В стране, которая декларативно стала демократической, пока еще царят "зоновские" законы: это видно и по тому, что народ предпочитает слушать и читать, и по тому, как относятся к тем, кого называют людьми "нетрадиционной сексуальной ориентации". А отношение, мягко выражаясь, далеко не демократическое.
Нельзя быть свободной страной, ущемляя чьи-то свободы, это все равно что быть чуть-чуть беременной. Именно эта банальная истина проходила красной нитью в интервью, которое дал еженедельнику "Столичные новости" один из активистов гей-движения в Украине, член Луганской организации геев и лесбиянок "Наш мир" Андрей Маймулахин.
- Начнем с организации, которую ты представляешь.
- Пять лет назад у нас появилась идея создания небольшого информационно-просветительского журнала под названием "Наш мир", дабы показать людям, кто мы есть и что мы есть. Все, что делалось и делается в этом направлении, преследует цель сломать некие устоявшиеся стереотипы по отношению к геям и лесбиянкам. Ведь не секрет, что у нас, в отличие от стран Европы, гомосексуальность до сих пор считают болезнью. А это - нонсенс. Да и что можно сказать, если в украинской сексологии практически не отводится места изучению проблем гомосексуальности.
Эффективно влиять на изменение общественного мнения по отношению к гомосексуалам можно тогда, когда налажены связи внутри самого гей-сообщества. Это было второй, после просветительской работы, целью создания организации "Наш мир", которая сегодня уже является зарегистрированной общественной организацией.
- Неужели с регистрацией было так просто?
- Конечно, нет. Когда мы уже определились как организация и подали документы на юридическую регистрацию, то первое, что услышали - отказ. Мотивировка была стара как мир: такого в соответствующих законах нет. То есть нет запрета на регистрацию подобной организации, но и нет конкретного разрешения. В данном случае чиновник, который занимался этим вопросом, не воспользовался методой, по которой все, что не запрещено, разрешено. Вот вам и степень личностной свободы. Кстати, для того чтобы зарегистрировать организацию, он требовал от нас убрать в ее названии слова "организация геев и лесбиянок". Но вопрос был принципиальным, и мы на это не пошли. После долгих хождений по кабинетам власти мы все-таки смогли получить юридический статус.
- Андрей, в чем конкретно проявляется "голубая" проблема в Украине?
- Начните с лексики и оскорблений. Какое из них самое-самое? "Пидор". В этом вся терпимость и все равноправие. Хочу заметить, что Украина была одним из первых государств бывшего СССР, которое отменило статьи о мужеложстве в Уголовном кодексе. Но статьи - статьями, а отношение осталось прежним. За десять лет, которые прошли с того времени, никто из известных в Украине людей так и не нашел в себе смелости сказать: "Да, я "голубой". Вот и вся открытость.
Из проведенных нами исследований выяснилось, что закрытости этой темы способствуют несколько причин. Во-первых, многие геи боятся заявлять о своей сексуальной ориентации из-за страха быть отринутыми обществом, из-за боязни физического насилия. И, к сожалению, так оно и есть. Во-вторых, это отношения в семье: большинство родителей с гневом воспринимают тот факт, что их сын или дочь - гей или лесбиянка.
- Есть ли пути решения этой проблемы? Как добиться терпимости общества к "не таким, как все"?
- Мне кажется, есть два направления, которые следует развивать. Первое - это разрыв некой информационной блокады. Ведь для большинства СМИ "голубые" проблемы - это "клубничка", а не серьезная тема для исследований. Второе - это развитие самого гей-сообщества. Люди другой сексуальной ориентации не должны чувствовать себя изгоями в своей же стране. При этом они не должны бояться и самих себя. Тогда в Украине можно будет начать строить ту морально-этическую базу, при которой в "голубых" и "розовых" не будут тыкать пальцем, как в каких-нибудь диковинных зверушек.
Наши люди вполне нормально воспринимают геев в фильмах и сериалах, но еще далеко не готовы к тому, чтобы, к примеру, гомосексуальная пара жила в квартире по соседству. А это вопрос культуры, вопрос свободы личности, ее прав на самоопределение не только в плане того, что читать и что смотреть, но и в выборе сексуальной ориентации.
- Многие ненавидят гомосексуалов, вменяя им в вину распространение СПИДа. Так ли это?
- Вот еще один стереотип. Так было на Западе, в частности, в США. У нас же основными переносчиками ВИЧ-инфекции являются наркоманы и проститутки, к которым, что удивительно, общество относится не с пренебрежением, а с жалостью. А вот геи для большинства - что-то наподобие врага, чья вина лишь в том и заключается, что он не такой, как все.
- Может ли государство помочь в решении проблемы равноправия?
- Я думаю, что не только может, но и должно. Ведь это вопрос демократизации общества, создания необходимых свобод. На Западе, к примеру, эту тему начинают обсуждать со школьной скамьи. У нас же, чего греха таить, большинство учителей обладают кругозором среднестатистического украинца и считают что "голубые" - больные люди. Бывает и хуже - некоторые работники сферы образования относят геев к преступникам-педофилам и тем самым еще больше влияют на создание в обществе эдакого "кровожадного" образа человека с негетеросексуальной ориентацией.
Что касается законотворчества, то до сих пор в наших законах нет четко выписанного параграфа о запрещении дискриминации по признаку сексуальной ориентации, хотя есть подобные законы по расовому, языковому и половому признакам. Если государственные мужи примут, наконец, такую поправку к закону, это будет означать, что проблемы равноправия и демократизации общества в нашей стране все-таки решаются.
- Доводилось ли вам видеть эту дискриминацию в действии?
- На государственном уровне нет. Хотя нам известно, что существует циркулярное письмо Министерства образования (№1/9-242 от 02.03.1995 г.), в котором не рекомендуется допускать к работе с детьми и подростками "взрослых с явно выраженными гомосексуальными наклонностями". Причем на наш запрос с просьбой уточнить, что означает фраза "явно выраженные", Министерство образования официально опровергло факт существования подобного письма.
На бытовом же уровне примеры дискриминации можно видеть довольно часто. Так, в Луганске под эгидой нашей организации было решено организовать клуб, где геи и лесбиянки могли бы чувствовать себя "в своей тарелке". Такая практика существует во всем мире, но не в украинской провинции. Мы, хоть и с трудом, но нашли помещение, оборудовали его, к нам пошли люди. Но когда реальный владелец этого здания, как нам стало известно - депутат местного совета, узнал о том, кто арендует помещение, он немедленно выдвинул нам ультиматум освободить его в течение дня, несмотря на то, что аренда была оплачена, а условия договора нами не нарушались. Как только мы об этом попытались сказать, в помещении сразу же отключили электроэнергию. А дело было во время празднования Дня города. И верь потом в принципы бизнеса...
- Андрей, а сколько же геев и лесбиянок в Украине? Может быть, их так мало, что вопрос о равноправии не стоит и поднимать?
- Согласно мировым исследованиям, в любой стране, независимо от нации, формы правления, господствующей религии и т. д. количество людей нетрадиционной сексуальной ориентации варьируется от семи до десяти процентов от общего числа населения. Вот и судите сами, нужно ли равноправие для трех-пяти миллионов гомосексуалов, живущих в Украине?