Gay and Lesbian Studies. Ed. by Henry Minton. The Haworth Press, Inc. - New York, London, Norwood, 1992
Долгие годы традиционная культура отводила женщине образ сексуального "Другого"; однако сама гетеросексуальность представлялась как mainstream "культурного желания". Гомосексуальность/ бисексуальность/ транссексуальность вошли в поле научного внимания недавно: Мишель Фуко показал, что гендер и эротизм являются семиотическими конструкциями, подобными классу, расе, возрасту и социальным ритуалам. Тереза де Лауретис использовала слово "квир" (queer) в качестве определения альтернативных форм желания, подчеркивая политический характер квир-теории В постмодернистской философии альтернативная сексуальность получила осмысление трансгрессии - экзистенциальной, социальной и символической.
Именно квир-сексуальности и принципам легитимации ее изучения в западных академических институтах посвящена коллективная монография "Гей- и лесбиан исследования", изданная под редакцией Генри Минтона в рамках образовательной программы университета Сан-Франциско (США) "Изучение сексуальности" и "Журнала Гомосексуальности". В этой серии было выпущено более двух десятков книг, названия которых для человека с исследовательским вкусом и открытым умом ("open-mind person") звучат интригующе: "Гомосексуальность в эпоху Ренессанса и Просвещения: Литературные репрезентации в историческом контексте", "Исторические, литературные и эротические аспекты лесбианизма", "Гомосексуальность и мужественность в пре-нацистской Германии: молодежное движение, гей-движение и "мужские связи" перед приходом Гитлера к власти", "Выход из "школьного чулана": гей- и лесбиан студенты, учителя и учебный план", и многие другие.
Книга "Гей- и лесбиан исследования" включает десять больших статей, каждая из которых в свое время была опубликована "Журналом Гомосексуальности" и была частью исследовательского академического проекта. Авторы этих статей - Ph.D. профессора антропологии, психологии и психотерапии, преподают в университетах США, Канады, Нидерландов такие курсы как Общественные движения геев и лесбиянок, Современная гей-/лесбиан литература, Геи и лесбиянки в истории искусства, Гей/Лесбиан антропология, Гей/Лесбиан театральное искусство, Гей/Лесбиан психология, Гей/Лесбиан педагогика, Лесбийский феминизм, Лесбийские архивы и лесбийская история, Лесбийские исследования в религии, Афро-Американские лесбийские исследования, Еврейская лесбийская идентичность, Лесбийская культура эпохи Ренессанс, Квир Исследования, и многие другие. В настоящее время в большинстве западноевропейских и североамериканских вузах такие курсы, а также гей-, лесбиан- и квир исследования представляют собой респектабельную академическую дисциплину, содержание которой и методология интердисциплинарны и зависят от интересов факультета и самого преподавателя.
То огромное количество англоязычных сайтов, посвященных альтернативной сексуальности, грантовых поддержек этой тематики, издательских серий и исследовательских проектов, которое существует на данный момент, может создать впечатление малопонятной (пост)советскому гражданину удивительной западной - институциональной! - толерантности в сфере образования.
Впечатление несколько ложное.
Толерантность - и не только научная - на Западе действительно шире, чем в постсоветской (индивидуальной и коллективной) культуре. Квир - исследования в западных университетах действительно респектабельны и получают поддержку от частных и государственных фондов. Студенты, посещающие семинары по квир-тематике, не всегда являются носителями "альтернативной идентичности" или экспериментирующими с ней (также как и преподаватели курсов). Согласно западным представлениям о демократии, каждая социальная группа должна быть представлена в культуре (в том числе и академической), и от этого зависит благополучие не только членов этой группы, но "душевное здоровье" нации в целом. В некоторых случаях человек с первых минут знакомства может заявить о своей "нетрадиционной ориентации" - не в качестве эпатажа или провокации, а исключительно - "расставить точки над ї", чтобы свою дальнейшую коммуникативную стратегию с ним вы могли выстраивать более корректно, исходя из полного понимания ситуации. Помимо специализированных магазинов, книги по квир-проблематике продаются в книжных лавках американского метро и, конечно, любой солидный книжный магазин имеет у себя такую полку.
Однако такое "демократическое благополучие" в западной академии достигнуто исключительно в последние десятилетия и в результате длительных и настойчивых усилий многих предшествующих поколений активистов. Сексуальная революция в Америке 1960-х, гомофилийное движение 1970-х, вдохновленное гей-восстанием Стоунволла и поддержанное жителями Нью-Йорка, студенческие революционные движения в Европе 1970-х, антипорнографические дебаты в США, инициированные лесбийскими активистками, а также общий фон движений за либерализацию морали и "политкорректность" сделало возможным открытие университетских центров и программ по изучению "альтернативной" сексуальности и издание аналитической литературы по этой теме. Принципы, лежащие в основе гей/лесбиан исследований постулировали идею о том, что формирование гомофобии в обществе оказывается возможно по причине ультимативности гетеросексуального стандарта, начиная с детского воспитания и заканчивая студенческим периодом. Поэтому ломание "невидимости" гей/лесбиан культуры и институализация этих исследований в академических планах акцентирует идею возможного выбора сексуальной идентичности вместо ее тотального "навязывания". Таким образом, введение гей/лесбиан теорий в академический дискурс расценивается как прогрессивный факт гуманизации науки и культуры. И собственно истории институализации квир\ гей\ лесбиан исследований и их преподавания в американских и западноевропейских университетах в конце ХХ века посвящена книга "Гей и лесбиан исследования", которая была представлена выше.
В статье "Истоки гей- и лесбиан исследований" Генри Минтон рассказывает об институтах и институциях, которые первыми ввели в учебные планы курсы по "альтернативной сексуальности": под влиянием эмансипаторных движений в Европе в конце 1970-х годов первые гей/лесбиан программы были приняты в Нидерландах. В 1986-1987 г.г. гей/лесбиан/бисексуал программы были открыты в Сорбонне (Франция), Сиген (Германия), Торонто (Канада). В университете Буффало (Канада) в 1972 году начал читаться первый курс под названием "Лесбианизм", а в 1990 году на него были набраны первые аспиранты.
В Соединенных Штатах Америки первый исследовательский центр был открыт в Йеле в 1986 году, в 1987 году там же провели серию конференций по гей/лесбиан/би тематике. Муниципальный колледж (City College) в Сан-Франциско в 1988 году легализовал первое в американском образовании отделение по изучению гей/лесбиан теории, а в 1990 году Муниципальный университет (City University) в Нью-Йорке открыл официальный гей/лесбиан факультет. В настоящее время более 100 центров, специальностей и департаментов в Северной Америке заняты изучением гей/лесбиан/квир идентичности.
Джеффри Эскофер, преподаватель Лесбиан и Гей курсов в Калифорнийском университете (США), выделяет несколько этапов в развитии гей/лесбиан проблематики; 1969-1976 г.г. - "поиск аутентичности"; с 1975 года концептуализация "эссенциальной идентичности"; с 1979 года - возникновение теории сексуальных и расовых различий; с 1985 года происходит обсуждение гей/лесбиан концепций в антропологии и литературе. В этот же период начали публиковаться антологии по гей/лесбиан истории, архивные документы о гомосексуальности в Коминтерне и у американских "бердачей" (мужчин - шаманов, исполняющих женские роли в индейских обществах), др. Очень многие из описанных феноменов не осознавались самими носителями как квир-альтернатива; и это противоречие стимулировало развитие новой парадигмы "универсальной бисексуальности", которая с наибольшей экспрессией отражена в работах Д.Альтмана и Дж. Батлер В 1973 году генерация исследователей "после Стоунволла" создала Все-американский Академический Гей-Союз, который инициировал проведение первых трех гомосексуал-конференций в Нью-Йорке (City University), на которых присутствовало более трехсот человек!
Эскофер подчеркивает, что направление гей- и лесбиан исследований определили крупнейшие теоретики ХХ века, которые сами могли не принадлежать к гей\лесбиан комьюнити: Ролан Барт, Михаил Бахтин, Виктор Тернер, Антонио Грамши, что свидетельствует об общекультурных основаниях этих исследований.
Джозеф Кеди рассказывает о личном опыте преподавания гей- и лесбиан литературы в университете Рочестера и Новой Школе Социальных Исследования Он называет сам факт подобного преподавания "подрывной" (провокативной) деятельностью по отношению к традиционному мнению о том, что гомосексуальность является "непроизносимой" и "не-преподаваемой" ("untouchable") вещью. В сохранении такого положения заинтересовано доминирующее гетеросексуальное большинство, также как и в поддержании мнения о гомосексуалистах как "аутсайдерах" культуры. Автор пишет, что для изучения квир-литературы ему не пришлось отбирать "особых" писателей, так как большинство из них вошли в "золотой фонд". Это: Шекспир, Микельанджело, Байрон, Винкельман, Гоголь, Ганс Кристиан Андерсен, Уайльд, Сергей Есенин, Вирджиния Вулф, Томас Манн, Михаил Кузьмин, Тенесси Уильямс, Джеймс Болдуин, Уитмен, Бодлер, Верлен, Марина Цветаева и многие другие. Цель этих курсов - рассмотреть литературную историю в аспекте гомо\гетеро дефиниций, так как без понимания природы человеческого желания невозможно правильное понимание культурных текстов. Чтение квир-литературы часто означает политическое и идеологическое чтение, которое позволяет распознать гомофобию и расизм на уровне микрополитик власти, а распознав - сопротивляться их принуждению, какие бы формы оно не принимало. Разрушение мифа об "универсальности" гетеросекса и представления гомосексуального субъекта как инвалида (desabled) в литературе способствует расширению сознания не столько у представителей альтернативной идентичности, сколько - в аудитории традиционного типа.
Артур Фланниган-Сайнт-Аубин, преподаватель Психоналитического Института в Лос-Анжелесе и профессор французской, африканской и карибской литературы, в статье "Знаки сексуального предпочтения в интерпретации текста" рассматривает паттерны квир-сексуального "письма", "чтения" и критики, которые необходимым образом дополняют сложившийся "гетеросексуальный" канон. Ссылаясь на работы Д.Гальперина и Дж.Куллера, автор утверждает, что субъект не обязательно должен идентифицировать свое персональное желание как гомосексуальное. Однако гомосексуальность в его сознании должна быть позитивно коннотирована и гомосексуальная идентичность должна включаться в общую культурную картину мира. Вне зависимости от того, относите вы квир-идентичность к биологическим или культурным конструкциям, квир-критика может выполнять роль терапии, информируя о "нормальности" и "приемлемости" разнообразных эротических желаний, "освобождать" от "гендерных страхов" и предубеждений. Иначе говоря, включение гомосексуальных дефиниций в интерпретацию текста, это - позиция, позволяющая расширить вес и ценность свободы в обществе.
Статья Джека Коллинза, декана факультета Гей- и Лесбиан исследований в Муниципальном колледже Сан-Франциско, рассказывает об открытии первого в истории США факультета такого рода. Он говорит, что такой "невозможный" успех в консервативном американском образовании обусловлен тем, вузы в Сан-Франциско тесно скоординированы с общественными движениями. И что обширные квир-общины в этом регионе являются "сплоченными", политически организованными, с высоким уровнем самосознания, и они с большим энтузиазмом поддерживали все образовательные проекты относительно изучения квир-сексуальности. Подробно описывая процесс создания и развития образования нового типа, автор подчеркивает, что открытие факультета отвечало, в первую очередь, потребностям студентов, составляющих сексуальное "меньшинство" в гетеро-окружении. Другим важным фактором было то, что в идеологическом плане этот факультет продолжал демократическую традицию уже существующих к тому времени университетских центров по изучению социо-культурных меньшинств Америки: Афро-Американских, Иммигрантских, Карибских, и что искоренение гомофобии в общественном сознании тесно связано с искоренением расизма.
Герт Хекма и Тео Ван дер Меер, профессора Вольного университета в Амстердаме, описывают опыт институализации квир-исследованй в Дании и Нидерландах. Они приводят учебные планы гей- и лесбиан специализации, условия присуждения академической степени и типы стипендий для студентов. Они утверждают, что открытие таких специальностей стало возможным благодаря толерантным традициям скандинавского общества и образования.
Кэролайн Гэмон, писательница, преподаватель Лесбианизма в университете Конкордия (Монреаль, Канада) и активистка борьбы против лесбофобии, сексизма, эйджизма и антисемитизма, сравнивает принципы преподавания лесбийских исследований в Канаде и в США, анализирует дефиниции терминов и предметное поле лесбийских исследований в контексте "женских", "кросс-культурных", "еврейских", "черных", "индейских" исследований, их антропологическую и политическую актуальность и сходство методологий. По ее мнению, Лесбийские исследования являются частью более широкого академического направления Гомо-исследований (исследований однополой сексуальности) и включают в себя изучение лесбийской литературы и истории, лесбийской религиозности, лесбийских архивов о выдаче лесбиянок в нацистские лагеря, лесбийского кино и лесбийского движения.
Вилл Роску, историк университета в Санта-Круз (США) и автор двух книг по антропологии американских индейцев-бердачей, считает, что институализация гей-, лесбиан, квир образовательных программ в университетах означает принятие новых форм знания и нового ресурса в конструировании идентичности, забывание о которых представляет опасность для развития демократического общества. Автор рассказывает об образовании Гей и Лесбиан Исторического общества в Калифорнии, целями которого было собирание устных историй геев и лесбиянок, проведение кинофестивалей, распространение правдивой информации.
P.S. Все достижения Запада по институализации теорий, изучающих альтернативные аспекты человеческой сексуальности в контексте Human Rights и культурного прогресса остаются практически недоступными постсоветскому читателю (студенту, потребителю). "Берлинская стена", в течение десятилетий символизировавшая противостояние "двух миров" и невозможность их культурного взаимодействия, по-прежнему сохраняется в гуманитарных дисциплинах между Западом и пост-Союзом, масс-медийной репрезентацией гетеро- и квир-желания. Этика "политкорректности" по отношению к гей/лесбиан тематике не всегда является действительно легитимной даже в среде университетской интеллигенции. Несмотря на то, что гомо-исследования безусловно востребованы в постсоветской аудитории, легальные каналы информирования отсутствуют, информация, просачивающаяся через масс-медиа, в большинстве случаев является тендензиозной и/или непрофессиональной.
Кажется, что в условиях почти "официальной немоты" наиболее образовательные проекты в пост-советского пространства реализуются не в университетах, а ... на независимых Интернет-сайтах, которые взяли на себя труд просвещать постсоветского тинейджера (или человека "за 30") об антропологии другой сексуальности. Наиболее известные из Интернет-сайтов, среди обращенных к квир-проблематике, это - gay.ru, xs.gay.ru, bi.nm.ru, а также сайт mitin.com ("Митин Журнал"), который не являясь "голубым" в полном смысле, широко сотрудничает с авторами альтернативной сексуальной ориентации и потому их произведения можно увидеть на его страницах.
В отличие от западных, русскоязычный cyberspace, вынужденно заполняющий нишу образовательных/исследовательских/культурологических программ, выполняет не только развлекательные, но и мировоззренческие, идеологические функции, представляя едва ли не единственную легальную возможность получить грамотную, квалифицированную и корректную информацию о голубой ойкумене в океане гетеросексуализма... Можно сказать, что gay.ru, xs.gay.ru, mitin.com являются своего рода путеводителями "по выживанию" для людей не-традиционной ориентации в бывшем СССР. Однако и людям с гетеросексуальной ориентацией они позволяют шире взглянуть на проблему выбора и "выборов" - не с позиций "семьи - ячейки общества", а с позиций неповторимости человеческого бытия, включающего право на получение удовольствия.
Сайт gay.ru выполнен на хорошем русском литературном языке, стиль подачи материалов рассчитан на "интеллигентную" и даже продвинутую аудиторию. Человек, незнакомый с "альтернативной" культурой и пытающийся найти какие-то сведенья о ней, не будет разочарован: gay.ru предлагает море разнообразной информации по различным направлениям квир, лесбиан и гей-антропологии: о гомосексуальности в среде древнерусских богатырей, китайских даосов и арабских суфиев; литературные обзоры творчества квир-фигур русской литературы - М.Лермонтова, А.Апухтина, К.Батюшкова, З.Гиппиус, А.Ахматовой, С.Есенина, Н.Клюева.
Достоинством сайта является аннотирование книг, вышедших на русском языке (либо затрагивающих тему России). На сайте представлены книги о знаменитых квир-персонажах мировой истории: Хьюго Виккерса "Гретта Гарбо и ее возлюбленные", автобиография Шарлотты фон Мальдорф (самого известного берлинского трансвестита) "Я сам себе Жена", обзоры по русской лесбийской культуре серебрянного века и по истории гомосексуального Петербурга. Сайт включает историю квир-культуры в образах знаменитых актеров, императоров и полководцев: фрагменты романа Жана Кокто "Петух и Арлекин", поэзию великих любовников Верлена и Рембо, сценки из китайского романа Цао Сюэцинь "Сон в красном тереме" и классика японской литературы Ю. Мисима "Исповедь маски". В разделе "Музыка" можно познакомиться с биографиями талантливейших русских танцовщиков Вацлава Нижинского и Рудольфа Нуриева и режиссера Сергея Дягилева, всех их объединяла страсть к мужскому телу. Сайт рассказывает о наиболее популярных квир журналах на русском языке, что позволяет проследить развитие гей-журналистики в постсоветском обществе.
На страничке "Wolfy" авторы рассказывают об истории транс-, гей-, лесби- кинопродукции, приводят списки фильмов с сюжетами на квир-тему. Большинство таких картин хорошо известны и часто в них играют актеры мирового класса: Шер (фильм "Силквуд"), Киену Ривз ("Мой Айдахо"), Катрин Денев ("Голод"), Том Хенкс ("Филадельфия"), Руперт Эверетт и Джулия Робертс ("Свадьба лучшего друга"), др. Русскому зрителю, может быть, наиболее известна "тетушка Чарли из Бразилии" в блестящем исполнении Александра Калягина. Список режиссеров квир-фильмов также ослепительный - Лукино Висконти, Паоло Пазолини, Пол Верховен, Райнер Фассбиндер, и этот список показывает, что квир - кино давно стало специфическим жанром, со своими правами и стилем, интересным, однако, не только для квир-аудитории, но для самых широких масс. Сайт рассказывает об истории единственного в мире хора геев Лос-Анджелеса, выпустившего в течение 20 лет работы более 6 компакт-дисков, и о Петербургском Мужском балете под руководством Валерия Михайловского, возродившего традиции "мужского танца".
На сайте можно познакомиться с новинками русскоязычной квир-литературы, которая для многих может оказаться интересной не только из-за оригинальности темы и сюжета, но и из-за несомненных художественных достоинств текстов. Это романы А. Булкина "Летающие на собаках", М. Аникеева "Оплеуха", Д. Лычева "(Интро)миссия", Н. Бранде "Голубые Шинели", Е. Дебрянской "Учитесь плавать". Яркое своеобразие отличает произведения Е. Радова "Рассказы про все" и Д. Бушуева "На кого похож арлекин"; оба автора используют сатирический стиль изображения, однако тексты Радова - утопия-фантасмагория с главным героем в образе гермафродита, умирающего от передозировки оргазмов, вторая повесть тяготеет к "психологической прозе".
В разделе Общество сайт предлагает материалы по социальной и профессиональной адаптации людей с альтернативными формами желания. Особая часть посвящена табуированной прежде теме гомосексуализма и лесбианизма в закрытых субкультурах - в тюрьме, в армии, в зоне. Это материалы под названием "Тюрьма", "Советская зона глазами очевидца", "Васек", могут радикальным образом изменить наши традиционные представления о квир-повседневности. Полезной, причем не только для "квир", но и гетеросексуальной аудитории, представляется рубрика Здоровье, имеющая внутри себя ссылки на другие сайты, связанные с этой тематикой; например, на персональный сайт известного российского ученого И.С.Кона (sexology.narod.ru; konigor.hypermart.net).
Сохраняя динамику, разнообразие, интеллектуализм, эти сайты выполняют, безусловно, "политические функции", внедряя мультикультурализм в постсоветское сознание.
Однако такая уступка образовательно-просветительских функций Интернету со стороны постсоветских "классических университетов", означает ли их окончательное признание своего бессилия и нечувствительности к общественным трансформациям и нуждам разнообразных социальных групп людей?