Патриархальные устои сохраняются во всём мире, и в этом отношении борьба необходима. Это международная борьба за преодоление расистского менталитета, который в первую очередь заботится о "белокожих" особях мужского пола." А пока некоторые участницы гей-парада прячут лица под масками с изображением Кёльнского собора. "Это символизирует то, как мы вынуждены жить каждый день: всегда в маске. Мы - это секретарши в муниципалитете, учительницы и воспитатели в церковных школах и в детских садах" - поясняет одна из женщин. Но наиболее эмансипированные - не сдаются, объединяются в различные группы и союзы, избираются в органы власти.
"Свои люди" есть и в бундестаге и в правительстве. Три дня спустя после CSD поступило сообщение о том, что бундестаг, то есть немецкий парламент, одобрил законопроект, уравнивающий в правах однополые союзы с "домостроевскими парочками". Этот законопроект в феврале внесли депутаты правящей коалиции из социал-демократов и "зелёных". Теперь всё зависит от согласия бундесрата, то есть германского Совета Федерации. Если большинство посланцев немецких земель не станут возражать "голубому счастью", то законодательство ФРГ в отношении однополых союзов станет одним из наиболее прогрессивных в Европе.
Беспокойство вызывает позиция блока ХДС/ХСС. Эти партии базируются на христианских ценностях. Семью христиане-политики вкупе с церковниками защищают всеми силами как последний оплот консерватизма от, как они выражаются, "атак красно-зелёных". Семья создаётся для того, чтобы иметь детей, аргументируют христианские демократы цитатами из Священного писания, а геи детей иметь, в принципе, не могут! "Семья" для немецких консерваторов означает союз мужчины и женщины и произошедших от них, по возможности, путём естественного осеменения, отпрысков. Любые другие формы семьи, якобы, подрывают моральные и экономические устои общества. Баварский министр внутренних дел Бекштайн поясняет, что отсутствие у голубых и лесбиянок потомства негативно скажется на перспективах пенсионного страхования граждан.
Результаты последних репрезентативных опросов, согласно которым 40% геев и 31% лесбиянок хотели бы воспитывать детей, ХДС/ХСС и христианские фундаменталисты всех мастей игнорируют. В соседних Нидерландах усыновление и удочерение детей гомосексуальными парами было разрешено так давно, что многие из однополых родителей сегодня уже имеют внуков. В Германии это право продолжает оставаться одним из существенных требований гей-движения. И тем временем лесбиянки прибегают к искусственному оплодотворению, часто используя семенной материал своих голубых друзей, и даже вынашивают для них детей.
Но вообще-то в том, что касается солидарности в гей-среде, обольщаться не следует. К сожалению, зависть, моббинг и откровенная травля тех геев и лесбиянок, которые не производят впечатления "покорных овечек", и не хотят плыть вместе с мэйн-стримом, не редкость. "Успешная интеграция" оборачивается дефицитом солидарности и "внутриобщинной культуры". "Мир искусственности" вместо "Мира искусств". Но вроде бы и гейский андеграунд продолжает существовать. Некоторые исследователи даже утверждают, что геевская урбанистическая культура в её нарко-дискотечной ипостаси с особыми кодами поведения и жаргоном и есть самый настоящий андеграунд. Другого не осталось.
С другой стороны отнюдь не все геи и лесбиянки чувствуют себя в городской субкультуре как дома, предпочитая эскапизм показной эмансипации. Второй по массовости CSD состоялся в конце июня в Берлине. В пику "идейно выхолощенной" и "коммерческой" демонстрации "приспособленцев", в берлинском районе Кройцберг, где ещё витает дух революции, альтернативно мыслящая публика устроила потом собственную гулянку.
Кройцбергские автономы и анархисты вполне справедливо напоминают, что солидарность и толерантность общества в значительной мере зависит от степени интегрированности в него. Повальная же интеграция как всегда происходит за счёт меньшинств. Культуру протеста сменяет культура приятия и праздника. Нa CSD в Кёльне было заметно, что пивные палатки и обжорные ряды оттесняют палатки и агитпункты общественных, социальных и коммерческих организаций геев и лесбиянок на периферию.
А, что произойдёт, когда все политические и юридические проблемы будут урегулированы? Сегодня многие западные философы и социологи уверяют, например, что цели женского движения достигнуты и, говорят о пост-феминизме. Может ли наступить эра пост-гомосексуальности? На мои вопросы отвечает Томас Франкен из организации геев - социал-демократов: "Пока, что мы ничего окончательного в законодательной сфере не достигнуто. Парламент продолжает рассматривать наш законопроект. Какие из предложений останутся, а какие будут отвергнуты, не ясно. Оставаясь реалистом, нужно признать, что пройдут ещё годы, пока равноправие геев и лесбиянок юридически будет закреплено в надлежащей форме.
Проблем у нас более чем достаточно, и одной из самых важных я считаю дискуссию о формах семьи. О том, чтобы юридические и финансовые привилегии распространялись и, скажем, на союзы людей, вне зависимости от сексуальной ориентации, которые живут вместе и ведут домашнее хозяйство совместно" - говорит Томас Франкен из организации "Геи в СДПГ". На вопрос о том, кто обращается к ним на этом празднике жизни за разъяснениями и консультациями, социал-демократы отвечают, что "... тут существуют различия. Из числа геев и лесбиянок, нашей деятельностью, по крайней мере поверхностно, интересуются не менее трети прохожих. Среди зрителей, гостей праздника, и в особенности, совсем молодой публики интерес минимален.
Вообще-то, конечно, народ сегодня трудно заинтересовать политикой. Но возможностей активно включиться в работу геевских политических и молодёжных организаций в Кёльне более чем достаточно". Так, что упрёки в том, что коммерчески прибыльная карнавальная идея узурпировала дух святой борьбы за эмансипацию, не вполне оправданы. По моим наблюдениям всё наоборот: возросшая благодаря многолетней упорной работе активистов движения толерантность немцев, и признание индивидуального права на сексуальное самоопределение, позволили возникнуть столь грандиозному массовому гулянию на свежем воздухе у стен Кёльнского собора. А графическое изображение облачённых в презервативы шпилей теперь служит излюбленным мотивом наглядной агитации в геевских разъяснительных кампаниях по борьбе со СПИДом.
Шествие, о котором идёт речь, состоялось, как всегда, в воскресенье. А в субботу несколько тысяч демонстрантов почтили память геев и лесбиянок, ставших жертвами нацистского режима. Известно, что вскоре после физического уничтожения в 34-ом году по подозрению в антигитлеровском заговоре руководителя штурмовых отрядов СА гомосексуала Эрнста Рёма и его окружения, которое сплошь состояло из "голубых", нацисты стали жесточайшим образом преследовать любые проявления однополой любви.
В соответствии с циркуляром фюрера, для того, чтобы угодить в концлагерь, немцу мужского пола достаточно было "с вожделением взглянуть на другого мужчину". Вряд ли над этим когда-либо задумывались сотни мальчиков и девочек, отплясывавших под бодрые ритмы техно и немецких шлягеров. Равно как никто не вспоминает и о том, что гомо-парады в Кёльне на протяжении многих лет вызывали недовольство городских властей и возмущение бюргеров. Но, в минувшее воскресенье в городе царила повальная гомофилия.
Француженка по имени Селин, много лет дружит и работает почти исключительно с "голубыми". Сегодня она торгует пивом в палатке крупнейшей европейской гей-дискотеки Lulu/G-Punkt. Знает ли Селин о том, что голубые и лесбиянки возможно смогут вскоре заключать браки? Да, знает и уверена, что это: "...замечательное и правильное решение!" Впервые в истории кёльнского CSD пятикилометровый обоз из сотни разукрашенных грузовиков, повозок и 40 тысяч демонстрантов соединил оба берега Рейна. Зная немецкий язык, в этом можно было усмотреть метафору равноправия, поскольку идиома "андерес уфер" - "другой берег" означает нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Переправившись по мосту Дойцербрюке через Рейн, и выписав многокилометровый круг по центру города, через несколько часов, демонстранты и превосходящие их в несколько раз по численности зрители заполнили Соборную площадь, Ратушную площадь, Старый рынок и все прилегающие улочки и переулки. Панки и благообразные пожилые пары, семейства с детьми и трансвеститы на шестидюймовых плато в феерических бальных нарядах, татуированные мужики из садомазохистской фракции в кожаной экипировке и модная техно молодёжь.
ШЕСТОЕ ВРЕМЯ ГОДА "CSD-2000", десятый по счёту в Кёльне, бил рекорды массовости. Если в 91-ом году, число участников шествия не превышало 2 тысяч, а зрителей и любопытных было максимум 10 тысяч, то в минувшие выходные шествие 40 тысяч ряженых, униформированных и почти обнажённых геев и лесбиянок наблюдали почти 700 тысяч кёльнцев и гостей города. По относительной численности геев и лесбиянок Кёльн сегодня следует за Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Их здесь не менее ста тысяч, и за счёт притока мигрантов и "вылупившейся" молодёжи из провинции - становится всё больше.Гей-парад смело можно назвать "шестым временем года", если, конечно, знаешь, что "пятое время года" для местных уроженцев - масленичный карнавал - "фастеловенд". Правда, он, как и всякое солидное мероприятие с фольклористичной окраской и давней традицией иногда производит довольно занудное впечатление. Но и в том, что касается атмосферы и настроения "Си-эс-ди" раз на раз не приходится.
Примечательно, что впервые власти города, и пользующийся печальной славой махрового реакционера, кёльнский кардинал Майснер, предоставили для этого, отнюдь не благоухающего, по мнению клериков ладаном и мирром мероприятия, Соборную площадь. Пусть это зачтётся им на небесах. Сыну человеческому возглавить шествие в венчике из роз всё же, видимо, не разрешили. Во главе многонационального парада ехала симпатичная лесбиянка на мотоцикле. Провозвестник всеобщей любви и братства, как и полагается - в терновом венце, нёс свой крест среди повозок под свист толпы и грохот техно. Вооружённый плетью демон в чёрной маске с птичьим клювом и рогами неукоснительно следил за сохранением страдающей мины на лике Иисуса. Обязательные монашки и католические прелаты разумеется тоже присутствовали в изобилии.
Перечень лесбийских и гей групп, организаций и фирм, снарядивших разукрашенные грузовики, занял бы страницы две печатного текста. Тут и голубая футбольная команда "Cream team Cologne", и "Объединение кёльнских ведьм", и "Клуб мотоциклисток", и "Союз геев-менеджеров", союз голубых турок "Тюркгей", греков "Эремис" и группа еврейской голубой молодёжи "Яхад", что значит "Единство". И необычайно экзотичные парагвайские индейцы-гуарани в шаманских нарядах. Группа опрятных и улыбающихся стюардесс жестами и мимикой объясняла правила поведения на борту авиалайнера, а пожилой и грациозный трансвестит с вполне серьёзной миной был втиснут в "сэндвич", передняя часть которого являлась муляжом унитаза а спинная - стеной сортирной кабины, испещренной надписями о поиске сексуальных контактов с указанием требующегося размера члена.
Хитом сезона стала австрийская императрица-модница Сисси. Она восседала на розовом бархатном троне в окружении свиты. Авторы и исполнители: геевская шоу-группа "Волшебные флейты". Бернд Биттер - один из фрейлин рассказал, что на оформление повозки, шитьё нарядов и разучивание песен ушли три месяца и... 80 тысяч марок. Ханс, с друзьями, экипированными в защитного цвета рубашки, и шорты приехал из соседнего Дюссельдорфа, где "Кристофер стрит дей" отмечается в гораздо более скромных рамках:
"Я здесь с друзьями, мы вчетвером приехали. Я рад, что могу встретить здесь знакомых буквально отовсюду. То, что наш парад за последние годы принял черты карнавала, свидетельствует о том, что мы избавляемся от ущемлённого самосознания, от комплексов и находим, к счастью, всё больше понимания у гетеросексуалов. Процесс интеграции геев и лесбиянок практически осуществлён. Слава Богу, что необходимость в борьбе и протесте отпадает и мы можем вместе со всеми, кто нас воспринимает такими какие мы есть, праздновать и радоваться полноте жизни!"
Оптимизм Ханса отнюдь не беспочвенен. Упомянутый законопроект предусматривает для "однополых" союзов такие же льготы, что и для семей, скроенных по традиционному образцу. Два документа исторической важности для приверженцев однополой любви обсуждались на состоявшейся 30-го июня Парламентской Ассамблее Совета Европы. В первой рекомендации для всех стран-членов ПАСЕ, в частности, содержался призыв ко всеобщему запрещению какой-либо дискриминации на основании сексуальных предпочтений и принятия законов о регистрации геевских и лесбийских пар. Во втором документе речь шла о признании права на политубежище для лиц, преследуемых за гомосексуальность и предоставлении вида на жительство для однополых партнёров граждан государств, входящих в Совет Европы. Правда, в этот, заключительный день летней сессии, почти никто не явился на заседание и кворум собрать не удалось. Голосование перенесли на сентябрь.
Для того чтобы требования геев и лесбиянок не казались вам столь экзотичными, представьте себе, что в газетном объявлении о смерти гея, скончавшегося от СПИДа значится "глубоко скорбящая семья и близкие". Любой нормальный человек прочитав это подумает о родителях, братьях и сёстрах покойного, которые, кстати, что случается сплошь и рядом, его быть может, отвергли. Но никто не поймёт, что речь идёт о друге с которым покойный прожил много лет, или "сёстрах и братьях" из геевско-лесбийской общины, заменивших ему родных. Чтобы внедрить новый смыл слова "семья" и "близкие" предстоит сделать действительно не мало. Но устремления эти вполне отражают тенденцию в обществе, где родственные узы теряют первостепенную роль, и альтернативные сообщества из друзей, и людей близких по духу многим кажутся идеальной семьёй будущего.
В федеративной земле Северный Рейн-Вестфалия кампания по внедрению нового смысла "семьи и брака" продолжается уже около двух лет. Рассказывает Деннис Внендт из организации "Швулес Нетцверк НРВ: "Эту кампанию мы ведём с 1998-го года. Она была представлена на ЦСД, два года назад и называется "Семья для голубых и лесбиянок". Её цель в том, чтобы сделать юридическое понятие "семьи" достоянием геев и лесбиянок". То есть, чтобы пары геев или лесбиянок с детьми или без, коммуны из нескольких семей, которые хотели бы жить под одной крышей, не только могли бы называться семьёй, но и пользоваться теми же привилегиями, что и гетеросексуальные союзы".
Не знаю, кто из тех молодых геев и лесбиянок, которые сегодня посещают кёльнскую юниоровскую группу "Anyway" воспользуется новыми возможностями, станет заключать браки, заводить детей и снова разводиться... Но эта возможность должна появиться как можно скорее! И дети их будут жить в одном из наиболее либеральных и прогрессивных городов мира. В этом уверен и пожилой кёльнец, с которым я разговорился у пивной палатки. Местную философию он сформулировал на местном диалекте, указав на её схожесть с буддизмом: "Et es, wie et es. Et kuett, wie et kuett. Un et es noch ens joot jejange!" ("Всё есть как есть, чему быть того не миновать, и может быть повезёт ещё раз."). Пусть и вам тоже повезёт в жизни, и в выборе спутника! Борьба продолжается!