На проходящем сейчас в Сараево кинофестивале состоялся круглый стол под названием "Геи, снятые общим и крупным планом: Любители посыпать соль на раны", первый подобного рода (для Сараево).
Поводом для этой дискуссии послужила вспышка споров и жестокости, вызванная попытками организации "Q" провести в Сараево первый Фестиваль гей-фильмов почти год назад, в сентябре 2008-го года. Отборщик фестиваля Говард Файнстайн настоял на том, чтобы в рамках фестиваля состоялся круглый стол с обсуждением Фестиваля гей-фильмов, на котором были бы представлены геи, лесби, бисексуалы и транссексуалы.
Помимо Файнстайна, в круглом столе приняли участие Светлана Дуркович (Организация "Q"/Фестиваль гей-фильмов Сараево), Данис Танович (режиссер фильма "Ничья земля", получившего "Оскар", и основатель прогрессивного политического движения "Наша партия"), Майк Гудридж и Майкл Вернер. Программа началась с показа двух короткометражных фильмов о жизни геев и лесбиянок в России ("В теме") и в Нью-Йорке начала 1980-х (Second Guessing Grandma), а также отрывка из документального фильма о переполохе вокруг Фестиваля гей-фильмов. Первый фильм демонстрировался так, что была видна только верхняя из двух строчек субтитров, и Файнстайн пошутил, что "тем, кто сверху - повезло, а тем, кто снизу - не очень", что вызвало смех среди на удивление подкованной аудитории.
Затем участники круглого стола начали обсуждение широкого круга вопросов о политике и присутствии в СМИ геев и лесбиянок. Дуркович подробно описала все сложности, с которыми приходится сталкиваться ее организации, и сообщила о том, что фестиваль по большей части должен проходить в онлайне, чтобы оградить участников от насилия, и в то же время донести свои взгляды до более широкой аудитории. Пользующий большим уважением Танович, который наряду со многими другими прогрессивно мыслящими натуралами поддерживал Организацию в сентябре, рассказал, что власти, осуждавшие мероприятие и по сути потворствовавшие насилию по отношению к ЛГБТ, вызвали у него отвращение.
Бейзил Циокос, отборщик кинофестиваля в Сандэнсе, рассказал о подобном противодействии Кинофестивалю фильмов геев и лесбиянок "Бок о бок", проходившем в прошлом году в Санкт-Петербурге. Гудридж рассказал о поправке №8 в Калифорнии, чтобы показать, как широко распространена до сих пор гомофобия во всем мире, а Вернер говорил о том, насколько быстро в тайванском обществе, ранее настроенном весьма осуждающе, открылись возможности для решения проблем геев и лесбиянок.
Когда беседа перешла к вопросам присутствия и политики геев и лесби в фильмах голливудского мейнстрима, Чедомир Колар, продюсер Тановича, из зрительского зала попросил участников круглого стола вернуться к ситуации на Балканах. А вопросы из аудитории в основном касались местных проблем, что вовсе неудивительно. Колар выступил в роли адвоката дьявола и заявил, что в советские времена геи и лесбиянки были в гораздо меньшей опасности, чем сейчас, сравнил ту ситуацию с политикой Вооруженных сил США "Не спрашивай, не говори" в отношении военнослужащих-геев.
Колар отметил чрезвычайную отважность Дуркович и ее коллег - в коммунистические времена ЛГБТ официально не существовало, хотя многие геи и лесби не скрывали свою ориентацию от близких друзей и родственников. На публичном признании они не настаивали, благодаря чему и получили возможность жить спокойно. Но для присутствовавших на круглом столе западных европейцев и американцев публичное признание было самым главным, поэтому работа затравленной Дуркович и несет такую важность - ведь, по сути, это попытка использовать средства массовой информации и объединить гей-сообщество. Поэтому надо отдать должное кинофестивалю в Сараево и особенно Файнстайну, за то, что предоставили публичную площадку для благожелательно настроенной и немалочисленной аудитории, чтобы обсудить накопившиеся вопросы и продолжить диалог.