Когда организаторы питерского ЛГБТ-кинофестиваля "Бок о Бок" пригласили меня в жюри, я сразу согласилась. В кино не разбираюсь, к ЛГБТ-сообществу не отношусь, но на фоне происходящего в стране такой фестиваль стал политическим событием, и участие в нем - четким выражением своей гражданской позиции.
Одна из организаторов Гуля Султанова рассказала мне: "В этот раз практически все кинотеатры решили поддержать кинофестиваль, несмотря на возможные риски. А это дорогого стоит". Мне было трудно разделить оптимизм Гули, я была уверена, что "Бок о Бок" попытаются сорвать, что его организаторов и зрителей ждут неприятности.
Опасное открытие
21 ноября за несколько минут до торжественного открытия кинофестиваля в "Варшавском экспрессе" в полицию поступило сообщение, что кинотеатр заминирован. Пока полиция искала в здании бомбу, зрители полтора часа тусовались на промозглом ветру.
В нескольких метрах от нас нарисовалась компания бритоголовых крепких парней. Как потом объяснила Гуля, это были националисты из организации "Сопротивление". Одна из зрительниц, стоящая рядом со мной, заметно нервничала: "Сейчас они станут бросать в нас камни, как на митинге на Марсовом поле... Сейчас они начнут стрелять из травматических ружей!" Тут же среди гей-активистов стоял Дмитрий Чижевский с черной повязкой на лице. Совсем недавно при нападении на ЛГБТ-центр неизвестные выстрелили Чижевскому в глаз из травматического пистолета. Организаторы "Бок о Бок" просили зрителей никуда не отходить по одному.
В конце концов нас все-таки запустили в кинотеатр. На открытии показывали голландский фильм "Маттерхорн" про отца, изгнавшего из дома сына-гея.
От кинотеатра до метро зрителей "Бок о Бок" провожала полиция.
Предсказания иностранных гостей
Дискуссия после документального фильма "Открытые геи и лесбиянки в ГДР"
Многие иностранные гости в последний момент испугались приезжать в Россию.
За 10 дней ЛГБТ-кинофестиваль "минировали" 5 раз
Пять раз в полицию поступали ложные сообщения о бомбах, заложенных на площадках кинофестиваля "Бок о Бок" - "минировали" в "Этажах", "Jam Hall" и два раза в "Скороходе".
Каждый раз приезжали полиция и скорая помощь, из "заминированных" зданий всех эвакуировали. Например, из "Этажей" вместе с ЛГБТ-активистами на улицу выставили посетителей кафе, баров и магазинов, обсуживающий персонал и жильцов хостела. Виновных в ложных вызовах не нашли.
Менни переживала не зря: после "минирования" и коворкинг в "Этажах", и кинотеатр "Jam Hall" расторгли договоры с ЛГБТ-кинофестивалем на оставшиеся показы.
В один из дней программа кинофестиваля была сорвана. Не состоялись не только кинопоказы, но и дискуссия на тему "Нужен ли подросткам доступ к информации на ЛГБТ-темы?"
В дискуссии должна была участвовать Лена Климова, журналистка и создательница сайта "Дети-404. Мы есть", специально приехавшая из Нижнего Тагила.
Через черный ход
В "Jam Hall" сообщением о бомбе был прерван фильм "Жизнь Адель", который беспрепятственно идет во многих кинотеатрах Питера. Полиция выводила зрителей через черный ход - на главном входе депутат-единоросс Виталий Милонов требовал, чтобы "полиция освободила детей, которых содомиты насильно удерживают на кинопоказе". Около двадцати парней гопнического вида составляли группу поддержки депутата.
В ожидании "разминирования" зрители ЛГБТ-кинофестиваля укрылись в ближайшем кафе, но несколько человек, включая меня, задержались на улице. Ко мне подошел полицейский:
- Скажите "вашим", чтобы они не стояли на улице, а спрятались в кафе. На них могут напасть.
- Они не хотят в кафе.
- Это опасно... хотя, эти похожи на обычных людей. Может, их не заметят и не тронут.
Слова полицейского покоробили, но не удивили. Удивляло отсутствие поддержки ЛГБТ-кинофестиваля среди гражданских и "левых" питерских активистов.
В "бомбоубежище"
После разрыва контракта с "Jam Hall" кинофестиваль переместился в небольшое подвальное помещение клуба "Зеленая лампа". На этой площадке обошлось без "минирования". Как заметил член жюри фестиваля Бард Иден: "Какие бомбы? Мы уже в бомбоубежище". В "бомбоубежище" прошли кинопоказы художественных фильмов "Том на ферме", "Во имя..." и документальной ленты "Здесь были мы".
ЛГБТ-христиане
"Во имя..." - фильм о внутренней борьбе священника со своими гомосексуальными страстями. В обсуждении фильма участвовал пастор Андрей из протестантской церкви.
Пастор рассказывал, как однажды пригласил ЛГБТ-христиан на празднование Пасхи, но остальные верующие отказались есть с ними за одним столом.
"Здесь были мы"
Большое впечатление на всех произвел фильм "Здесь были мы" про эпидемию СПИДа в 80-х среди геев Сан-Франциско. Во время эпидемии умерло больше 15 000 человек. Правительство США предложило такие меры: принудительный карантин, одежду с опознавательными знаками или специальные татуировки для зараженных. Массовые митинги ЛГБТ-сообщества сорвали принятие подобных законов. Геи требовали информации о новой болезни, разработки лекарств и их свободной продажи, государственной поддержки для ВИЧ-инфицированных. Параллельно ЛГБТ-сообщество создавало свои благотворительные организации: сотни гей-активистов шли в волонтеры, многие лесбиянки становились донорами крови и медсестрами.
На кинофестиваль приехал один из героев этого фильма, ВИЧ-активист Эд Вулф
Благодаря гражданской активности ЛГБТ-сообщества, а затем и всего общества, эпидемию в Сан-Франциско удалось остановить сравнительно быстро.
Эд Вулф до сих пор продолжает заниматься проблемами ВИЧ. По его словам сейчас в зоне риска находятся женщины: "Трудно каждый раз заставлять мужа надевать презерватив". Еще Вулф сказал: "Геи - тоже мужчины, которым пора пересмотреть свои патриархальные взгляды по отношению к женщинам".
"Лесбияна"
На "Бок о Бок" я заметила, что ЛГБТ-сообщество не свободно от сексизма. Один молодой гей, увидев на мне бейджик жюри, поинтересовался, за какие фильмы я голосовала. Узнав мой выбор - "Жизнь Адель" и "Лесбияна", он сказал: "Эти фильмы такие скучные. И на лесбийский секс смотреть противно".
Надо заметить, что большинство фильмов, показанных на "Бок о Бок", были сняты режиссерами-мужчинами о гейской любви. "Лесбияна: параллельная революция" оказалась единственным полнометражным фильмом на фестивале, снятым женщиной о женщинах. На кинопоказе зал был полупустым - мужчины не пришли.
В "Лесбияне" интервью пожилых лесбиянок-активисток, участвующих в ЛГБТ - и феминистских движениях 70-х, соединены с документальной хроникой тех лет. В те годы было много сепаратистских лесбийских поселений, где женщины жили коммунами, занимались живописью, скульптурой, литературой, музыкой, перформансами.
Делимся в кафе впечатлениями от "Лесбияны"
Встреча жюри
В жюри "Бок о Бок" вошли режиссер Александр Марков, директор "Тур де Фильм" Марина Штауденманн, директор квир-кинофестиваля Бард Иден, а также люди далекие от профессионального мира кино: я и Елена Костюченко - журналистка, ЛГБТ-активистка.
От обсуждений фильмов мы быстро перешли к обсуждению гомофобной политики страны.
Среди художественных фильмов победитель был выбран почти единогласно.
Среди документальных полнометражек победила "Дорога св. Валентина", фильм об убийстве школьника-трансгендера его одноклассником.
Торжественное закрытие фестиваля
На закрытии "Бок о Бок", помимо уже традиционного "минирования", зрителей ожидал сюрприз от партии "Родина". Активисты этой партии раздали зрителям пакеты с "подарками".
Организаторы "Бок о Бок" описывают содержимое "подарков"
Выступление самого долгожданного почетного гостя фестиваля Гаса Ван Сента
Гас Ван Сент явился на закрытие "Бок о Бок" с Сергеем Бугаевым ("Африкой") и представил его публике как своего "хорошего русского друга". Одна из зрительниц задала прославленному режиссеру вопрос: "Что делает на ЛГБТ-кинофестивале доверенное лицо Путина?" Гас Ван Сент предпочел уйти от ответа.
Афтепати в ЛГБТ-клубе "Малевич"
Сидя в закрытом ЛГБТ-клубе среди геев и лесбиянок, я переваривала свои ощущения от событий фестиваля. Во время столкновений с гомофобами мне несколько раз было страшно, и я радовалась, что гетеросекуальна - не придется пожизненно находиться в состоянии тревоги.
К концу кинофестиваля, Гуля Султанова сказала: "Мы - просто фестиваль, но ощущение, что проводим военную операцию". ЛГБТ-активисты просто люди, почему они должны жить как невидимки или преступники?