То, о чем пришлось задуматься после легализации однополых браков, стало неизбежным, особенно в Соединенных Штатах. Речь идет об однополых разводах. Статистические данные о гей-разводах не очень-то доступны, и в прессе о них почти не пишут.
Буксующее законодательство
"Законодательство о разводе сильно пробуксовывает и отстает от жизни, - объясняет Кэтрин Дикерсон, партнер юридической компании "SmolenPrevy" из Вирджинии. - Для некоторых людей главным приоритетом это не является, потому что по сравнению с количеством разводящихся однополых пар у правительства есть другие, гораздо более важные заботы".
Именно потому, что законодательство буксует, гомосексуалы, которые хотят получить развод, находят всевозможные лазейки. Одну из них наглядно демонстрирует нашумевшее и продолжающееся уже не первый год дело Миллер-Дженкинс, в котором основным полем боевых действия стала Вирджиния.
Пара заключила гражданское партнерство, идентичное браку, в штате Вермонт - еще в те времена, когда подобные союзы здесь не были конвертированы в браки. Это произошло 8 лет назад. Однако вскоре после этого Миллер, биологическая мать родившейся в семье девочки, превратилась в набожную баптистку, раскаявшуюся в своей "порочной сексуальности". Когда это случилось, Миллер прихватила ребенка и отправилась с ним в Вирджинию - один из самых консервативных штатов, не признающих однополые союзы.
"Суть этой судебной баталии - в правах опекунства над ребенком, точно так же, как и в любом законе о семье опекунские права являются одним из основных пунктов, - утверждает Гленн Сакс, возглавляющий Национальную организацию отцов и семей. - Любой случай, связанный с распадом брака, в котором есть дети, так или иначе похож на случай Миллер-Дженкинс. Единственное различие заключается в том, что Миллер "нашла Бога", а Бог, по ее мнению, "ненавидит геев".
То, что вытворила Лайза Миллер, скрывшись с ребенком в Вирджинии и насильно лишив опекунских прав еще одну мать девочки - которая в соответствии с законами Вермонта обладает идентичными родительскими правами, хотя и не является ее биологической матерью, - стало прецедентом. В настоящее время вокруг этого затянувшегося судебного процесса сконцентрированы многие дебаты, касающиеся законодательства об однополых браках, ведь речь идет о законодательстве двух разных штатов, которое в соответствующем отношении радикально противоположно. При этом Миллер неоднократно прибегала к тому, что в Америке называют "forum shopping" - судебными маневрами, в соответствии с которыми истец пытается отдать дело на рассмотрение того суда, от которого можно ожидать наиболее благоприятного для себя решения. Именно поэтому все решения судов Вермонта Миллер оспаривала в судах Вирджинии, которые действовали в соответствии с законами этого штата, не признающего гей-браков и совместного гей-родительства.
Диана Гулд-Салтман, партнер калифорнийской адвокатской фирмы "Gould-Saltman", согласна с тем, что именно подобные маневры способствуют тому, что дело отфутболивается из одного суда в другой уже на протяжении долгих лет, и все это начинает напоминать утомительную игру. "На сегодняшний день всего шесть федеральных территорий, включая Вашингтон, признают абсолютное равенство брака. В таких условиях один из партнеров всегда может оказаться в более выгодном положении".
Еще одна законодательная лазейка очень проста: если пара, заключившая брак в Массачусетсе, переезжает в штат, где однополые браки не признаются, она может просто разойтись, сделав вид, как будто брака никогда не было. Впрочем, для тех пар, которые, поженившись, переехали в штат, где их брак не признается, а потом решили развестись - и сделать это легально, - существуют некоторые возможности для рассмотрения определенных аспектов в юридическом поле. Например, если речь идет о разделе имущества. Только для этого ей нужно будет доказать свое совместное проживание и предъявить суду брачный контракт.
"Суду нужно будет доказать, что это действительно контракт. А половая принадлежность в данном случае роли не играет", - объясняет Стивен Ноулз, глава калифорнийской юридической фирмы "Knowles Collum LLP".
Консервативные упреки
Итак, несколько нашумевших судебных процессов, связанных с расколом однополых браков, стали обсуждаемой темой и привлекли внимание к гей-разводам. Не все штаты в курсе, как правильно поступать в таких случаях, если в этих штатах не существует понятия равенства брака. Консерваторы, выступающие против идеи легализации гей-браков, могут воспользоваться этими новостями и на каждом углу орать, что вот оно - доказательство того, насколько недолговечными являются гомосексуальные союзы. Впрочем, многие утверждают, что если подобная кампания начнется, она в первую очередь окажет отрицательный эффект на самих консерваторов, выступающих в роли зачинщиков.
"Естественно, статистика гей-разводов будет использоваться против нас, - говорит Кен Харви. - Но при этом стоит предупредить: когда число разводов по стране в целом составляет 50 процентов от количества браков, ЛГБТ-группы могут использовать эти данные в качестве очень веских контраргументов".
Не потакайте сегрегации
Одна вещь, с которой согласны фактически все: то, что в штатах, где узаконены однополые браки, разобрались с брачным законодательством, отнюдь не означает, что с ним разобрались и на других территориях.
"Из Массачусетса лучше не уезжать - дерьмовая затея, - объясняет Эстер Ластик, соавтор книги "Любовь в своем праве". - Не стоит потакать сегрегации".
Ее мнение поддерживает и Стивен Ноулз, говорящий о том, что консервативные штаты, непреклонные в отношении недопустимости легализации гей-браков, не слишком охотно пойдут навстречу гомосексуальной женатой паре, которая заключила брак там, где это возможно. Но если бы в данном отношении были предприняты шаги на уровне федерального правительства, это бы значительно ускорило и облегчило процесс поиска компромисса. "В конечном итоге, все будет зависеть от решений, принятых на федеральном уровне, - утверждает Ноулз. - Консервативные штаты не будут принимать участия в этих процессах, пока им не прикажут сверху".
Существует еще одна проблема: восприятие идеи равенства брака в пределах самого ЛГБТ-сообщества. В гетеросексуальном социуме принято считать, что брак является неким постулатом, завершающей фазой отношений. Что совершенно не обязательно для социума гомосексуального. "В гетеросексуальном мире заключение брака - это то, чего ждут от любого человека. Но я не могу сказать, что нечто подобное происходит и с однополыми парами", - утверждает Харви.
Его мнение разделяет и Ноулз: "Гетеросексуальная пара обязательно должна пожениться, по крайней мере, этого все от нее ждут - рано или поздно. В то время как для гомосексуальной пары подобная неизбежность не рассматривается столь критично".