О том, что 6 декабря глава американского Госдепартамента Хиллари Клинтон собирается выступить в ООН с программной речью, посвященной защите прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, стало известно еще до того, как прозвучал сам спич. Его ждали с большим нетерпением. Его транслировали через интернет - и многочисленные сайты давали своим читателям ссылки на эту трансляцию, чтобы люди могли послушать слова Клинтон в режиме реального времени. Сегодня у нас тоже есть возможность восполнить "пробел в образовании" и ознакомиться с текстом ее исторического выступления, который украинские гей-активисты получили непосредственно из посольства США.
Добрый вечер. Находиться здесь сегодня - большая честь для меня. Я хочу выразить благодарность всем министрам, послам, уважаемым гостям и партнерам ООН. Итак, в конце этой недели мы будем отмечать День прав человека, годовщину одного из величайших достижений предыдущего столетия.
В 1947 году делегаты со всех континентов посвятили себя созданию проекта декларации, в которой были бы заложены фундаментальные права и свободы людей всего мира. В свете последствий Второй мировой войны многие государства требовали создания документа, который помог бы укрепить уверенность в том, что впредь мы не допустим подобных преступлений и будем защищать неотъемлемое право всех людей на гуманное отношение и достоинство. Делегаты начали работу. Они дискутировали, писали, они заново пересматривали написанное и так - тысячи часов. Они включали в текст предложения и изменения, сделанные правительствами, организациями и отдельными лицами со всего мира.
В три часа утра 10 декабря 1948 года, после почти двухлетней работы над проектом и одной долгой ночи дебатов, президент Генеральной Ассамблеи ООН поставил окончательный текст на голосование. Сорок восемь государств проголосовали "за"; восемь - воздержались, и никто не проголосовал "против". Так была принята Универсальная Декларация прав человека. Она провозглашает простую и четкую идею: все человеческие существа рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Декларация утверждала, что права не даруются правительством - они даны каждому человеку от рождения. Неважно, в какой стране мы живем, кто наши лидеры, и даже кто мы сами. Мы - люди, а значит, наделены правами. А поскольку мы наделены правами, правительства обязаны защищать их.
За 63 года, с тех пор, как Декларация была принята, многие государства достигли большого прогресса в осуществлении прав человека в повседневной реальности. Постепенно падали барьеры, которые в свое время мешали людям в полной мере наслаждаться свободой, в полной мере ощущать человеческое достоинство и в полной мере пользоваться преимуществами гуманизма. Во многих странах были отменены расистские законы, законодательные и социальные практики, которые придавали женщинам второстепенный статус, религиозные меньшинства получили возможность свободно проявлять свою веру.
В значительной мере добиться этого прогресса было нелегко. Люди боролись, организовывались и проводили агитационную работу с целью изменить не только законы, но и сердца, и сознание. И благодаря этому труду поколений, миллионов отдельных людей, чьи жизни были поражены несправедливостью, сейчас они могут жить свободно и принимать полноценное участие в политической, экономической и социальной жизни своих сообществ.
Сегодня, как всем вам известно, остается много того, что необходимо осуществить, чтобы гарантировать выполнение этих обязательств, защитить их суть для всех людей. Сейчас я хочу поговорить о работе, которую нам необходимо проделать, чтобы защитить одну группу людей, которой до сих пор отказывают в человеческих правах в слишком большом количестве стран мира. Во многом они являются невидимым меньшинством. Их арестовывают, избивают, терроризируют, даже убивают. Они сталкиваются с презрением и насилием со стороны своих соотечественников, в то время как должностные лица, уполномоченные защищать их, закрывают на это глаза или, что также часто случается, принимают участие в издевательствах. Им отказывают в возможности работать и учиться, их выгоняют из домов и стран и заставляют скрывать свою сущность, или отказываться от нее, чтобы уберечь себя от неприятностей.
Я говорю о лесбиянках, геях, бисексуалах и транссексуалах (ЛГБТ), о человеческих существах, рожденных свободными, которым были дарованы равенство и достоинство, которые имеют право заявить о себе, и чьи проблемы остаются в наше время одним из наиболее сложных аспектов прав человека. Я говорю на эту тему, зная, что в моей собственной стране положение в области прав человека для геев далеко от совершенства. До 2003 года в некоторых частях нашей страны это считалось преступлением. Многие ЛГБТ-американцы подвергались насилию и притеснениям, и некоторые из них, в частности, молодежь, ежедневно сталкиваются с агрессией. Таким образом, мы, как и все нации, должны серьезнее работать, чтобы защитить права человека у себя дома.
Сейчас, когда я задаю этот вопрос, я знаю, что он является болезненным для многих людей, и что предубеждения, которые мешают защите прав ЛГБТ, опираются на глубоко укоренившиеся личные, политические, культурные и религиозные мнения. И я стою сейчас перед вами с уважением, пониманием и смирением. Даже если прогресс в этой области дается нелегко, мы не можем отложить наши действия, направленные на его достижение. Я хочу поговорить о сложных и важных вопросах, на которые мы должны искать ответы вместе, чтобы достичь глобального консенсуса, который признает человеческие права ЛГБТ-граждан по всему миру.
Первый аспект затрагивает суть проблемы. Некоторые считают, что права геев - особые, и что они отличаются от прав человека. Но в действительности они такие же и не отличаются ничем. Конечно, 60 лет назад правительства, которые писали проект Универсальной Декларации и принимали ее, не думали о том, как приспособить ее к сообществу ЛГБТ. Они не думали и о том, как приспособить ее к коренным народам, или детям, или инвалидам, или другим маргинализуемым группам. Но за 60 лет, что минули с тех пор, мы пришли к осознанию того, что члены этих групп имеют такие же права, как и все остальные, ведь, как и все, они принадлежат к человеческому роду.
Это осознание пришло не сразу. Оно развивалось со временем. И за это время мы поняли, что уважали права, которые люди имели всегда, а не создавали новые или особенные права для них. Если вы - женщина, если вы относитесь к расовому, религиозному или этническому меньшинству, если вы относитесь к ЛГБТ, это не значит, что вы в меньшей степени человек, нежели другие. Вот почему права геев - это права человека, а права человека - это права геев.
Это - нарушение прав человека, когда кого-то бьют или убивают из-за его сексуальной ориентации, или за то, что он не вписывается в культурные нормы относительно того, как должны выглядеть мужчина и женщина, или как они должны себя вести. Это - нарушение прав человека, когда правительства объявляют, что быть геем - незаконно, или же оставляют безнаказанными тех, кто издевается над геями. Это - нарушение прав человека, когда лесбиянку или трансгендерную женщину подвергают так называемому "корректирующему изнасилованию", или насильно лечат гормонами. Или когда людей убивают после публичных призывов к насилию против геев, или когда их заставляют убегать из дома и искать убежища в чужих странах , чтобы спасти свою жизнь. И это - нарушение прав человека, когда людям отказывают в жизненно важной помощи, потому что они - геи, или когда равный доступ к справедливости становится невозможным для людей, потому что они - геи, или когда публичные места недоступны для людей, потому что они - геи. Не важно, какие мы снаружи, откуда мы родом или кто мы: всем нам одинаково дарованы наши человеческие права и достоинство.
Второй аспект - это вопрос о том, происходит ли гомосексуальность из какой-то определенной части мира. Некоторые верят в то, что это - сугубо западный феномен, а значит люди, живущие за пределами Запада, имеют основания отвергать его. Но на самом деле геи рождаются в любом обществе мира и принадлежат ему. Это люди всех возрастов, всех рас, всех религий; это врачи и учителя, фермеры и банкиры, солдаты и спортсмены. И, независимо от того, знаем ли мы их, признаем ли мы их, они остаются нашей семьей, нашими друзьями и нашими соседями.
Быть геем - это не изобретение Запада, это - человеческая реальность. И защита прав всех людей, традиционной или нетрадиционной ориентации, не является чем-то, чем занимаются только западные правительства. Конституция Южной Африки, написанная по следам апартеида, защищает равенство всех граждан, включая геев. В Колумбии и Аргентине права геев так же защищены законодательством. В Непале Верховный Суд постановил, что ЛГБТ-граждане имеют равные права со всеми. Правительство Монголии обязалось соблюдать новое законодательство, которое будет бороться с любыми проявлениями дискриминации в отношении геев.
Некоторые выражают опасения, что защита человеческих прав ЛГБТ-сообщества - это роскошь, которую могут себе позволить только богатые государства. Но на самом деле, во всех странах есть средства для того, чтобы защищать эти права. Средства утрачиваются всякий раз, когда с той или иной группой людей обращаются хуже, чем с другими, вне зависимости от того, женщины ли это, представители расового или религиозного меньшинства, или ЛГБТ. Бывший президент Ботсваны Могао недавно отметил, что пока ЛГБТ остаются в тени, не может быть разработана эффективная публичная программа здравоохранения, направленная на борьбу с ВИЧ и СПИДом. Что ж, это правда, и это - еще одна проблема, в дополнение к другим.
Третий и, возможно, самый сложный аспект возникает, когда люди обращаются к религиозным или культурным ценностям как к мотивации проявлять насилие в отношении ЛГБТ-граждан, или не защищать их человеческие права. Подобная позиция недалеко ушла от обоснования насильственных практик, направленных против женщин, таких как "убийства чести", сжигание вдов, или женское генитальное обрезание. Некоторые до сих пор защищают эти практики как часть культурной традиции. Но насилие против женщин нельзя назвать культурным: оно преступно. Равно как и рабство, о котором в свое время говорили, что оно санкционировано Господом, а сейчас оно справедливо осуждается как абсолютное нарушение прав человека.
В каждом случае мы убеждаемся, что не существует обычаев или традиций, которые перевесили бы права человека, принадлежащие всем нам. И это касается насилия против ЛГБТ, криминализации их статуса или поведения, отчуждения их от семей и сообществ, молчаливого или открытого согласия на их убийство.
Конечно, следует отметить, что кое-где существуют культурные и религиозные традиции и учения, которые противоречат концепции прав человека. На самом деле, наша религия и наша культура - это источник сострадания и вдохновения. Были не только те, кто оправдывал рабство, опираясь на религию, но и те, кто пытался положить ему конец. И давайте помнить, что наши обязательства защищать свободу веры и отстаивать достоинство ЛГБТ исходят из одного источника. Для многих из нас религиозные верования и совершение религиозных обрядов - жизненно важные источники смысла и идентичности. В то же время для большинства из нас любовь и семья, которую мы создаем, являются столь же жизненно важными источниками смысла и идентичности. И забота о других - это выражение того, что значит быть человеком. Человеческий опыт универсален, а потому права человека универсальны и охватывают все религии и культуры.
Четвертый аспект - это то, чему учит нас история, как мы добиваемся успеха, отстаивая равные права для всех. Прогресс начинается с честной дискуссии. Есть люди, которые верят, что все геи - педофилы, что гомосексуальность - это болезнь, которую можно подхватить или вылечить, что геи вербуют других, чтобы те также становились геями. Все эти утверждения - ложь. Маловероятно, что подобные мнения исчезнут, если просто отбросить тех, кто их высказывает - вместо того, чтобы пригласить этих людей поделиться своими страхами и тревогами. Никто никогда не отказывался от своих убеждений лишь потому, что его заставляли это сделать.
Достижение взаимопонимания в этих вопросах требует не одной речи. Оно требует большого количества разговоров. Многочисленных разговоров в разных странах - больших и малых. Оно требует готовности расценивать категорические расхождения в убеждениях как повод для начала разговора, а не повод для того, чтобы его избежать.
Но прогресс приходит через изменения в законодательстве. Во многих местах, в частности, в моей собственной стране, правовая защита предшествует широкому признанию прав, а не логически вытекает из него. Законы оказывают обучающее воздействие. Законы, являющиеся дискриминационными, делают возможными другие виды дискриминации. Законы, которые требуют равной защиты, укрепляют моральный императив равенства. И, если рассуждать с практической точки зрения, зачастую законы должны меняться еще до того, как рассеются страхи, связанные с этими переменами.
Многие люди в моей стране считали, что Президент Труман сделал роковую ошибку, когда отменил расовую сегрегацию в армии. Они говорили, что это разрушит незыблемое военное единство. Так было до тех пор, пока он не сделал этого - и это, как мы видим, укрепило наш общественный строй. До такой степени, которую не в состоянии были предвидеть даже сторонники политики Трумана. Точно так же некоторые люди в моей стране волновались, что аннулирование директивы "Не спрашивай, не говори" окажет на нашу армию негативный эффект. Сейчас командир Корпуса морских пехотинцев, который был одним из самых серьезных противников этого аннулирования, признает, что его опасения были напрасными.
В конечном итоге, прогресс приходит из стремления поставить себя на место другого. Мы должны спросить себя: "Как бы я себя чувствовал, если бы любовь к человеку, которого я люблю, считалась преступлением? Как бы я себя чувствовал, если бы меня дискриминировали за ту составляющую моей личности, которую я не могу изменить?" Этот вызов касается всех нас, когда мы задумываемся о наших убеждениях, когда работаем для того, чтобы толерантность и уважение относились ко всем людям, когда мы входим в контакт с теми, с кем мы не согласны, в надежде достичь большего взаимопонимания.
Пятый и последний вопрос: каков наш вклад в то, чтобы права человека в мире охватывали всех людей, включая ЛГБТ? Именно сами ЛГБТ должны возглавить эти усилия наряду со многими из вас. Их мужество воодушевляет, а их знания и опыт сложно переоценить. Нам известны имена отважных ЛГБТ-активистов, которые в буквальном смысле отдали жизнь за свою идею. Но есть гораздо большее количество тех, чьи имена мы не узнаем никогда. Действуя сами по себе, меньшинства не смогут достичь того, что необходимо для политических перемен.
Таким образом, когда любую часть человечества ограничивают в возможностях, все остальные не имеют права оставаться в стороне. Всякий раз, когда рушится один из барьеров на пути к прогрессу, это требует совместных усилий тех, кто находится по обе его стороны. В борьбе за права женщин поддержка мужчин играет важную роль. Борьба за расовое равенство опиралась на участие в ней людей всех рас. Борьба с исламофобией или антисемитизмом - это задача людей любой веры. То же самое касается и этой борьбы за равенство.
И наоборот: когда мы сталкиваемся с отрицанием, или нарушением прав человека - и отказывается реагировать, это становится своеобразным свидетельством одобрения для тех, кто допускает нарушения, и дает им уверенность, что за свои действия они не понесут наказания, а, следовательно, могут продолжать в том же духе. Но когда мы реагируем, мы посылаем мощный моральный сигнал. В этом году именно здесь, в Женеве, международное сообщество выступило за укрепление глобального консенсуса в отношении прав ЛГБТ. На заседании Совета по правам человека в марте 85 стран из всех регионов мира поддержали соответствующее заявление и призвали прекратить криминализацию и насилие, направленные против людей на основании их сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
На следующей сессии Совета, в июне, Южная Африка возглавила процесс разработки резолюции против насилия в отношении ЛГБТ. Делегаты из Южной Африки убедительно говорили о своем опыте и борьбе за права человека и их неделимость. Когда документ был принят, он стал первой в истории резолюцией ООН, которая признала человеческие права геев во всем мире. В Организации американских штатов в этом году Интерамериканская комиссия по правам человека создала департамент по правам ЛГБТ, и это было шагом к возможному созданию должности специального докладчика ООН по данным вопросам.
Сейчас мы должны двигаться дальше и работать здесь и в каждом регионе мира, чтобы стимулировать большую поддержку прав ЛГБТ-сообщества. Лидеров тех стран, где людей арестовывают, избивают или казнят за то, что они геи, я прошу учесть вот что: лидер по определению должен вести свой народ, когда в этом возникает необходимость. Он должен отстаивать достоинство всех своих граждан и убеждать свой народ поступать так же. Он должен быть уверен в том, что со всеми гражданами его страны обращаются как с равными, в соответствии с законодательством. Позвольте уточнить: я не говорю, что геи не могут совершить преступлений или не совершают их. И если они нарушают закон - они должны быть за это наказаны. Но человек ни при каких обстоятельствах не может считаться преступником лишь потому, что он - гей.
Обращаясь к людям всех наций, я скажу, что поддержка прав человека является в том числе и вашей ответственностью. Жизнь геев формируется не только законами, но и тем отношением, которое они видят ежедневно со стороны своих семей и своих соседей. Элеонор Рузвельт, которая так много сделала для пропаганды прав человека во всем мире, говорила, что права начинаются рядом с домом - на улицах, где люди живут, в школах, где они учатся, на фабриках, фермах и в офисах, где они работают. Эти места - ваша территория. Действия, к которым вы прибегаете, идеалы, которые вы защищаете, могут определить состояние прав человека в месте вашего пребывания.
И, наконец, я обращаюсь к женщинам и мужчинам - представителям ЛГБТ всего мира. Позвольте мне сказать следующее: где бы вы ни жили, и какими бы ни были обстоятельства вашей жизни, вне зависимости от того, есть ли у вас связи с организациями поддержки, или вы ощущаете себя изолированным и уязвимым, - помните, пожалуйста, что вы не одиноки. Люди во всем мире упорно работают, чтобы помочь вам и положить конец несправедливости и опасности, с которыми вы сталкиваетесь. Так происходит в моей стране. У вас есть союзник в лице Соединенных Штатов, у вас есть миллионы друзей среди американцев.
Администрация президента Обамы защищает человеческие права ЛГБТ как часть нашей общей политики в области прав человека и как приоритет нашей международной политики. В наших посольствах дипломаты задают вопросы в отношении особых прецедентов и законов и работают с многочисленными партнерами с целью укрепления защиты прав человека для всех. В Вашингтоне мы создали целевую группу в Государственном департаменте, чтобы поддерживать и координировать эту работу. В ближайшие месяцы мы предоставим каждому посольству пакет инструкций, чтобы оказать им поддержку в их усилиях.
Сегодня утром, вернувшись в Вашингтон, президент Обама вынес на повестку дня первую стратегию правительства США, посвященную борьбе с нарушениями человеческих прав ЛГБТ за рубежом. Основываясь на усилиях, которые в настоящее время реализуют Госдепартамент и правительство, президент дал указание всем правительственным агентствам США за рубежом бороться с криминализацией ЛГБТ, углублять усилия по защите ЛГБТ-беженцев и тех, кто ищет убежища, гарантировать, что наша международная помощь пропагандирует защиту прав ЛГБТ, привлекать международные организации к борьбе против дискриминации и оперативно реагировать на факты издевательств над ЛГБТ.
Я также с удовлетворением сообщаю, что мы учредили новый Фонд глобального равенства, который будет поддерживать деятельность организаций, работающих над решением данных проблем во всем мире. Этот фонд поможет им фиксировать факты, а, следовательно, они смогут определять объекты для целевой защиты, учиться использовать закон как орудие, распоряжаться своими бюджетами, обучать своих сотрудников и налаживать партнерство с женскими организациями и другими правозащитными группами. Мы выделили более трех миллионов долларов на учреждение этого фонда и надеемся, что к нам многие присоединятся, чтобы также оказать ему поддержку.
Мы знаем, что путь предстоит нелегкий. Перед нами - огромное поле работы. Но многие из нас на собственном опыте убедились, как быстро может измениться ситуация. В течение нашей жизни отношение к геям трансформировалось во многих странах. Многие, в том числе и я, пережили глубокие изменения наших убеждений в этой сфере, по мере того, как мы рассуждали об этом, втягивались в диалоги и дебаты и устанавливали личные и профессиональные отношения с людьми, которые являются геями.
Есть одна фраза, которую народ Соединенных Штатов цитирует, когда призывает других поддержать права человека: "Будь на правильной стороне истории". История США - это история нации, которая не раз боролась с нетолерантностью и неравенством. Мы пережили жестокую гражданскую войну против рабства. Люди от одного океанского побережья до другого присоединялись к различным кампаниям, посвященным признанию прав женщин, коренных народов, расовых меньшинств, детей, инвалидов, иммигрантов, рабочих и многих других. Марш за равенство и справедливость продолжается. Сторонники идеи расширения прав человека были и остаются на правильной стороне истории, и история уважает их. Те, кто пытался урезать права человека, не правы, и история также это отмечает.
Я знаю, что мысли, которыми я поделилась с вами сегодня, содержат вопросы, ответы на которые до сих пор продолжают оставаться изменчивыми. Мы вновь призываем к претворению в жизнь положений Универсальной Декларации. Позвольте нам откликнуться на этот призыв. Позвольте нам быть на правильной стороне истории - ради наших народов, наших государств и будущих поколений, чьи жизни будут сформированы благодаря нашей нынешней работе. Я обращаюсь к вам с большой надеждой и уверенностью в том, что вне зависимости от того, насколько долгим будет наш путь, мы успешно преодолеем его вместе. Большое спасибо.