"Отрицательное отношение к геям в России отражает более широкое недоверие россиян к маргинальным группам общества..." Корреспонденты уважаемого американского издания "The New York Times" понаблюдали за "работой" "Георгиевцев" на легендарной московской "плешке".
Они пришли, по их словам, чтобы очистить сквер. В семь часов вечера около десятка православных молодых людей собрались вокруг памятника в парке в центре Москвы, окружив его по периметру и прогоняя людей, разговаривающих и пьющих пиво на его ступеньках.
Начиная с середины июня эти молодые люди, называющие себя "Георгиевцы" в честь покровителя Москвы Святого Георгия, патрулируют район, расположенный вокруг небольшой православной часовни, пытаясь, как они говорят, изгнать оттуда геев, приходящих на встречи с друзьями и в поисках секса.
"Они собираются вокруг святого места и занимаются ужасными делами, целуются и не только", - говорит 19-летняя Диана Романовская, организатор данного патруля, на который, по ее словам, ее саму и ее друзей вдохновили попытки геев и их сторонников провести в мае этого года гей-парад в Москве.
Появляющиеся признаки усиления активности геев в России - в том числе акции протеста и увеличивающееся присутствие в интернете - вызвали социальный и политический протест, поддерживаемый видными политическими деятелями, такими, как мэр Москвы Юрий Лужков.
Патруль вокруг часовни, которая также является памятником солдатам, погибшим в 19 веке в русско-турецкой войне, привлек и членов различных националистических группировок, приравнивающих выступления против геев к своей собственной борьбе с приезжими с Кавказа, которые, как они заявляют, тоже угрожают российским традициям и культуре.
В одну из пятниц некие молодые люди, в том числе и из участников патруля, названные в средствах массовой информации скинхедами, устроили около часовни драку с выходцами с Кавказа. В ней участвовали около сотни человек, один армянский подросток получил ножевые ранения. Силы правопорядка арестовали около 40 человек.
Все это позволяет предположить о существовании взаимосвязи между враждебностью по отношению к геям и лесбиянкам и враждебностью, направленной против этнических меньшинств. После распада Советского Союза в России наблюдается усиление ксенофобии.
Игорь Кон, российский социолог, специализирующийся на гомосексуальности, предположил недавно в одной из статей, что отрицательное отношение к геям в России отражает более широкое недоверие россиян к маргинальным группам общества.
"Гомофобия - это всего лишь лакмусовая бумажка", - сказал г-н Кон в телефонном интервью. Он отметил, что такие события, как планировавшийся на май гей-парад, служат "предлогом для мобилизации ультранационалистических сил".
Г-н Лужков запретил тогда проведение демонстрации, назвав подобные события "сатанинским действом". Организаторы парада - русские и европейцы - были задержаны практически сразу после того, как они собрались 27 мая перед московской мэрией, чтобы потребовать разрешение на проведение парада. Милиционеры и спецназ просто смотрели, как националисты и религиозные радикалы напали на немногочисленных демонстрантов, собравшихся у мэрии несмотря на запрет.
В тот же день георгиевцы провели свою собственную контрдемонстрацию, названную "За настоящую любовь". Они подвергли осуждению пропаганду гомосексуализма и объявили о своих планах начать патрулировать этот парк.
С того дня они каждый вечер собираются у часовни, где к ним примыкает небольшой, но постоянно растущий контингент националистов, ультраправых политиков и других сочувствующих, чтобы заявлять, что Россия, в которой усиливается враждебность к тому, что она считает импортируемыми западными ценностями, не хочет соблюдать права сексуальных меньшинств.
Говоря о несостоявшемся гей-параде, г-жа Романовская отметила: "Если мы разрешим проведение в Москве подобных мероприятий, то мы покажем всем, что мы похожи на остальную Европу. Наша страна особая. У нас другие культурные ценности".
Как-то ранним вечером, в день работы патруля, на ограде сквера сидели двое молодых геев и наблюдали за тем, как патрульные убирают пустые бутылки и другой мусор вокруг часовни.
Один из них, Юрий Демин, сказал, что он будет сопротивляться любым требованиям покинуть площадь. "У нас тут друзья, - сказал он. - Даже если они геи, это не означает, что их отсюда можно прогонять".
Впервые геи начали собираться у часовни в Ильинском сквере около десяти лет назад, когда стало невозможно собираться на предыдущем месте встречи около Большого театра из-за ремонта, рассказал редактор ведущего гей-журнала России Эдуард Мишин.
Российские власти в 1993 году отменили принятый в сталинскую эпоху закон, по которому содомия относилась к уголовно-наказуемым деяниям. Однако это не привело к смягчению негативного отношения общественности к мужской гомосексуальности. Лесбиянство в России практически не обсуждается и остается за пределами внимания общественности.
Жизнь геев протекает в основном "в подполье", однако геи и лесбиянки обычно могут делать все, что им захочется, если они находятся не на виду у общественности, а нападения на геев происходят относительно редко по сравнению с нападениями на представителей российских темнокожих национальных меньшинств.
Большинство геев и лесбиянок остаются вне политики, и многие из них, даже видные защитники геев, выступали против планов проведения в мае гей-парада.
"Что мы выиграли от этого парада? - говорит г-н Мишин, активно выступавший против несостоявшейся демонстрации. - Где наши права? Все, чего мы добились - это то, что геям теперь стало сложнее собираться на улицах".
Для участников патруля геи, посещающие парк, являются агрессорами. "Территорию оккупировали сексменьшинства", - говорит Лариса Павлова, член правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет". Она говорит, что территория вокруг памятника стала не только местом встреч гомосексуалов, но и местом, где процветают проституция и торговля наркотиками. "Там, где когда-то гуляли наши дети, теперь совершаются всякие непристойности", - сказала она.
Православная молодежь отказалась от использования силы для изгнания геев из парка, и уже подвергалась, по словам ее представителей, нескольким жестоким нападениям. Как рассказали свидетели, в одном из инцидентов кто-то обстрелял патрульную группу из пневматического оружия, попав участнику патруля в шею. Хотя в милиции отказались давать какие-либо комментарии, некоторые члены патруля обвиняют геев в организации кампании запугивания.
Неизвестно, обоснованы эти обвинения или нет, но многие более откровенно настроенные организации уже обеспечивают неофициальную защиту гергиевцам, и почти каждую ночь количество наголо стриженных молодых людей в армейских ботинках намного превосходит количество организаторов патруля. С ростом этого движения растет и вероятность жестоких столкновений.
В один из июньских дней около 10 часов вечера представителей православного молодежного движения практически не было заметно среди хорошо сложенных русских мужчин, возраст которых не превышал 25 лет, стоявших вокруг памятника. Один из них, Симон Грузинский, одетый во все черное и с оранжевой бородой, сказал, что он пришел вернуть сквер для нормальных россиян.
"Летом тут прекрасно, - сказал он, улыбаясь. - Вы можете сказать, что мы готовимся к битве".