Специальность 19.00.05 - "Социальная психология"
Работа выполнена в Отделе гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Лабунская В.А.
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Кондратьев М.Ю. и кандидат психологических наук, доцент Михайлова О.Ю.
Ведущая организация: Кубанский государственный университет
Защита состоялась 25 декабря 1999 г. в 9:00 часов на заседании Диссертационного Совета К 063.52.15 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, проспект Октября, дом 13, аудитория 222. Со стенограммой можно ознакомиться здесь (zip-файл).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного университета.
Автореферат разослан 23 ноября 1999 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИАктуальность исследования. Современное социально-психологическое знание часто обращается к различным аспектам сексуального поведения человека. В рамках социальной психологии анализируются половая идентичность и полоролевое самосознание (Д.Д. Исаев, 1992, 1994; В.Е. Каган, 1991; И.С. Кон, 1984, 1988, 1989; Е.Т. Соколова, 1989; О.К. Труфанова, 1996), изучаются механизмы полоролевой социализации и стереотипизации (В.С. Агеев, 1987, 1990; И.С. Кон, 1988, 1997, 1998; Т.А. Репина, 1987), исследуются особенности гендерного восприятия (В.С. Агеев, 1987, 1990; В.А. Лабунская, М.В. Буракова, 1988; Т.И. Юферева, 1987), обсуждаются причины сексуальной моралепатии (В.В. Нагаев, 1990, 1996). Однако в отечественной науке практически отсутствуют работы, в которых в качестве субъектов общения и поведения в межличностном взаимодействии изучались бы личности представителей групп "сексуальных меньшинств". Данное обстоятельство противоречит общепризнанным научным положениям о том, что основными показателями социальной, в том числе гендерной идентичности являются характеристики общения и поведения.
В культурологии, социологии, социальной психологии и смежных с ней областях психологического знания, в гендерных науках имеются многочисленные данные, указывающие на то, что комплекс социально-психологических характеристик общения и поведения в межличностном взаимодействии выступает четким критерием различения многих видов социальной, гендерной, сексуальной идентичности. Но в работах российских ученых половое поведение не представлено в качестве разновидности социального поведения, а гендерные и сексуальные идентичности не анализируются с позиций сравнения особенностей общения лиц, относящих себя к разным социальным группам на основе сексуальных предпочтений.
В настоящее время особенно важным является изучение межличностного общения и поведения мужчин с особой сексуальной идентичностью, называющих себя "геями" (gays). Актуальность подобных исследований связана с процессами раскрепощения сферы сексуального самовыражения современной личности в европейском социокультурном пространстве, с борьбой геев за социальное признание и правовую легитимацию их образа жизни. Существенным признаком образа жизни гомосексуалов часто оказывается промискуитет, что входит в противоречие с существующими нормами сексуального поведения в гетеросексуальной среде. Промискуитет также является одним из ведущих факторов ускоренного развития эпидемии ВИЧ-инфекции в сообществе гомосексуальных мужчин.
В зарубежной и отечественной психологической литературе имеется достаточное число работ, в которых анализируются разнообразные причины и условия формирования промискуитетного поведения. Наиболее часто это явление рассматривается в качестве, во-первых, характеристики личностей с недостаточной социализацией (Ю.А. Васильева, 1995; В.В. Нагаев, 1990; A.W. Schaef, 1989), во-вторых, признака дефицитарности сознательно-волевого компонента (S. Levine, 1990; M. Quadland, 1985), в-третьих, регрессии к исходным стадиям филогенеза сексуальных отношений, распада или деструктивных изменений социально-нормативных составляющих личностной структуры (К. Хорни, 1993; Дж. Фишман, 1997; S. Schaefer, 1995; R. Stall, 1986), в-четвертых, как аутодеструктивное (А.Г. Амбрумова, 1989 А.О. Бухановский, 1997; В.А. Тихоненко, 1978) или аддиктивное (А.О. Бухановский, 1997; Ц.П. Короленко, 1991; О.Ю. Михайлова, 1996, 1997; P. Carnes, 1985; J. Hart, 1995; J.D. Oriel, 1982; L. Pincu, 1989) поведение.
Ряд зарубежных авторов отмечают тот факт, что промискуитет может выступать в качестве самостоятельного социально-психологического феномена, который связан с социальной идентичностью, проявляющейся в межличностных отношениях (B. Henriksson, 1991; G. Miller, 1995; M.W. Ross, 1990; F. Suppe, 1981). Однако эта идея развивается в разрозненных, концептуально и методически несистематизированных исследованиях, вне связи с личностными особенностями представителей изучаемых групп. В имеющихся работах не уделяется должного внимания ведущему компоненту сексуальной идентичности - ценностным ориентациям, которые опосредуют общение и поведение человека в сфере межличностных взаимодействий (В.А. Ядов, 1975). Поэтому цель настоящего исследования заключается в том, чтобы провести комплексный анализ социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения лиц с гомосексуальной идентичностью.
Предметом исследования выступают особенности взаимосвязи между промискуитетом и социально-психологическими характеристиками межличностного общения и поведения, представленными в сексуальной идентичности гомосексуальных мужчин.
Объектом исследования являются мужчины с устойчивой гомосексуальной идентичностью, относящие себя к особой группе мужчин - геям.
Гипотезы исследования:
в зависимости от вида сексуальной идентичности изменяются социально-психологические характеристики межличностного общения и ценностно-ориентационные компоненты сексуального поведения;
гендерные характеристики мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью как субъектов межличностного общения и поведения опосредованы системой их ценностных ориентаций, представленной в этой идентичности;
промискуитет может наблюдаться у личностей, сексуальная идентичность которых не включает систему отношений, характерную для субъекта затрудненного общения.
Задачи исследования.
Определить особенности социально-психологического подхода к изучению полового поведения человека.
Осуществить теоретический анализ социально-психологических факторов формирования и проявления промискуитета как доминирующего паттерна гомосексуального поведения.
Создать комплекс методов для изучения социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения, а также разработать критерии для выбора объекта исследования в соответствии с представлениями о гомосексуальной идентичности.
Провести сравнительный анализ социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью и мужчин с гетеросексуальной идентичностью.
Установить влияние ценностных ориентаций на характеристики мужчин с гомосексуальной идентичностью как субъектов общения и поведения в сфере межличностного взаимодействия.
Определить соотношение субъектов затрудненного и незатрудненного общения в группе мужчин с гомосексуальной идентичностью.
Установить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью и их склонностью к промискуитету.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, положение о социально-психологической природе отношений человека (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев и др.), положение о гендере как форме проявления социальной идентичности (J. Butler), положения о сексуальной идентичности как отнесении индивидом себя к определенной группе людей в соответствии с объектом сексуальных предпочтений и испытываемыми эротическими чувствами и как особой системе отношений и самоотношений личности (Б.Г. Ананьев, А.О. Бухановский, В.Е. Каган, И.С. Кон, J. DeCecco, M.W. Ross, F. Suppe и др.), понятие о субъекте затрудненного общения, предлагаемое В.А. Лабунской.
Методы и методики исследования.
Метод теоретического анализа литературы.
Эмпирические методы. С целью изучения социально-психологических характеристик межличностного общения мужчин с гомосексуальной идентичностью был применен набор методик. Он включал комплекс методик, составленный Ю.А. Менджерицкой (1998) для изучения системы отношений личности как субъекта затруднённого общения: 1) опросник межличностных отношений В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова; 2) шкала манипулятивного отношения Т. Банта (T. Bant); 3) шкала принятия других В.Ф. Фейя (W.F. Fei); 4) шкала доброжелательности Д. Кэмпбелла (D. Campbell); 5) шкала доверия М. Розенберга (M. Rosenberg).
С помощью опросника Р. Кеттела "16 личностных факторов" (16 PF) в адаптации А.И. Тащёвой фиксировались личностные диспозиции в сфере общения, определялась степень акцентуированности и наличие невротического статуса мужчин с гомосексуальной идентичностью.
Для определения степени удовлетворённости межличностным общением использовались 1) методика измерения психологической близости (А. Кроник и Е. Кроник), 2) методика субъективной оценки неудовлетворенности потребности в подтверждении (Ю.А. Менджерицкая), 3) модифицированный вариант опросника самоотношения В.В. Столина.
С целью изучения ценностных ориентаций мужчин с гомосексуальной идентичностью была применена методика М. Рокича в адаптации Д.А. Леонтьева.
Для оценки моногамности/промискуитетности использовалась авторская анкета-фильтр.
3. Метод контрольных групп (сравнительный метод).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась подсчетом с помощью пакета статистических программ "Statistica 4.02" для ОС "Windows" ранговых коэффициентов корреляции Спирмена и Кендалла, критерия t-распределения Стьюдента.
Объект исследования. В исследовании были изучены социально-психологические характеристики межличностного общения 108 человек (60 мужчин с гомосексуальной идентичностью и 48 мужчин с гетеросексуальной идентичностью) в возрасте от 20 до 40 лет с высшим и средним образованием.
Положения, выносимые на защиту.
Базовыми отличиями гомосексуальной идентичности от гетеросексуальной выступают система ценностных ориентаций поведения и сопровождающие её социально-психологические характеристики межличностного общения. Среди мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью преобладает рекреативно-гедонистическая (процессуальная) целевая ориентация гендерного поведения. Среди мужчин с гетеросексуальной идентичностью преобладает прокреативно-прагматическая (достиженческая) целевая ориентация гендерного поведения.
Социально-психологические характеристики мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью как субъектов межличностного общения и поведения выражаются в андрогиноподобном наборе личностных черт, обеспечивающих социально-психологическую адаптивность за счет повышенной эмоциональности, гибкости, недоминантности, беспечности в сочетании с большей внутренней дисциплинированностью, склонностью к компромиссам и малой зависимостью от социального окружения, групповых (гендерных) стереотипов.
Соотношение лиц с типами систем отношений, свойственным субъектам затрудненного и незатрудненного общения, среди респондентов с гомосексуальным промискуитетом и гетеросексуальных респондентов с моногамным поведением значимо не различается. Следовательно, гомосексуальный промискуитет не всегда обусловлен невозможностью установления интимных эмоционально-личностных отношений с партнерами.
Научная новизна:
В основу социально-психологического подхода к изучению полового поведения человека положена культурно-историческая концепция о знаково-символической сущности психики.
Показано, что социально-психологический анализ полового поведения должен осуществляться через изучение личности как субъекта межличностного общения и поведения, взаимодействующего с партнерами в соответствии с ценностными ориентациями в сфере сексуальных отношений.
С помощью принципа диверсификации гендерных идентичностей внутри одного биологического пола как методологического критерия определения личностей с гомосексуальной идентичностью разведены понятия "сексуальная ориентация", "сексуальная идентичность" и "гендерная идентичность".
Определено, что посредством изучения социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения можно объяснить причины возникновения и существования промискуитета мужчин с гомосексуальной идентичностью.
Выявлены специфические гендерные характеристики мужчин с гомосексуальной идентичностью, ориентированные на поддержание рекреативно-гедонистического поведения.
Установлена взаимосвязь между рекреативно-гедонистической направленностью гомосексуальной идентичности и промискуитетом.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование существенно расширяет и углубляет имеющиеся в отечественной социальной психологии представления о сексуальном поведении человека, о социально-психологических характеристиках мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью, проявляемой в межличностном общении и поведении. Данные о различиях в социально-психологических характеристиках межличностного общения и в системе ценностных ориентаций гомо - и гетеросексуальных мужчин позволяют составить развернутое представление о гендерных особенностях лиц мужского пола. Результаты исследования доказывают необходимость более широкого применения теоретического положения о множественности гендерных идентичностей, возникающих в рамках одного биологического пола, для более точного социально-психологического анализа проявлений сексуальности в поведении человека как члена социальной группы и субъекта межличностного взаимодействия.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения гендерных аспектов поведения мужчин, вопросов формирования психосексуальной ориентации, прогнозирования результатов и планирования эффективных воздействий с целью формирования социально желательных паттернов полового поведения. На основе полученных данных возможна разработка новых подходов к решению психологических проблем и коррекции поведенческих расстройств, связанных с сексуальным развитием и ориентацией.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на информационно-методических семинарах Северо-Кавказского регионального центра по борьбе со СПИДом при Ростовском НИИ микробиологии и паразитологии МЗ РФ (1995-1998 г.г.), на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Российский вуз: в центре внимания личность" (Ростов-на-Дону, 1999 г.), на заседании "круглого стола" по социальным, правовым и философским аспектам ВИЧ-инфекции и СПИДа 7-й Международной конференции "СПИД, рак и родственные проблемы" (Санкт-Петербург, 1999 г.), на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии РГУ (1999).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 142 наименований (из них 43 на английском языке) и 10 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 143 страницы, содержит 6 таблиц в тексте и 16 рисунков в приложениях.
Во введении определяются актуальность исследуемой проблемы, объект, цель и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, называются использованные методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Социально-психологические условия формирования гомосексуальной идентичности" представлен анализ теоретических и эмпирических исследований сексуальности и полового поведения человека с позиций социальной психологии, определены основные понятия, используемые в работе.
В первом параграфе "Человеческая сексуальность в качестве предмета исследования социальной психологии" отмечается, что социально-психологическому анализу подвергаются преимущественно отдельные аспекты полового поведения человека, которое в целом не рассматривается как вид социального поведения. Такой подход к проблеме пола определяется содержанием базовых психологических понятий "поведение" и "психика". Он задаёт границы и условия научной интерпретации феноменов сексуальности. Изучение научных работ по теме исследования показало, что рассмотрению полового поведения человека в качестве самостоятельного социально-психологического феномена мешают бихевиористская традиция объяснения поведенческих особенностей, акцентирующая внимание на адаптивно-реактивной функции организма, и биологическая трактовка психики, рассматривающая её в качестве свойства отражения высокоорганизованной материи.
Обсуждаемая как свойство высокоорганизованной материи, психика человека теряет свое главное структурообразующее качество - социокультурный компонент. Этот компонент начинает рассматриваться как внешняя надстройка над биологически сформировавшейся мозговой структурой. Принцип дополнительности в объяснении социальной сущности психического у человека имплицитно настраивает исследователей на дихотомическое видение детерминирующих стимулов либо со стороны влияния биологического на социальное, либо - социального на биологическое в поведении человека.
В диссертации обосновывается методологическая необходимость использования знаковой концепции психики Л.С. Выготского для социально-психологического исследования полового поведения. Применение положений этой концепции позволяет рассматривать физиологические процессы в виде необходимого субстрата сексуальной активности, а основой полового поведения считать знаковость внешних форм выражения сексуальных функций. Означивание биологической составляющей полового поведения придает ему независимое социальное содержание и функции, делает его разновидностью межличностного взаимодействия.
В параграфе предлагается социально-психологическое определение поведения как внешнего проявления актуальной и потенциальной способности самовыражения личности в физических, психических и социальных сферах жизни индивида. В соответствии с этим определением половое поведение, выступающее предметом исследования социальной психологии, есть социально и культурно обусловленная знаково-символическая форма выражения, которая включает в себя наделённые особым значением сексуальные признаки и способы межличностного общения, представленные посредством системы отношений личности в её мотивационно-потребностной сфере, в системе ценностных ориентаций и социально-психологических чертах.
Во втором параграфе "Социально-психологические виды полового поведения" выявлены социально-психологические механизмы в регулировании полового поведения и дана классификация его видов в соответствии с личностно-значимыми и социально-обусловленными целями. Показано, что поведенческие паттерны в сфере сексуальности складываются в соответствии с нормативно-ценностными образцами, в которых отражаются субъективные системы ценностей, отношения долженствования и зависимости, социальные представления о содержательных характеристиках сексуальных функций и качеств личности. Установлено, что достаточно часто поведенческие проявления сексуальности концептуально разделяются на нормативные и ненормативные, социализированные и примитивные, или неупорядоченные. Выяснено, что все проявления сексуальности имеют социально-нормативную природу, но одни из них получают культурную легитимацию (обоснование и признание) и легализацию (юридическое узаконивание), а другие приобретают маргинальный, нелегитимный и нелегальный характер.
В параграфе описываются нормативные формы выражения сексуальности: ритуал, табу, обязанность, протест, игра. В качестве ритуала половое поведение может символизировать общность с другими членами сообщества, подтверждать идентичность (свою и членов группы), санкционировать членство в группе. В виде табу (запрета на некоторые формы самовыражения в данном сообществе) сексуальные контакты служат средством интеграции и поддержания социальной общности, группового чувства "МЫ". Как обязанность половое поведение служит средством поддержания установленного социального статуса через соответствие гендерным ожиданиям или схемам маскулинности/фемининности. Отдельные поведенческие формы выражения сексуальности могут обнаруживать протест против доминирующей системы ценностей и межличностных отношений. В качестве формы выражения особого знаково-символического отношения к действительности половое поведение выступает игрой, в которой нет необходимости достигать реальной цели, а достаточно просто выразить смысл поступка и обозначить свое эмоционально-оценочное отношение к нему, выразить личное переживание значимых сторон взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем другой разновидностью игры может быть прагматическое манипулирование поведением партнеров, использование несвойственных личности "масок" с целью непременного достижения поставленной цели и получения максимальной выгоды.
В заключении данного параграфа сделан вывод о том, что половое поведение, рассматриваемое как разновидность социального поведения, и его социально-психологические виды могут получить адекватную интерпретацию через систему отношений и диспозиций личности в сфере общения, представленную в виде особенностей сексуальной идентификации.
В третьем параграфе "Гендерная и сексуальная идентификации - социально-психологическая основа полового поведения личности" речь идет о содержательном соотношении терминов "пол", "гендер", "сексуальность". В обыденном языке термином "пол" обозначается комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые определяют индивида в качестве мужчины или женщины. В более строгом значении полом называется набор биологических признаков, по которым различаются и репродуктивно дополняют друг друга особи одного вида. А для обозначения социальных характеристик используется особый термин - "гендер". Достаточно часто область значений термина "гендер" содержательно совпадает с категориальным понятием "сексуальность" и становится синонимом слова "пол". Это происходит вследствие бинарного восприятия проявлений сексуальности, при котором гендерные характеристики маскулинности и фемининности выступают в виде оппозиции проявлений мужского и женского.
В диссертации вскрывается внутренняя противоречивость распространенной теоретической предпосылки о том, что гендер является социальной надстройкой над биологическим полом. Показывается, что при таком подходе размывается содержательное различие конституирующих гендер понятий "маскулинности" и "фемининности" в естественных и гуманитарных науках, возникает тенденция биологизации гендерных различий. Дефинитивное сведение сексуальности к ее физиологическим основаниям определяет бинарную схему восприятия социально-психологических проявлений пола, что неизбежно ограничивает изучение внутригендерных отношений и форм поведения, потому что они всегда рассматриваются только в противопоставлении другому гендеру.
В диссертационном исследовании предлагается использовать ортогональную проекцию расположения маскулинных и фемининных характеристик полового поведения (S.L. Bem, 1993; A. Constantinople, 1973), потому что она позволяет дать гендеру и его проявлениям непротиворечивое социально-психологическое понимание. В связи с этим обнаруживается, что формирование гендерной идентичности происходит не на основе прямого соотнесения себя с образцами маскулинности и фемининности, а опосредованно - через социальную идентичность, складывающуюся в процессе развития личного сексуального опыта. В этой идентичности фиксируется отнесённость субъективного опыта индивидуальных проявлений сексуальности к общим паттернам общения и поведения в сфере сексуальных влечений, чувств и отношений других людей со схожим опытом. Выделение сексуального опыта в качестве особой отличительной характеристики некоторой группы людей представляет собой основу формирования сексуальной идентичности как социально-психологического феномена. В нём возможны не только мужская и женская, но и иные виды половой идентичности (гомо -, гетеро-, би-, транссексуальная), на базе которых возникает не две, а n-ное количество гендерных идентичностей.
Сформировавшаяся сексуальная идентичность определяет степень маскулинности, фемининности или андрогинности гендерных проявлений личности в межличностном общении и поведении. Культура не размещает маскулинные/фемининные характеристики над мужскими и женскими "телами", а организует содержательно-смысловое пространство, в котором эти "тела" приобретают качественную определенность. Следовательно, гендер - это не набор фиксированных атрибутов, а "плавающая" переменная: социально конституированные отношения между субъектами в произвольно установленном ими пространстве определяющих характеристик (J. Butler, 1990).
Отдельные культурные конфигурации гендера закрепляются в социальном опыте, типизируются и в таком виде участвуют в социализации членов общества (сообществ), санкционируют их поведение и стили межличностного взаимодействия. Поэтому несмотря на то, что в каждом конкретном случае гендер и гендерная идентичность оказываются строго индивидуальными, они обязательно содержат в себе некоторые общие линии поведения, связанные не с принадлежностью к хромосомному полу, а с сексуальной идентичностью. Поэтому правомерно вести речь о гетеросексуальной и гомосексуальной гендерных идентичностях как об отличающихся стилях межличностного общения и поведения мужчин или женщин.
В четвертом параграфе "Социально-психологические факторы формирования промискуитета как доминирующего паттерна гомосексуального поведения" дается обзор научных концепций о причинах формирования промискуитетных форм полового поведения. Наиболее часто промискуитет рассматривается в качестве социально малоразвитой формы полового поведения. Он, во-первых, считается присущим личностям с недостаточной социализацией и неразвитым самосознанием (Ю.А. Васильева, 1995; В.В. Нагаев, 1990; A.W. Schaef, 1989), во-вторых, рассматривается как проявление дефицитарности сознательно-волевого компонента личности (S.B. Levine et al., 1990; M.C. Quadland, 1985), в-третьих, объясняется регрессией к исходным стадиям филогенеза сексуальных отношений, распадом или деструктивными изменениями социально-нормативных компонентов личностной структуры (Дж. Фишман, Т. Холт, 1997; К. Хорни, 1993; S. Schaefer et al., 1995; R. Stall et al., 1986), в-четвертых, рассматривается в виде самостоятельной патопсихологической характеристики сексуальной формы аутодеструктивного или аддиктивного поведения (А.О Бухановский, 1997; Ц.П. Короленко, 1991).
Анализ концепций позволил выделить структурообразующее ядро социально-психологических осмыслений феномена промискуитета, которое заключено во введенном Р. Мертоном (1966) понятии "аномии". В отношении промискуитета состояние аномии видится в изменении системы ценностей, когда сексуальная сфера приобретает доминирующее значение, становится самодовлеющей. Такие изменения могут возникать вследствие социально-психологической дезадаптации, аффективный компонент которой, в свою очередь, определяет развитие компульсивного сексуального влечения, основывающегося на психотропном эффекте секса (О.Ю. Михайлова, А.О. Бухановский, 1996; P. Carnes, 1985; L. Pincu, 1989; R. Stall et al., 1986). В качестве психосоциальной базы промискуитета ученые рассматривают особый набор дезадпативных личностных черт и провоцирующий социальный контекст. Отдельные исследователи полагают, что причиной сексуальной компульсивности являются не сами личностные черты, а актуализирующая их специфика половой идентичности (О.Ю. Михайлова, 1997).
В диссертационном исследовании выявлена возможность социально-психологической интерпретации промискуитета через понятие "субъекта затрудненного общения" (В.А. Лабунская, 1996, 1997). Феномен затрудненного общения также может выступать фактором социально-психологической дезадаптации и социальной аномии, потому что здесь блокируется механизм самопредъявления, выражения личностных характеристик и удовлетворения социальных потребностей. Согласно введенному В.А. Лабунской понятию о субъекте затрудненного общения, в основе промискуитета может лежать, во-первых, выбор неадекватных форм обращения с половыми партнерами из-за стремления к доминированию и отсутствия полоролевой гибкости, во-вторых, неразвитость личностного свойства "субъектности", которая выражается в "закрытости", в-третьих, низкая степень позитивности достигаемого в сексуальном общении и поведении личностно-значимого результата.
В заключение подчеркивается, что промискуитетное поведение изучается преимущественно в парадигме "биосоциальности". С её использованием промискуитет изначально получает отрицательное, асоциальное значение в оппозиции моногамности - признаку развитой социальности. Такая теоретическая позиция противоречит нашему пониманию специфики социально-психологического изучения полового поведения. В диссертационном исследовании предлагается рассматривать промискуитет как поведение, не всегда связанное с социально-психологической дезадаптацией, но представляющее собой выражение специфической потребностно-мотивационной сферы личности через систему межличностных отношений, опосредованную ценностными ориентациями мужчин с гомосексуальной идентичностью.
В пятом параграфе "Особенности развития гендерной идентичности лиц с гомосексуальной ориентацией" отмечается, что в отличие от гетеросексуальной идентичности, изначально существующей для развивающегося индивида в виде некоторого социального образца, гомосексуальная идентичность не представлена для личности в готовом виде и конструируется через проблематизацию сексуального опыта (И.С. Кон, 1998). В таких условиях становление сексуальной идентичности гомосексуального мужчины протекает в конфликтном самоутверждении приемлемого образа "Я", в построении когнитивной модели "Я-гомосексуал" чаще всего по принципу "от противного".
Поводом разделения гетеросексуальной идентичности от гомосексуальной становится прокреативная особенность полового акта между мужчиной и женщиной, которая принципиально отсутствует в однополых отношениях, ориентированных на рекреативную сторону человеческой сексуальности. В культуре гетеросексуального большинства рекреационный секс не занимает центрального места. Поэтому в условиях маргинализации однополых отношений конфликтная социализация мужчин с гомосексуальными влечениями приводит к акцентуации рекреативного компонента в интимных межличностных отношениях, который впоследствии становится различительным признаком особой гомосексуальной идентичности.
Осознание внутригендерных различий по признаку объекта сексуальных влечений получает формально-содержательное завершение в МЫ-концепции гомосексуальных мужчин, которая помогает определить статус сексуального меньшинства и его базовое отличие от гетеросексуального большинства посредством неограниченного использования рекреативной особенности однополых связей. После антагонистической типизации социального образа гомосексуальных мужчин в качестве отдельной социальной группы - геев - начинается процесс личностной идентификации с этим МЫ-образом.
Поначалу промискуитет выступает способом принятия новой сексуальной идентичности: он способствует усвоению главной доминанты - рекреативного секса, позволяет оценить собственную самоэффективность в новом образе мужчины, испытывающего эмоционально-физическое влечение к мужчинам, дает самоподтверждение этого образа и позволяет самоутвердиться в нем. Затем эта форма сексуального поведения становится основным способом поддержания образа "Я-гомосексуал" ("гей") и выражением рекреативной направленности системы ценностей, зафиксированной в гомосексуальной идентичности. Здесь моногамность приобретает форму отклонения, потому что ее проявление несет опасность отчуждения как от гетеро-, так и от гомосексуальной среды. Однако конечными детерминантами, определяющими промискуитетное или моногамное поведение конкретных гомосексуальных мужчин-геев, оказываются их системы отношений к себе и другим.
Таким образом, особенности становления гендерной идентичности гомосексуальных мужчин-геев дают основание предполагать, что у них складывается особенный комплекс социально-психологических характеристик личности как субъекта общения и социального поведения, приводящий к промискуитету.
Вторая глава "Методология и методы исследования" посвящена методическим основаниям подготовки и описанию процедуры проведения эмпирической части исследования по проблеме изучения межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью.
В первом параграфе "Цель, гипотезы и задачи исследования" определены цель, предмет, объект и задачи исследования, сформулированы гипотезы исследования.
Во втором параграфе "Характеристика объекта исследования" выяснено, что в работах, посвященных изучению гомосексуального поведения, отсутствует адекватное и общезначимое определение объекта исследования. Это вызвано отсутствием однозначного понимания самого изучаемого феномена. Замечено, что в зависимости от представлений о гомосексуальности объектом исследования часто оказываются совершенно противоположные группы мужчин. Выделено два методологических подхода к составлению выборочных групп респондентов-гомосексуалов: позитивистский и субъективно-психологический. Сторонники позитивистского подхода определяют критерием выборки выраженность объективных физиологических и фенотипических характеристик в соответствии с концепцией биологической детерминации полового поведения. Главным для них является простой факт наличия однополых контактов. Они не выделяют гомосексуальную идентичность в качестве отдельной социальной идентичности, а рассматривают гомосексуальное поведение через призму мужской гетеросексуальной идентичности. Это приводит к разнородному составу выборки, включающей мужчин с гетеросексуальной идентичностью, но имеющих гомосексуальные связи, бисексуалов, лиц с неустойчивой сексуальной идентичностью. Среди сторонников субъективно-психологического направления, которые обсуждают такие феномены, как гомосексуальное поведение, гомосексуальная ориентация и гомосексуальная идентичность, нет единства в отношении того, кого считать мужчинами, имеющими секс с мужчинами: только геев или всю совокупность мужчин, которые вступают в сексуальные контакты с мужчинами. Поскольку сексуальные предпочтения, согласно предложенному в диссертационном исследовании подходу, влияют на половое поведение в зависимости от их представленности и выраженности в сексуальной идентичности, в параграфе предлагается считать объектом исследования мужчин, осознанно относящих себя к особой группе мужчин-геев. Кроме этого рассматривается ряд критериев различения гомосексуальных мужчин-геев и мужчин с гетеросексуальной или диффузной идентичностью, имеющих половые контакты с мужчинами.
Таким образом, методологическими критериями определения адекватного объекта исследования в настоящей работе являются: 1) осознанное отнесение индивидом себя к гомосексуальной популяции; 2) наличие в реальном опыте и фантазиях сексуальных влечений, эротических и любовных чувств к мужчинам; 3) безусловное положительное отношение к собственной сексуальной ориентации и принятие её; 4) вовлеченность в гомосексуальную субкультуру (включенность в гомосоциальную среду из друзей-геев, посещение соответствующих компаний и публичных мест встреч, чтение печатных изданий, потребление видео- и иной культурной продукции для сексуальных меньшинств и т.п.); 5) отсутствие случаев добровольного обращения за психологической и психотерапевтической помощью в связи с эго-дистонной гомосексуальностью.
В параграфе также описываются социально-демографические характеристики респондентов основной и контрольной групп, принявших участие в эмпирической части работы.
В третьем параграфе "Методы и процедура исследования" перечислены использовавшиеся методы исследования, обоснованы и описаны применяемые методики, охарактеризована процедура исследования. Исследование проводилось на основе предварительного информирования и последующего добровольного согласия респондентов участвовать в индивидуальном или групповом опросе вне связи с психосоциальным консультированием перед тестированием крови на наличие возбудителей ВИЧ-инфекции или других заболеваний, передаваемых половым путем, в удобное для респондентов время и в самостоятельно выбранном ими месте.
В третьей главе "Эмпирический анализ социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью" представлены результаты эмпирической части исследования и их анализ.
В первом параграфе "Сравнительный анализ систем ценностных ориентаций в структуре гендерной идентичности геев и гетеросексуалов" описаны результаты компаративного изучения ценностей межличностного общения и поведения мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями. На основе полученных данных установлено, что в обеих группах мужчин доминанта сексуальной сферы в иерархии мотивов поведения отсутствует. Удовлетворение сексуальных потребностей у респондентов основной и контрольной групп на уровне целей выступает производным от общего отношения к жизни. В целом системы ценностей геев и гетеросексуалов не оказались противоположными. Обнаруженные различия указывают на то, что ценности гомосексуальной субкультуры завершают имеющиеся в культуре гетеросексуального большинства тенденции целевого ориентирования межличностного общения и поведения в сфере сексуальности.
Проверка статистической значимости различий с помощью коэффициента Кендалла позволила заключить, что на выбор ранга ценностей в общей структуре влияет некоторый фактор. Содержательный анализ выбранных ценностей показал, что этим фактором выступает прокреативная или рекреативная особенность половых контактов.
Эти данные позволили сделать вывод, что базовое отличие гомосексуальной идентичности от гетеросексуальной проявляется на верхнем уровне социальной регуляции межличностного общения и поведения в области сексуальных отношений - на уровне ценностных ориентаций.
Во втором параграфе "Компаративное изучение социально-психологических элементов личностной структуры мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями" даны результаты эмпирического изучения личностных профилей мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями. При отдельном рассмотрении элементов личностной структуры между респондентами основной и контрольной групп не было выявлено существенных различий в составе ведущих социально-психологических черт. Исключение составили только две черты: мягкость у гомосексуальных мужчин и доминантность у гетеросексуальных мужчин.
Сравнительный анализ позволил описать различия в совокупностях структурных элементов личности респондентов основной и контрольной групп. Результаты теста Р. Кеттела указывают на наличие совокупности характеризующих социально-психологических диспозиций личности и на особенности общения и социальных взаимодействий мужчин с гомосексуальной идентичностью. Они выражаются в большей эмоциональности, чувственности, открытости и выразительности, сочетающихся с беззаботностью, мягкостью, в склонности к свободному, не связанному следованием социальным нормам и стереотипам экспериментированию и самодостаточному развитию своего внутреннего мира. Результаты теста Р. Кеттела для гетеросексуальных мужчин фиксируют другую по модальности и направленности совокупность социально-психологических характеристик личности. Она включает такие черты, как практичность, зависимость от социальных норм и правил, установленных большинством, доминантность, прямолинейность, конфликтность, претенциозность, стремление действовать только в соответствии с собственными побуждениями, потребностями и целями, стремление подавлять и контролировать других, чтобы они не мешали достижению целей и удовлетворению потребностей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что совокупность социально-психологических характеристик мужчин с гомосексуальной идентичностью раскрывает их рекреативную направленность в сфере интимных, межличностных отношений. Прокреативная направленность гендерной идентичности мужчин с гетеросексуальной идентичностью проявляется в доминантно-конфликтно-зависимом типе межличностного взаимодействия и общения.
В третьем параграфе "Сравнительный анализ систем отношений к себе и другим в структуре гендерной идентичности геев и гетеросексуалов" используются результаты статистического анализа показателей типичной ориентации взаимодействия в межличностном общении, субъективного ощущения удовлетворения потребности в подтверждении, а также опыта эмоционально значимых контактов. Выявлено, что соотношение респондентов с типичной для субъекта затрудненного общения системой отношений в основной и контрольной группах статистически значимо не различается. Среди гомосексуальных мужчин статистически значимо больше индивидов имеют выраженный социально дефициентный тип включения, характеризующийся стремлением к интроверсии и малообщительности. Но в то же время среди них статистически значимо меньше лиц, неудовлетворенных своими эмоциональными отношениями.
Гомосексуальные мужчины-геи имеют более высокую степень взаимной совместимости с ближайшим окружением и в значительно меньшей степени испытывают дискомфорт в ситуациях отказа им в установлении эмоциональной близости со стороны потенциальных партнеров. У них также отмечалась тенденция к завышению показателей по шкале социального одобрения, что было интерпретировано в нашем исследовании как выражение ситуации социального неподтверждения гомосексуальной идентичности. Однако это неподтверждение не изменяет социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения.
Полученные данные позволили сделать заключение, что промискуитет геев не всегда связан с социально-психологической дезадаптацией. Социально-психологические особенности межличностного общения и поведения гомосексуальных мужчин отражают их ориентацию на процесс, а не на достижение конкретного результата, потому что ориентация на процесс тесным образом связана с их рекреативным отношением в межличностных связях.
В четвертом параграфе "Связь промискуитета с социально-психологическими характеристиками межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью" систематически обобщаются связи промискуитета с обнаруженными социально-психологическими характеристиками межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью. Сделаны промежуточные выводы о том, что 1) в гомосексуальной идентичности доминирует рекреативный аспект жизнедеятельности; 2) в гетеросексуальной идентичности - прокреативный аспект жизнедеятельности, зафиксированный в системе ценностных ориентаций в межличностном общении и поведении; 3) рекреативная и прокреативная ориентации систем ценностей отражаются в различающемся наборе личностных диспозиций, определяющих особенности паттернов межличностного общения и поведения у мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями; 4) ситуация социального "неподтверждения" гомосексуальной идентичности не столько изменяет социально-психологические параметры взаимодействия, личностные качества геев, сколько обусловливает создание изолированной субкультуры "подтверждения"; 5) социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения гомосексуальных респондентов позволяют им легко устанавливать близкие и доверительные интимно-личностные отношения с сексуальными партнерами; 6) гомосексуальный промискуитет только в отдельных случаях может быть связан со страхом социальной изоляции, одиночества и отторжения; 7) в условиях дихотомического разделения в социуме гомо- и гетеросексуальных культур происходит жесткое нормативно-ценностное разделение этих форм полового поведения на промискуитетное и моногамное; 8) обнаруженные различия социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения гомо- и гетеросексуальных мужчин позволяют предположить существование как деструктивных, так и определяемых спецификой сексуальной идентичности форм промискуитета.
В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы, делаются выводы:
Мужчины с гомо- и гетеросексуальной идентичностями отличаются системами ценностных ориентаций и набором специфических личностных черт, которые обеспечивают ре- или прокреативные функции поведения в сфере сексуальных отношений. Среди мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью преобладает рекреативно-гедонистическая система ценностных ориентаций межличностного общения и поведения, ориентированная на процесс межличностного взаимодействия. Среди мужчин с устойчивой гетеросексуальной идентичностью преобладает прокреативно-прагматическая система ценностных ориентаций межличностного общения и поведения, ориентированная на достижение результата.
Рекреативная и прокреативная ориентации систем ценностей отражаются в различающемся наборе личностных диспозиций, определяющем особенности паттернов межличностного общения и поведения у мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями. Гомосексуальные мужчины-геи как субъекты межличностного общения и поведения обладают андрогиноподобным набором социально-психологических черт личности, который дает им возможность достижения высокой социально-психологической адаптивности за счет повышенной эмоциональности, мягкости и гибкости, выразительности и открытости, недоминантности, беспечности в сочетании с большой внутренней дисциплинированностью, склонности к компромиссам и малой зависимости от социального окружения, групповых (гендерных) норм и стереотипов.
Гетеросексуальные мужчины как субъекты межличностного общения и поведения обладают подчеркнуто маскулинным набором социально-психологических черт личности и в сравнении с гомосексуальными мужчинами выглядят значительно более жесткими, практичными и озабоченными, зависимыми от социальных норм и правил, установленных большинством, доминантными, стремящимися контролировать поведение других, прямолинейными и эгоистичными.
Соотношение лиц с типичной для субъекта затруднённого общения системой отношений среди мужчин с гомо- и гетеросексуальной идентичностями статистически значимо не различается. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения гомосексуальных мужчин позволяют им легко устанавливать близкие и доверительные интимно-личностные отношения с сексуальными партнерами. Они имеют не больше (а в отдельных случаях даже меньше) психологических проблем в области межличностных отношений, чем гетеросексуальные мужчины.
Мужчины с устойчивой гомосексуальной идентичностью субъективно ощущают высокую степень взаимной совместимости со своим ближайшим окружением (референтной группой), испытывают меньший дискомфорт в ситуациях отказа со стороны потенциальных сексуальных партнеров и менее склонны к манипулированию другими людьми в ситуациях межличностного взаимодействия.
Мужчины с гетеросексуальной идентичностью чаще неудовлетворены вниманием к себе со стороны своего ближайшего окружения, чаще неудовлетворены своими эмоциональными отношениями с партнерами по общению, более обостренно переживают ситуации отказа со стороны потенциальных сексуальных партнеров, так как они имеют выраженное желание обязательно стать любимым.
Гомосексуальный промискуитет обусловлен не столько страхом социальной изоляции, неудовлетворенной потребностью в одобрении и социальным неподтверждением гомосексуальной идентичности, сколько особенностями этой идентичности, представленной в социально-психологических характеристиках общения и ценностных ориентациях, обозначенных как рекреативно-гедонистическая направленность личности.
Таким образом, обнаруженные различия социально-психологических характеристик межличностного общения и поведения гомо- и гетеросексуальных мужчин доказывают выдвинутые гипотезы о том, что 1) в зависимости от вида сексуальной идентичности изменяются социально-психологические характеристики межличностного общения и ценностно-ориентационные компоненты сексуального поведения, 2) гендерные характеристики мужчин с устойчивой гомосексуальной идентичностью как субъектов межличностного общения и поведения опосредованы системой их ценностных ориентаций, представленной в этой идентичности, 3) промискуитет может наблюдаться у личностей, сексуальная идентичность которых не включает систему отношений, характерную для субъекта затрудненного общения.
Данные эмпирической части диссертационной работы позволяют сформулировать новое гипотетическое предположение о существовании разных форм промискуитета: деструктивных и определяемых спецификой сексуальной идентичности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Гендерное самосознание в парадигме муже-женственности// Научный поиск. Социальные исследования. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. - С. 117 - 123.
Социально-психологическая концепция полового поведения// Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. - Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 1999. - С. 58-69.
Гомосексуальный промискуитет и проблема формирования сексуальной идентичности подростка// Русский журнал "ВИЧ/СПИД и родственные проблемы". 1999, т. 3, № 1. - С. 134-135.
Гендерные исследования: новый взгляд на профилактику ВИЧ-инфекции// Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция "Российский вуз: в центре внимания - личность". Т.4. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 1999. - С. 180.
Психосоциальная профилактика полового пути передачи ВИЧ-инфекции: Методологические вопросы. Депонир. рукопись. Москва: ИНИОН, 13.07.1999, № 54831. - 22 с.