В современном западном обществе господствует убеждение, что нормальный в сексуальном отношении человек испытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится к гетеросексуальному половому акту, который представляет собой предельное выражение этого влечения, а все прочие проявления сексуальной активности в той или иной степени являются ненормальными и считались таковыми во все времена. Между тем история, антропология и психология располагают сведениями, свидетельствующими о том, что сексуальные пристрастия и поведение людей всегда были и остаются чрезвычайно многообразными и изменчивыми.
НОРМАЛЬНЫЙ
Очень субъективный термин, используемый для описания сексуального поведения и сексуальных ориентаций. Критерии нормы определяются социальными, культурными и историческими факторами.
НЕНОРМАЛЬНЫЙ
Что-либо, не укладывающееся в рамки нормы, т. е. тех субъективных стандартов, которые установлены данной социальной группой.
Гетеросексуальный стандарт. Считается, что мы должны испытывать сексуальное влечение к представителям противоположного пола и желание вступить с ними в сексуальный контакт.
Коитальный стандарт. Предполагается, что собственно половым актом является соитие мужчины и женщины, или коитус. Многие другие виды гетеросексуальной активности при этом стали именоваться прелюдией, поскольку считается, что сексуальные отношения не могут ограничиваться действиями, которые сами по себе появляются окончательной целью, а скорее подготавливают пару к коитусу, который рассматривается как такая цель:
КОИТУС
Гетеросексуальный половой акт, при котором пенис вводится во влагалище.
ПРЕЛЮДИЯ
Сексуальная активность между двумя партнерами на ранней стадии сексуального возбуждения, подразумевающая продолжение в виде более интенсивной и ориентированной на оргазм сексуальной активности - полового акта.
Оргазмический стандарт. Оргазм считается обязательным кульминационным моментом сексуальных отношений. Такое представление широко распространено среди мужчин в западных странах, хотя в последние годы оно начинает доминировать и среди женщин.
Парный стандарт. Считается, что секс представляет собой акт, в котором принимают участие два человека. Хотя отношение к мастурбации стало более лояльным, мастурбацию принято рассматривать как эрзац парной сексуальной активности, в частности полового акта. Согласно этому стандартному представлению, заниматься сексом предпочтительнее вдвоем. Любые виды сексуальной активности с большим количеством участников считаются эксцентричными.
Романтический стандарт. Предполагается, что сексуальность неразрывно связана с любовью. Действительно, вследствие интимной близости чувства к партнеру могут стать более глубокими. Однако нельзя забывать, что любовь и секс можно толковать и оценивать по-разному. В викторианскую эпоху считалось, что в приличных отношениях между влюбленными нет места для плотских желаний. В настоящее время бытует стандартное представление, что романтическая влюбленность без физической близости не достигает завершенности, а секс без любви представляет собой довольно поверхностное в эмоциональном отношении занятие (Seidman,1992).
Стандарт безопасного секса. Несмотря на то что этот стандарт только начинает проникать в нашу культуру, уже достаточно укоренилось мнение о том, что человек, решивший заняться с кем-нибудь сексом, должен принять определенные меры предосторожности, чтобы предотвратить такие последствия, как нежелательная беременность или заражение болезнью, передающейся половым путем. Это представление получило широкое распространение в связи с осознанием угрозы ВИЧ и СПИДа и нашло выражение в пропаганде презервативов, а также воздержания от рискованного сексуального поведения.
Эти стандартные представления вполне поддерживаются ценностями, доминирующими в нашей культуре и социальной системе. Из этого не следует делать вывод, что подобные представления не стоит принимать всерьез, поскольку все мы - Производное и составная часть нашего общества и культуры. Вместе с тем нельзя обойти молчанием и тот факт, что подобные стандарты со временем меняются. Не следует забывать и о том, что значительная часть населения в своей половой жизни просто не придерживается этих стандартов.
Сексуальные установки и ценности, по всей видимости, обусловлены многими факторами человеческой жизни, включая национальность, социально-экономический статус, а также обстановку, в которой воспитывался человек: в деревне, в городе или на окраине города. Эти факторы предопределяют наши социальные связи. Вместе с тем некоторые общественные предписания могут оказаться нереалистичными. Например, несмотря на пропаганду сексуального воздержания как наиболее безопасного способа поведения для неженатых людей, статистические данные по-прежнему свидетельствуют о том, что большинство молодых людей не проявляют склонность к сексуальному воздержанию.
Некоторые из молодых людей, по всей видимости, не меняют свое сексуальное поведение даже несмотря на то, что доверяют стандартному общественному представлению, согласно которому половое воздержание является самым безопасным способом поведения для молодого человека. Возможно, речь идет о внутреннем конфликте, вследствие которого многие люди не могут заниматься безопасным сексом, используя презервативы и контрацептивы или выбирая сексуальную активность, не включающую в себя половой акт.
Нет сомнений в том, что Соединенные Штаты и Канада - страны плюрализма в отношении к индивидуальному политическому, религиозному, образовательному и профессиональному выбору, что подразумевает уважение к культурному своеобразию и признание права на индивидуальность. Однако в обеих странах налицо отставание в отношении принятия более широкого спектра индивидуальной сексуальной ориентации и поведения (Hollander, 1995b;Reiss, 1991).
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
Убеждение в том, что собственные общекультурные ценности и нормы являются "правильными" и превосходят ценности и нормы, присущие другим культурам.
Мы живем в обществе, основанном на противопоставлениях и категориях. Любое явление должно быть подогнано под определенную классификацию. Что неверно, то ошибочно. Если то или иное поведение нельзя назвать плохим, значит, оно хорошее. Дихотомия нормальности и ненормальности имеет огромное влияние на людей, которые постоянно беспокоятся о том, являются ли их чувства и поведение нормальными или только кажутся таковыми. Любое общество устанавливает сексуальные стандарты и правила сексуального поведения. Эти стандартные представления в той или иной степени интегрируются в социальную систему и затем передаются из поколения в поколение, иногда претерпевая при этом некоторые изменения. Вследствие этого возникают рамки, разделяющие хорошее и плохое, приемлемое и неприемлемое, а также появляются критерии, на основании которых можно судить, что является нормальным, а что - ненормальным. Критерии нормальности формулируются не только в рамках культурного контекста, - в западной культуре существуют особые методы определения нормы:
Статистическая норма. Одним из самых популярных критериев нормы при оценке определенного сексуального поведения является степень распространенности данного поведения среди населения. Если большинство ведет себя так, значит, это считается нормальным. Если к подобному поведению склонно лишь незначительное меньшинство, значит, это поведение считается ненормальным. После того как результаты многочисленных сексологических исследований показали, что мастурбация и оральный секс имеют самое широкое распространение, данные виды сексуального поведения стали рассматриваться как более "нормальные".
Норма с точки зрения экспертов. В каждом обществе есть свои эксперты, которым доверяют сознательно либо пользуются их услугами за неимением лучшего. Наше общество чтит высокий уровень образованности и профессионализма. Люди прислушиваются к мнению тех, кого считают экспертами и специалистами. Например, члены профессиональной психиатрической ассоциации могут путем голосования решить, какая сексуальная ориентация является нормальной, а какая - ненормальной. В 1974 году Американская психиатрическая ассоциация по итогам голосования вынесла решение, согласно которому гомогендерную сексуальную ориентацию и поведение уже не следует считать патологией. Сталкиваясь с необходимостью диагностики и классификации разнообразных психических расстройств, в том числе определенных видов сексуального поведения, специалисты часто обращаются к основному американскому справочнику "Diagnostic and Statistical Manual o{ Mental Disorders" ("Руководство по диагностике и статистическому учету психических расстройств").
Последнее, четвертое издание этого руководства обычно называют DSM-IV. И все-таки можно усомниться в обоснованности ряда критериев ненормальности, указанных в данном руководстве, поскольку некоторые определения научно не обоснованы (Caplan, 1991). Кроме того, мнение экспертов относительно нормальности или ненормальности определенного явления может меняться в зависимости от имеющейся информации (Frances etal., 1991).
Норма с точки зрения морали. Во всех религиях, как правило, существуют стандарты сексуальной морали. Таким образом, нормы сексуальной морали зависят от доминирующих в обществе религиозных убеждений. Эти стандарты поддерживаются законами и общественными санкциями. В большинстве стран сексуальное поведение и ценности, соответствующие нормам морали, считаются нормальными.
Континуум нормы. В западном обществе с недавних пор стали пользоваться такими понятиями, как ситуационная мораль, зависимость реальности от восприятия и безоценочность. Вследствие этого сексуальные предпочтения и активность стали рассматриваться с соответствующей точки зрения, что, в свою очередь, подняло следующие вопросы: является ли определенное поведение приемлемым и нормальным с точки зрения того человека, который к нему склонен; можно ли назвать данное поведение безопасным; не подразумевает ли оно эксплуатацию других людей; основано ли оно на взаимной ответственности и единодушии совершеннолетних партнеров. При таком подходе понятия нормальности и ненормальности становятся элементами континуума, в котором учитывается множество индивидуальных факторов. Тем не менее в обществе всегда существуют сексуальные нормы и методы воздействия на людей, которые этим нормам не соответствуют. Таких людей могут лечить различными средствами, от заклинаний колдунов до современных лекарств, в зависимости от традиций данной культуры. Эти люди могут подвергаться остракизму или быть обречены на сексуальную изоляцию. Их могут преследовать по закону и даже сажать в тюрьму, могут игнорировать их или относиться к ним вполне терпимо.
1. Должен ли человек проявлять сексуальную активность по отношению к представителю того же гендера или достаточно лишь желать этого ?
2. Следует ли считать гомосексуалом того, кто лишь один раз вступал в сексуальный контакт с партнером того же пола? И если не следует, то сколько гомосексуальных контактов могут послужить критерием при определении сексуальной ориентации человека?
3. Следует ли считать гомосексуалами тех, кто имел сексуальную практику лишь с представителями своего пола? Или же какой должна быть доля гомогендерного сексуального опыта в половой жизни человека, чтобы делать подобный вывод?
4. Следует ли считать гомосексуалом человека, которого всю жизнь привлекают представители своего пола, хотя он состоит в браке и принимает участие только в гетеросексуальной активности?
ГОМОСЕКСУАЛ
Термин, традиционно применяемый для описания чувственного и сексуального влечения представителей одного пола друг к другу и сексуальной активности между ними.
Несмотря на то что гетеросексуальная ориентация считается нормой в современном обществе, людей с гетеросексуальной ориентацией почти никогда не выделяют как определенную группу населения. Очевидно, что термин "гетеросексуал" не подходит для описания человека, его поведения или образа жизни, поскольку люди, которых можно назвать гетеросексуалами, сильно отличаются друг от друга. Однако к термину "гомосексуал" отношение совсем иное. Это определение воспринимается как точная и неотъемлемая характеристика человека, который отличается гомогендерной ориентацией или время от времени вступает в подобные отношения. Исходя из этого, людей, в той или иной степени склонных к гомогендерной ориентации, принято считать отдельным меньшинством, что часто влечет за собой неодобрительное отношение, страх или отвращение, связанные с тем, что подобные люди считаются "ненормальными" или "нездоровыми" (Boswell, 1990a).
В связи со склонностью современной науки к классификациями возникает опасная тенденция давать определение сексуальной активности в зависимости от половой принадлежности вовлеченных в нее людей и делать на основании этого определения выводы общего характера относительно тех людей, которых можно отнести к определенной категории. Между тем информация о гомогендерном сексуальном поведении человека не позволяет в полной мере судить о его психологических склонностях, гормональном балансе, мужественности или женственности, особенностях развития в детстве или о любых других особенностях, которые отличают человека с гомогендерной ориентацией от человека, отдающего предпочтение исключительно гетеросексуальному поведению. Согласно результатам исследований, люди, занимающиеся сексом с партнерами того же пола, в сущности, почти ничем не отличаются от остальных. Не исключено, что наука пытается изобрести категории и закономерности, которых не существует.
В соответствии с распространенной терминологией критерием для определения гомосексуальности служит лишь вид сексуальной активности, следовательно, иногда не принимаются во внимание индивидуальные чувственные предпочтения.
ЧУВСТВЕННЫЙ
Имеющий отношение к таким чувствам или эмоциям, как романтическая привязанность.
В действительности сексуальное поведение индивида не всегда соответствует его внутренней ориентации и душевным склонностям. Человек, которого привлекают представители того же пола, может ни разу не вступать в гомосексуальные отношения, опасаясь осуждения со стороны общества, а напротив - поддерживать вполне благополучные гетеросексуальные отношения. Кроме того, люди, которые первоначально придерживались гетеросексуальной ориентации, могут впоследствии проявлять склонность к гомогендерному сексуальному поведению.
В современных моделях сексуальной ориентации учитывается множество разнообразных факторов, в том числе поведение, предпочтения, самоидентификация, образ жизни, частота сексуальных контактов с различными партнерами и изменения сексуальных пристрастий в течение жизни. Принимая во внимание современный уровень знаний о человеческой сексуальности, термин "гомосексуализм" нельзя назвать вполне определенным (Laumann.Gagnonetal., 1994). Именно по этой причине некоторые психологи не рекомендуют употреблять это понятие при описании людей. Этот термин связан с негативным стереотипом, применим, как правило, только к мужчинам и не имеет точного определения. Особая комиссия при Американской психологической ассоциации разработала новое руководство по использованию специальных терминов, которые представляются более точными и менее уничижительными (Committee on Lesbian and Gay Concerns, 1991). Данную терминологию ассоциация рекомендует использовать профессиональным психологам для описания гомогендерной ориентации и поведения, чтобы избежать излишней категоричности, пристрастности и стереотипов.
Термины гей и лесбиянка используются в первую очередь для описания сексуальной и чувственной идентичности, а также сообществ тех индивидов, которые обладают подобной идентичностью. Несмотря на то что понятие гей употребляется иногда и при описании женщин с гомогендерной ориентацией, в данной книге оно используется лишь для описания мужчин, а при описании женщин с гомогендерной ориентацией используется термин - лесбиянка.
Определение гетеросексуальный описывает гетерогендерную ориентацию, идентичность и поведение. Для описания человека с исключительно гетеросексуальными пристрастиями применяется также жаргонное выражение "с т р э й т" (англ. straight - прямой), хотя оно имеет негативный подтекст, поскольку выходит, что человека с иными пристрастиями можно назвать "кривым" (crooked), а это подразумевает отклонение от нормы.
Бисексуалами называют людей, которые испытывают сексуальное и чувственное влечение и к мужчинам, и к женщинам. Данный термин можно использовать как при описании идентичности, так и при описании поведения. Бисексуальность проявляется весьма разнообразно. Некоторых бисексуалов привлекают одновременно мужчины и женщины, иные вступают в сексуальные отношения с мужчинами и женщинами попеременно. Другими словами, некоторые бисексуалы вступают попеременно то в гомогендерные сексуальные отношения, то в гетеросексуальные отношения. Иные индивиды испытывают бисексуальные ощущения вне зависимости от половой принадлежности своего сексуального партнера. В связи со сложностью и разнообразием бисексуальных связей и ориентации бисексуалам бывает нелегко определить свое место в обществе. Люди с гетеросексуальной ориентацией, лесбиянки и геи могут не принимать поведение и ориентацию бисексуалов, предполагая, что бисексуал должен сделать выбор и присоединиться к одной из этих групп. С одной стороны, геи или лесбиянки могут упрекнуть бисексуалов в том, что они пытаются сохранить гетеросексуальные привилегии, с другой стороны, в общении с гетеросексуалами, геями или лесбиянками люди с бисексуальной ориентацией могут ощутить, что их воспринимают как геев или лесбиянок, которые боятся это признать. Вследствие подобной двойственности возникают путаница и недоразумения, с которыми приходится сталкиваться людям, считающим себя бисексуалами (Pope & Reynolds, 1991).
ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
Термин, относящийся к сексуальному влечению и активности между мужчиной и женщиной.
СТРЭЙТ
(От англ. straight - прямой) жаргонное выражение, означающее "гетеросексуал".
БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
Термин, указывающий на сексуальную активность с представителями обоих полов или соотвествующее влечение к ним.
ТРАНСВЕСТИТ
Индивид, испытывающий потребность переодеваться в одежду, которую носят представители противоположного пола, и подражать их манерам.
Определения других форм сексуальности тоже неоднозначны. Мужчин, испытывающих удовольствие от переодевания в женскую одежду, часто называют трансвеститами. Между тем мотивы этого поведения могут быть разными. Такие термины, как садизм и мазохизм, представляются слишком обобщенными и неточными для описания поведения человека. Особое беспокойство вызывает широкое использование специальных терминов для общей характеристики личности. Слишком часто общую идентичность личности сводят к описанию сексуальной ориентации. Мы говорим о человеке - "не лесбиянка ли она?" или "глядите-ка, трансвестит", - не отдавая себе отчета в том, что подобная ориентация и поведение являются лишь незначительными элементами личности индивида. Ведь мы никогда не назовем человека гетеросексуалом или любым другим словом, означающем нормальное, с нашей точки зрения, сексуальное поведение. Такое злоупотребление терминологией наносит вред личности.