На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
О евреях, Содоме и Обаме...
Портал Gay.Ru встретился с киевским ученым Виталием Черноиваненко. Он кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Национального университета "Киево-Могилянская академия", академический координатор магистерской программы по иудаике, в сфере научных интересов которого гомосексуальность в еврейской истории.
Расскажете немного о себе.
Я коренной киевлянин, мне 28 лет. Закончил два университета. По образованию историк. На сегодняшний день занимаюсь научной деятельностью, а также преподаю иудаику и историю древнего Востока в Киево-Могилянской академии. Последние годы активно занимался созданием первой в Украине магистерской программы по иудаике, которая теперь готовит дипломированных специалистов по еврейской истории и культуре. С 2010 года начал исследовать и публиковать статьи, посвященные эротизму и сексуальности (в частности гомоэротизму и гомосексуальности) в иудейской традиции.
А конкретнее?
Последние мои работы посвящены изучению образа Давида и Ионафана, известных библейских персонажей; интерпретации запрета из библейской книги Левит, якобы запрещающего однополые сексуальные отношения; а также гомоэротическим мотивам в Библии и Талмуде и в иудейской традиции в целом. Возможно, об этом будет вскоре моя докторская диссертация. Пока что это отдельные работы, по сути, первые в русскоязычном научном дискурсе.
Левит якобы запрещает однополые отношения? Почему якобы?
Якобы, так как на сегодняшний день весьма трудно реконструировать подлинный смысл многих библейских стихов. Левит 18:22 - не исключение. Нужно учитывать, что древнееврейский автор (а речь идет о первом тысячелетии до новой эры) использовал соответствующие литературные приемы, сами тексты могли редактироваться, в них вносили изменения в зависимости от исторических обстоятельств. Конечно, с этим не согласятся приверженцы традиции и религиозного мышления, но наука на то и существует, чтобы предлагать альтернативный устоявшимся понятиям взгляд. Откуда мы знаем, что гомосексуальность запрещается в Левит 18:22? Из более поздних комментариев, а также переводов. Они сформировали многовековой стереотип, согласно которому Библия осуждает однополые отношения. Добавьте сюда еще и стереотип о том, что Содом был уничтожен из-за гомосексуальности его жителей, и получите как раз готовую религиозную догму. На самом деле, исследования последних десятилетий показывают, что можно очень по-разному смотреть на упомянутый стих из книги Левит. Только я насчитываю почти десять различных взглядов. Иначе говоря, все зависит от интерпретации. И меня на самом деле очень настораживает, когда я слышу от кого-то, что он/она знает, что написано в точности там-то и там-то.
А все ли переводят этот запрет одинаково? И за что все-таки был уничтожен библейский Содом?
Знаете, не все, но все же большинство. Это достаточно общее иудейское и христианское представление, но которое оформилось лишь в поздней античности, а укрепилось, как вы можете догадаться, в Средние века. Но уже в XVI веке немецкий реформатор и основатель протестантизма Мартин Лютер иначе смотрел на Левит 18:22 при создании своего перевода Библии на немецкий язык. В этом стихе он усматривал запрет на сексуальные отношения взрослого мужчины с мальчиками, иначе говоря, детьми. И для своего перевода он подобрал соответствующее немецкое слово "Knaben". В этом его взгляде вполне просматривается рациональное зерно, так как иудеи и христиане в целом негативно относились к греческому феномену и практике педофилии, о чем свидетельствуют письменные источники.
Что касается Содома, то тут ситуация несколько очевидней в свете текстуальных данных. Сам библейский свод не утверждает, что города Содома и Гоморры были уничтожены Богом из-за гомосексуальных практик. Об этом не говорит ни Пятикнижие, ни пророки. Об этом не говорит и Талмуд, и большинство иудейских экзегетов-комментаторов. Основные причины катастрофы этих городов усматриваются скорее в тотальной извращенности всех жителей, когда и дети, как сказано в Библии, творили беззаконие. В частности, в Содоме велись нечестные суды, проявлялось неуважение и насилие по отношению к гостям. Если в случае с Содомом и порицается однополая сексуальная связь, то только по принуждению или из алчности.
Насилие - больная тема. Не только сексуальное, но и то сопряженное с насилием давление, которое оказывают на ЛГБТ в наших странах. Какие вообще перспективы у ЛГБТ? Вы историк, что скажете с профессиональной точки зрения о ситуации в России, Украине, мире?
Думаю, что вопрос достижения равноправия ЛГБТ где бы то ни было - это вопрос времени. Хотя в отдельных странах это может затянуться надолго. Все зависит от того, будет ли для этого политическая воля руководства страны, также - насколько толерантным будет общество, если определенные вопросы (например, возможность заключения однополых браков) будут рассматриваться на референдуме. Понятно, что ключевой в этом процессе является готовность самой ЛГБТ-общины отстоять свои права, ее сплоченность. Пока в Украине или России на митинг не выйдет по крайней мере несколько десятков тысяч (а для начала хотя бы тысяча или две), способных выразить свое решительное несогласие с дискриминацией, гомофобия будет продолжаться. Наивно полагать, что придет свой Обама и даст все права. Даже в США так не было. Перед тем, как президент Обама начал предпринимать первые шаги по защите прав ЛГБТ, там была уже сформирована четкая повестка и создано влиятельное лобби, с которым не считаться любому президенту было бы просто невозможно.
Вы преподаете в Киево-Могилянской академии, одном из ведущих вузов Украины. Расскажите, как там относятся к ЛГБТ-студентам. Каково отношение администрации, насколько терпимы другие студенты?
Могилянка (так мы называем нашу альма-матер) - университет, который возрожден в 1991 году, но был основан еще в XVII веке, а в начале XIX-го закрыт царским режимом. Еще в прошлые времена академия была средоточием вольнодумства, терпимости и интеллектуальной мысли. Здесь учились Сковорода, Ломоносов и многие видные деятели. Царь и его окружение не могли допустить существования такого центра в Киеве, чего не было ни в Москве, ни в Петербурге в те времена, и он был в результате закрыт. Когда же академия была возрождена в конце прошлого века, ее приоритетом стало не только построение конкурентного национального университета с европейской моделью обучения, но и создание особой атмосферы - академической свободы, равноправия, взаимоуважения. Именно этот основополагающий принцип до сих пор выгодно выделяет Могилянку на фоне остальных вузов. Кроме прочего, в ней все студенты обязательно учат английский язык (а в Киеве это практика далеко не каждого учебного заведения), преподаватели не берут взятки, студенты могут честно поступить (опять же практически нереальная картина для Киева), могут повлиять на принятие решений в академии и даже убедить администрацию отменить какое-то свое решение. Президент Могилянки, пожалуй, единственный ректор в Украине, который переписывается со своими студентами и преподавателями на Фейсбуке (как вы понимаете, даже не каждый ректор им пользуется вообще). Что касается ЛГБТ-студентов, то они, конечно, есть у нас, как и везде. Некоторые из них не скрывают свою сексуальную идентичность, но некоторые не хотят, чтобы о них узнали по каким-то своим причинам, в том числе опасаясь реакции тех, кто придерживается фундаменталистских взглядов. Предполагаю, что со временем в Украине будут созданы университетские ЛГБТ-общества, подобные тому, который на сегодняшний день существует, скажем, в Гарварде - лучшем университете мира - и насчитывает около 5000 членов: студентов, выпускников и преподавателей (как ЛГБТ, так и гетеросексуалов, их поддерживающих).
Вы координируете первую в стране магистерскую программу по иудаике. Изучают ли студенты какие-то дисциплины, связанные с квир-тематикой в еврейской традиции? Рассказываете ли студентам о предмете своих исследований?
Да, конечно. С моими студентами в университете мы говорим, в частности, об эротических образах в литературе древнего Востока, еврейских текстах, а в контексте курса по истории Государства Израиль у нас предусмотрены на семинаре вопросы, посвященные израильским ЛГБТ. Вообще на нашей магистерской программе мы рады видеть разных людей, в том числе независимо от их сексуальной ориентации, о чем свидетельствует радужный флажок в нашем офисе.
А что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Любите друг друга, что можно еще пожелать?
Множество теорий существует о связи еврейства и гомосексуальности. От самой популярной - что гомосексуалов среди евреев не больше, чем среди остальных народов, но вечно притесненному еврею легче признаться в том, что он еще и гей, чем обычному человеку, не привыкшему к эмоциональному давлению, - до научных исследований, в том числе таковых, которыми занимается Виталий Черноиваненко. Факт наличия гомоэротического дискурса в Библии практически неоспорим, а дальше остается только читать (или даже писать?) научные труды и делать выводы.
Summer's Dawn Фото из личных архивов Виталия Черноиваненко 16 апреля 2013 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".