это хорошо, потому что дает каждому широкие возможности. Понятно, что эксперименты не будут продолжаться до бесконечности. Все равно на определенном возрастном этапе человек поймет: либо он классический бисексуал, пятьдесят на пятьдесят, либо гей, либо "натурал". Но возможность выбора - это само по себе ценно. В его жизни было все: и то, и это, и пятое, и десятое, он все прочувствовал и ничего не потерял. Это - очень распространенное явление. Даже существует определенное понятие, в основном в европейских странах, - "человек настроения". "Ты кто?" - "Я - человек настроения". Триста раз я слышал это словосочетание в барах, дискотеках, где люди общаются, тусуются, знакомятся. Там, кстати сказать, большое количество унисекс-заведений, где проводят время и те, и другие. Это - не традиционные клубы и не гей-бары, и на сегодняшний день эти заведения популярны, там очень много молодежи. И в Москве, кстати сказать, такого плана места начинают появляться, что, разумеется, никоим образом не влияет на популярность и необходимость классических гей-клубов. Такие "резервации" для геев обязательно нужны. Это - как клуб по интересам. Собираются же где-то армяне и поют свои армянские песни, любители хип-хопа танцуют свои танцы, а филателисты обмениваются марками. Ведь если вдруг в "Метелице", например, какой-то мальчик захочет потанцевать медленный танец с другим мальчиком, то боюсь, что это печально закончится.
Есть позиция государственная, и есть бытовая. Официальная государственная выражена в отмене печально известной 121-й статьи. А бытовая позиция очень простая. Она заключается в тысяче моментов, с которыми связана сексуальная ориентация человека. Если ты, например, высокопоставленный политик и ты заявил, что у тебя нетрадиционная ориентация (а среди высокопоставленных политиков в нашей стране достаточно большое количество скрытых гомосексуалов и бисексуалов), - тут же, моментально - не по этой позиции, не по этой статье, а по какому-то другому поводу, - от тебя наверняка захотят избавиться и, скорее всего, избавятся. Потому что это не принято в обществе и не вписывается в некую общественную норму. Крайне пуританская Америка, где, кстати, в некоторых штатах гомосексуальность до сих пор преследуется по закону, при всех обстоятельствах все-таки может выбирать себе "голубых" мэров и "голубых" сенаторов и конгрессменов, причем открытых "голубых", которые приходят на прием - предположим, к Президенту Соединенных Штатов - не с женой, а с другом. У нас такое невозможно. Не думаю, что кто-нибудь из наших политиков заявится на прием к Путину с бой-френдом. Потом, в нашем законодательстве, как и в большинстве стран, официально запрещено регистрировать гомосексуальные браки. Если люди хотят закрепить свои отношения, юридически оформить, предположим, совместно нажитое имущество или усыновить ребенка, то сделать это им не удастся нигде, кроме нескольких скандинавских стран. При этом очень многие "голубые" пары - те, кто по принципиальным соображениям не хотят или не могут иметь контактов с женщинами, - хотят усыновить ребенка, но им откажут в этом. Существуют тысячи таких позиций - на государственном уровне, а уж о бытовом и говорить не приходится. На какие-то должности нельзя быть назначенным, будучи "голубым", предположим, в школе или в армии. В Америке вообще была развернута огромная дискуссия, можно ли гомосексуалам служить в армии. Им разрешили, но фактическое отношение общества в этом вопросе не поменялось, оно по-прежнему достаточно напряженное. Это же можно сказать и обо всех проявлениях бытовой нетерпимости. Предположим, в городе Амстердаме можно запросто встретить на улице двоих целующихся мужчин, при этом никто из окружающих на них не обращает внимания. А если кто-нибудь позволит себе такое в Москве, к примеру, на станции метро "Пушкинская"? Я думаю, вызовут милицию. При том что на целующихся мужчину и женщину никто действительно не обратит внимания.