ПРЕДИСЛОВИЕ
Очень сложно договориться о том, где кончается наука и начинается вера. То, что научные открытия действительно меняют религиозные убеждения, доказывается всем течением истории. Подобные перемены могут потребовать длительного времени и вызвать смятение в обществе. Вспомните пример Галилео Галилея, ученого, чьи исследования показали, что Земля вращается вокруг Солнца.
Хотя сегодня ни один христианин не будет оспаривать мысль, что Земля круглая, пятьсот лет тому назад большинство христиан верили, что Солнце вращается вокруг плоской Земли. Они не могли совместить свое благоговение перед Священным писанием с научными работами Галилея. Церковь осудила Галилея и прокляла за ересь в 1633 году, запретив публикацию его научных работ. Он скончался в 1642 году, находясь под домашним арестом. И уже в следующем столетии, под грузом научных свидетельств того, что Земля вращается вокруг Солнца, прах Галилея был погребен в том месте, где он и хотел, а церковь разрешила публикацию его научных работ. В 1992 году, через 350 лет после его смерти, Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление по поводу того, как церковь обращалась с Галилеем.
Подобно этому, в наши дни верующих людей также ставят в затруднительное положение научные выводы. Например, хотя причины гомосексуальности (или гетеросексуальности, если уж на то пошло) неизвестны, результаты исследований с уверенностью говорят как о биологической составляющей, так и результате влияния окружения на развитие сексуальной ориентации человека. Подобные выводы приводят в смятение тех, чьи религиозные лидеры и сами религии учат тому, что гетеросексуальность - стандарт, предусмотренный Богом, а гомосексуальность является неестественной, и что никто не "рождается геем".
Однако, в конце концов, наука не может решить вопроса, должно ли наше общество рассматривать однополые отношения как нормальную форму выражения человеческих чувств. То, что мы получаем в результате научных исследований, всегда передается через культуру. Даже если бы однажды наука доказала существование неопровержимой генетической основы гомосексуальности, те, кто с этим не согласен, смогли бы назвать ее генетическим заболеванием или расстройством.
Несмотря на все подобные ограничения, обе стороны этой культурной войны из-за гомосексуальности в основном опираются на слова ученых. Как это ни парадоксально, но весьма предсказуемо, что они интерпретируют научные данные по-разному. Некоторые, однако, идут настолько далеко, что сознательно искажают научные данные, когда они противоречат их религиозным или политическим убеждениям. Такая деятельность должна насторожить обе стороны. Научные методы требуют наличия разделяемого всем научным сообществом набора предположений. Ученые обеспечивают всех нас спасительными технологиями и повышенными жизненными стандартами, но когда общество терпимо относится к подрыву научных данных в одних областях из-за личных или политических убеждений, оно ставит под угрозу единство всей науки.
Таким образом, данный обзор Джеффа Лютеса о том, что говорит и чего не говорит научная литература о гомосексуальности, является очень важным и своевременным. Очевидно, что многие верующие люди будут поставлены в тупик некоторыми фактами о гомосексуальности, которые не оспаривает сегодняшняя наука. И, конечно же, все факты еще не известны.
Да, наука ставит перед верующими дилемму, получая данные, которые бросают вызов сегодняшним религиозным представлениям и учениям. Однако, как показал пример Галилея, сокрытие или искажение подобных данных по этой причине не является ни плодотворным, ни способствующим усилению чьей-либо веры. Принятие научного открытия, что Земля вращается вокруг Солнца, не разрушило церковь. Сегодня искренне верующие читают те части Библии, которые, в буквальном смысле слова, противоречат этому открытию. И мы рассматриваем эти части Писания как продукт своего времени.
Наука помогла верующим понять, что Земля вращается вокруг Солнца. Как они смогли совместить в своем сознании этот факт со словами Писания, также возможно, на мой взгляд, это сделать и по отношению к загадке и разнообразию человеческой сексуальности.
Джек Дрешер (Jack Drescher), магистр наук
ЧТО ГОВОРИТ И ЧЕГО НЕ ГОВОРИТ О ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ НАУКА
Буклет "Что говорит и чего не говорит о гомосексуальности Библия" (What the Bible Says - and Doesn't Say - About Homosexuality), написанный основателем Soulforce, преподобным доктором Мелом Уайтом (Mel White), дает краткие, но содержательные аргументы против позиции, что Писание осуждает гомосексуальность. Эта книга рассматривает шесть или семь стихов, наиболее часто используемых для оправдания осуждения и религиозной дискриминации сексуальных меньшинств. В ней дается значение этих же строк на языке оригинала, иврите или греческом, и рассматривается их исторический контекст, в котором особо подчеркивается важность понимания культуры, в которой эти строки были написаны. Доктор Уайт также предлагает очевидные доказательства того, что неправильная интерпретация Библии приводила к отрицанию, эмоциональным страданиям, физическим унижениям и даже смертям. Его книга 2006 года "Прогнившая религия" (Religion Gone Bad) дает удивительный рассказ о влиятельных религиозных лидерах, которые распространяют ложную информацию, питающую страхи и неправильное понимание американским обществом лесбиянок и геев. Обе эти работы легли в основу данной статьи. Она написана в качестве дополнения к работам доктора Уайта по двум основным причинам:
Многие люди интересуются тем, что говорят современные достоверные исследования социологии о лесбиянках, геях и их семьях.
Некоторые современные религиозные лидеры, конфессии и политики искажают и представляют в ложном свете текущие исследования социологии с целью отказа в правовом или религиозном равенстве лесбиянкам и геям и их семьям. Подобные искажения должны подвергнуться поправкам.
Ниже даются ответы на десять самых распространенных вопросов о геях и лесбиянках и их семьях, основанные на результатах более чем сорокалетних социологических исследований. Также приводятся конкретные примеры того, как религиозные и политические лидеры искажают научные данные в пользу гомофобных кампаний. Эта информация предназначена для более широкого понимания гей-сообщества, а также для разоблачения некоторых мифов, которые использовались в течение многих десятилетий для оправдания религиозных и политических гонений.
ДЕСЯТЬ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВОПРОСОВ О ГЕЯХ И ЛЕСБИЯНКАХ
1. Является ли сексуальная ориентация выбором человека?
2. Почему бывает та или иная ориентация?
3. Является ли гомосексуальность психическим заболеванием или расстройством развития?
4. Почему геи совершают камин-аут?
5. Можно ли изменить сексуальную ориентацию человека?
6. Являются ли геи и лесбиянки угрозой для вооруженных сил?
7. Являются ли геи и лесбиянки угрозой для детей и брака?
8. Я слышал, как священники и политики говорят, что детям лучше иметь как мать, так и отца. Так ли это?9. Некоторые утверждают, что гомосексуальность является серьезным расстройством. Это правда?
10. Что я как натурал могут сделать для помощи моим соседям лесбиянкам и геям?
1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫБОРОМ ЧЕЛОВЕКА?
Сексуальную ориентации можно определить как фиксированный набор эмоциональных, любовных или сексуальных влечений к лицам другого пола (гетеросексуальная ориентация) или же своего пола (гомосексуальная ориентация). Основываясь на данных современных исследований, американские медицинские и психиатрические ассоциации пришли к выводу, что сексуальная ориентация не является выбором.
Сексуальная ориентация, будь то гетеро- или гомосексуальная, является центральным и естественным компонентом личности каждого. В целом, лесбиянки и геи впервые замечают свое "отличие" от ровесников в возрасте около восьми лет или немного позже. Они часто не рассказывают о своей ориентации другим до 13 лет, и, как показали последние исследования, средний возраст совершения камин-аута родителям лежит от 14-15 до 18-19 лет.
Более дюжины национальных исследований, проведенных в США и Европе, включая исследования Национального центра медицинской статистики, дают основания полагать, что приблизительно от 3 до 4% мужчин и 1-2% женщин можно считать полностью гомосексуальными. Больший процент взрослых мужчин и женщин сообщили о единичных сексуальных опытах с лицами своего пола, и еще большее количество сказали о временных сексуальных фантазиях по отношению к лицам своего пола.
Маловероятно, что гетеросексуалы смогут вспомнить момент в своей жизни, когда они осознали, что их привлекают лица другого пола. То же самое относится и к геям и лесбиянкам. Они также считают естественным влечение к лицам своего пола. Но как только они осознают свои чувства и ориентацию, геи и лесбиянки вынуждены сделать выбор.
Из страха быть отвергнутыми семьей, церковью и обществом в целом, многие лесбиянки и геи предпочитают отрицать, скрывать или зарыть поглубже свою сексуальную ориентацию в надежде, что это пройдет, если они будут ее игнорировать. Они могут отвлечь себя полным погружением в работу или вступить в брак с лицом другого пола и завести детей, пытаясь подавить и закамуфлировать свои подлинные чувства и влечения. Многие из таких людей в результате переживают эмоциональный кризис, часто заканчивающийся психотерапией с симптомами глубокой депрессии и беспокойства. Такие эмоциональные страдания причиняет не их гомосексуальность, а ее подавление. Некоторые геи и лесбиянки тратят тысячи долларов на консультационно-рекомендательные собеседования и религиозные программы и проводят годы, таясь в вине и стыде, безуспешно пытаясь изменить себя. Тем не менее, сексуальную ориентацию можно изменить, если вообще можно, в крайне редких случаях (более подробно об этом см. вопрос 5).
К счастью, большинство лесбиянок и геев, вооружившись фактами и крепкой поддержкой, могут достичь самоприятия и научиться жить открыто, с чувством достоинства и гордости. Они приходят к пониманию, что, как и гетеросексуалы, они могут выражать свою ориентацию унизительными или развращенными способами или же выбрать любовные и жизнеутверждающие. Некоторые так и остаются одни. Другие поддерживают продолжительные любовные отношения, многие из которых длятся всю жизнь. Все большее количество геев и лесбиянок решают создать семьи и воспитывать детей.
Проще говоря, сексуальная ориентация является частью того, кто есть этот человек, а не того, что он делает. Все мы люди, а не человекомашины.
2. ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ТА ИЛИ ИНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ?
Наиболее честным ответом будет такой: ученые до сих пор не знают наверняка, что определяет сексуальную ориентацию, гетеро- или гомосексуальную. Американская психологическая ассоциация заявляет: "Большинство ученых сегодня согласны, что сексуальная ориентация, скорее всего, является результатом комплексного взаимодействия факторов окружения, познавания и биологии. У большинства людей сексуальная ориентация формируется в раннем детстве. Сегодня существует значительное количество доказательств, которые позволяют предположить, что биология, включая генетические или врожденные гормональные факторы, играют значительную роль в определении ориентации человека. Таким образом, очень важно признать, что существуют много причин для формирования ориентации человека, и эти причины могут быть разными для разных людей".
К сожалению, сам вопрос может быть проблематичным. Хотя он и относится к области законных научных сомнений, он связан с воззрениями, рассматривающими гомосексуальность как расстройство, болезнь или ненормальность по причинам, которые требуют объяснения. (Когда вы в последний раз слышали вопрос: Что вызывает гетеросексуальность?) При этом подразумевается следующее: так как большинство людей гетеросексуальны, то гетеросексуальность является нормой (и не требует объяснений), а все остальное таковым не является. Очень похоже на предположение, что так как большинство людей являются правшами, то левши должны считаться отклонением. И на самом деле, до конца 1950-х годов в католических школах леворукость считалась безнравственной и порочной, и учащихся-левшей насильно переучивали писать правой рукой. Но письмо правой рукой, когда ты левша, так же как и попытки любить лиц противоположного пола, когда ты на самом деле гей, являются принудительным и искусственным поведением.
Научное сообщество полагает, что сексуальная ориентация является комплексом как факторов биологии, так и окружения, но все равно многие религиозные лидеры и организации продолжают поддерживать миф, что гомосексуальность вызывается семейными проблемами или плохим обращением родителей, несмотря на то, что эти теории были дискредитированы основными социологами несколько десятков лет тому назад.
Например, организация Джеймса Добсона (James Dobson) "Фокус на семье" (Focus on the Family) продолжает распространять подобные извращения фактов. Программа Добсона выходит на телевидении и радио по всему миру, и ее аудитория составляет миллионы человек. Среди утверждений, сделанных этой организацией, есть такие:
"Матери геев сверхэмоциональны; они являются доминирующими, сильными личностями ... отцы же спокойные, невыразительные или агрессивные".
"Я никогда не встречал гомосексуального мужчину, у которого были нежные, почтительные отношения с отцом".
"Любой случай, который осложняет отношения ребенка и родителей, потенциально может вызвать гомосексуальность".
Эти утверждения полностью игнорируют обширные и тщательные исследования. Например, Институт Кинси взял интервью почти у тысячи гомосексуалов и пятисот гетеросексуалов, чтобы изучить различные факторы, определяющие сексуальную ориентацию. Участники отвечали на огромное количество вопросов о динамике семейных отношений, детском сексуальном опыте, степени их привязанности к родителям и сверстникам, опыте свиданий. Результаты показали, что у геев и лесбиянок матери были не более жесткими, отцы - не менее слабыми, чем у гетеросексуалов, а сексуальному насилию они подвергались в той же степени.
Все более увеличивающееся количество исследований близнецов, поведения животных, строения мозга, генетики, отпечатков пальцев и гормонов предполагает, что в определении ориентации огромную роль играют биологические факторы. Большинство врачей и психиатров сегодня полагают, основываясь на результатах последовательных генетических и предродовых исследований мозга, что скорее биология (природа), нежели воспитание, оказывают влияние на сексуальную ориентацию.
Во время теста на сексуальные предпочтения, проведенного на опытной станции овцеводства в Айдахо, ученые помещали молодых барашков на маленькой ограниченной площади. У них было четыре варианта выбора родителей: две овцы в период течки и два барана. Ученые определили, что большинство барашков были гетеросексуальными, около 20% - бисексуальными, 15% - асексуальными и от 7 до 10% были гомосексуальными. Ведущий эксперимента Чарльз Розелли, исследующий гормоны, мозг и поведение в Университете здравоохранения и науки штата Орегон, говорит, что эксперимент "убедительно доказывает, что сексуальные предпочтения являются биологически определенными у животных, а, возможно, и у человека".
В качестве упражнения вспомните трех гетеросексуальных мужчин или женщин, у которых было трудное детство, семьи были пьющими, родители их разошлись или же у них были напряженные отношения с родителем их пола. Можете включить и себя, если хотите. С учетом громогласных утверждений Джеймса Добсона, как можно объяснить гетеросексуальность этих людей? Переложение вины за влечение к лицам своего пола на родителей не объясняет, почему большинство людей, независимо от условий, в которых они росли, считают себя гетеросексуалами.
3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ИЛИ РАССТРОЙСТВОМ РАЗВИТИЯ?
Ни то, и ни другое. Четыре десятилетия исследований показали, что геи и лесбиянки являются такими же здоровыми, психически стабильными и дееспособными людьми, как и гетеросексуальные люди.
В 1957 году психолог Эвелин Хукер (Evelyn Hooker) опубликовала результаты первых эмпирических исследований, которые поставили под сомнение господствующую тогда точку зрения, что гомосексуальность является патологией. Хукер провела тест Роршаха по чернильным пятнам, тематический апперцептивный тест и тест "Составь картину-историю". В эксперименте принимали участие 30 гомосексуальных и 30 гетеросексуальных мужчин, одинаковых по возрасту, образованию и результатам теста IQ. Затем три независимых эксперта во время проведения проективных тестов оценивали психологическую адаптацию этих мужчин. Чтобы усилить обоснованность исследования, этим экспертам не говорили о сексуальной ориентации испытуемых. Во время всех трех проективных тестов эксперты обнаружили, что уровень психологической адаптации участников эксперимента у гомосексуалов и гетеросексуалов не отличался. В качестве дополнительной проверки экспертов попросили определить, какие результаты теста Роршаха принадлежат гомосексуалам. Они этого сделать не смогли.
На протяжении многих лет исследования доктора Хукер были повторены другими учеными. Например, Фридман (Freedman) в 1971 исследовал с помощью личностных тестов лесбиянок и гетеросексуальных женщин. Результаты этого исследования, также как и нескольких других, подтвердили оригинальный вывод доктора Хукер, что гомосексуальность не имеет отношения к психопатологии.
Также в 1957 году были опубликованы результаты отчета Волфендена (Wolfenden report), исследования, проведенного британским правительством, и носившего официальное название "Отчет комитета по гомосексуальным правонарушениям и проституции". Исследования были проведены в 1954 году после публичного обвинения нескольких гомосексуалов. Комитет установил, что "гомосексуальность не может на основании закона считаться болезнью, так как во многих случаях она является единственным симптомом и соответствует полному психическому здоровью во всех других отношениях".
В 1982 году Джон С. Гонсиорек (John C. Gonsiorek) рассмотрел опубликованные исследования, где сравнивались результаты психологических тестов, в которых принимали участие как гетеросексуалы, так и гомосексуалы, и пришел к выводу, что обе категории участников всякий раз набирали баллы в пределах нормы. Гонсиорек пришел к выводу, что "гомосексуальность сама по себе не имеет отношения к психологическому расстройству или социальной дезадаптации. Гомосексуалы как группа не проявляют большого психологического расстройства по поводу своей гомосексуальности".
Постепенное собрание эмпирических доказательств привело к новому пониманию врачами и психиатрами гомосексуальности. Это, в свою очередь, заставило профессиональные ассоциации изменить свою точку зрения на гомосексуальность как на расстройство.
Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из Диагностического и статистического руководства (перечня психических расстройств) в 1973 году. Двадцать семь лет спустя она подтвердила свою позицию следующим заявлением: "АПА подтверждает свою позицию от 1973 года, что гомосексуальность сама по себе не является диагностируемым психическим расстройством. Появившиеся недавно в печати попытки вновь считать гомосексуальность патологией с помощью утверждений, что она может быть излечена, часто имеют под собой не твердые научные или психиатрические основания, а попытки религиозных и политических сил выступить против предоставления полных гражданских прав геям и лесбиянкам. АПА рекомендует ассоциации как научной организации быстро и соответствующим образом реагировать на утверждения, которые делаются политическими или религиозными группами, о том, что гомосексуальность является излечимым заболеванием".
В 1975 года Американская психологическая ассоциация приняла резолюцию в поддержку исключения гомосексуальности из списка психически расстройств, в которой говорилось: "Результаты исследований гомосексуальности весьма ясны. Гомосексуальность не является ни психическим заболеванием, ни нравственной распущенностью. Это просто способ, которым меньшая часть нашего населения выражает свою любовь и сексуальность. Различные исследования подтверждают психическое здоровье геев и лесбиянок. Исследования сознания, психической стабильности и социальной и профессиональной адаптации показывают, что геи и лесбиянки также дееспособны во всех смыслах, как и гетеросексуалы".
Американская ассоциация консультирования, Национальная ассоциация социальных работников и другие ассоциации, занимающиеся психиатрией, также поддержали основанные на исследованиях выводы, что гомосексуальность не является ни заболеванием, ни психическим расстройством.
Медицинские ассоциации по всему миру получили многие из подобных результатов. В 1993 году Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуальность из своего перечня расстройств. Японская психиатрическая ассоциация сделала это в 1995 году, а в 2001 году к списку стран присоединился и Китай. В декабре 2002 года Департамент психического здоровья Таиланда пришел к выводу, что гомосексуальность не является психическим расстройством.
Заявить, что гомосексуальность не является психическим расстройством, не значит, что все геи и лесбиянки не имеют эмоциональных проблем или психических заболеваний. На самом деле, некоторые исследования показывают, что хотя большинство геев и лесбиянок хорошо адаптируются в обществе, некоторые из них (особенно те, которые подвергаются преследованиям, сталкиваются с предрассудками или же живут в обществах, культуры которых особенно нетерпимы к гомосексуальности) находятся в группе повышенного риска быть подверженными депрессиям и страхам. И в этом есть логическая и ожидаемая связь. Депрессия и страхи являются распространенной, понятной реакцией на социальные предрассудки, религиозные осуждения, дискриминацию при трудоустройстве и неприятие семьи.
Когда встает вопрос, является ли гомосексуальность психическим расстройством, научные исследования говорят единогласно - нет. Но несмотря на все исследования, многие религиозные и политические группы продолжают выборочно цитировать научную литературу для поддержки аргументов в пользу того, что гомосексуальность является патологией. Зачастую они вырывают эти отрывки из контекста или переносят информацию из исследований других групп населения на гомосексуалов. Их целью является использование научных данных для подкрепления аргументов в пользу отказа от предоставления геям и лесбиянкам политических или гражданских прав. Более подробно о таких искажениях написано в вопросах восемь и девять.
4. ПОЧЕМУ ГЕИ СОВЕРШАЮТ КАМИН-АУТ?
"Камин-аут" представляет собой длительный и сложный процесс осознания того, что ты гей или лесбиянка и затем сообщения об этом другим людям. Он является индивидуальным для каждого и у каждого человека происходит по-разному. Часто он начинается с того, что человек больше не может терпеть тот страх, стыд и одиночество, которые связаны с "закрытой жизнью" (т.е., когда ты гей или лесбиянка, но живешь так, как будто ты натурал). Большинство людей совершают камин-аут из-за простого желания быть открытыми и честными по отношению к тому, кого они любят, и жить в соответствии со своей личностью. Это не разовый поступок и не линейный процесс. Обычно, об этом сообщают первым тем, кому наиболее безопасно, а затем уже, на свой страх и риск, об этом говорят другим - дальним родственникам, друзьям, коллегам по работе, соседям. Часто на этом пути бывают препятствия, когда открытость человека наталкивается на болезненное отторжение или осуждение.
В отличие от расовых и этнических меньшинств, которые сталкиваются с расизмом в обществе, молодые лесбиянки и геи редко получают поддержку от семьи, которая помогла бы им справиться с гомофобными предрассудками в обществе. Зачастую реакция их семей отражает то отторжение, которое проявляется в обществе в целом. Кроме того, процесс камин-аута продолжается всю жизнь, так как мы все время встречаемся с новыми людьми, как на работе, так и в личной жизни.
Гетеросексуальные люди часто не замечают, насколько важным и естественным является их выражение сексуального чувства в ежедневной жизни. Гетеросексуальные подростки могут открыто говорить о том, что влюбились в одноклассницу, какую-либо звезду или участницу шоу "Фабрика звезд" (American Idol), и они не станут предметом осуждения в обществе. Когда они начинают ходить на свидания или хотят познакомить свою семью с тем, с кем они встречаются, они обычно обращаются за поддержкой и советом к родителям. Гетеросексуалы принимают как должное нормальное выражение привязанности - они целуются на людях, гуляют, держась за руки, носят обручальные и свадебные кольца, приходят на различные встречи и собрания со своими любимыми, рассказывают о том, чем занимались в прошлый уик-энд с семьей или друзьями и с гордостью ставят фотографии любимых на рабочем столе. Им не надо вставать и объявлять "Я натурал", их ежедневные поступки и язык прекрасно все объясняют.
Многие же геи и лесбиянки, наоборот, проводят многие годы, отрицая свою сущность из-за боязни общественного позора. Они притворяются, меняя местоимения с "он" на "она", чтобы скрыть пол своего партнера. Они живут в страхе и не получают удовольствия от открытости, которым наслаждаются их гетеросексуальные ровесники.
Все большее количество доказательств, рассказывающих о стыде и его роли в развитии личности, подчеркивают важность камин-аута. Исследования показали, что стыд заставляет людей порывать с теми, кого они любят. Опыт камин-аута (искренности) помогает людям назвать силу страха, нормализовать и уменьшить ее, а также сопутствующую ей социальную изоляцию.
Искренность в отношении собственной сексуальной, эмоциональной и поведенческой ориентации неизмеримо важна для развития и поддержания психического здоровья. В февральском выпуске журнала "The Monitor" Американской психологической ассоциации 2002 года дается обзор двух крупных исследований по этому вопросу. Первое, опубликованное в "Psychological Science", проведено психологами Университета Вермонта, кандидатами наук Эстер Д. Ротблюм (Esther D. Rothblum) и Рондой Фактор (Rhonda Factor). Оно показало, что психическое здоровье "открытых" лесбиянок точно такое же, как и гетеросексуальных женщин. Во втором исследовании, отчет о котором был опубликован в январском выпуске журнала "American Journal of Orthopsychiatry" 2001 года, изучали 2401 лесбиянку и бисексуальную женщину. Ученые пришли к выводу, что чем больше у женщин была степень "открытости" (учитывалась самоидентификация как лесбиянки, количество лет после "камин-аута", уровень вовлеченности в дела местного сообщества лесбиянок или бисексуалов), тем меньше они говорили о психологических проблемах.
Были представлены различные теории о развитии формирования личности и процессе камин-аута. Одна из первых моделей, разработанная Вивиан Касс (Vivian Cass), предлагает шестиступенчатый процесс, в котором человек продвигается от спутанности своей личности к сравнению личности, толерантности к личности, приятию личности, чувству собственного достоинства и, в конце концов, к целостности своей личности. Недавно появилась восьмиступенчатая модель камин-аута, разработанная Кэррионом и Локом (Carrion and Lock) в 1997 году. Она предполагает продвижение от внутреннего открытия к самоисследованию влечения к человеку своего пола, начальное приятие собственной сексуальности, пробы на соответствие, дальнейшее приятие собственной сексуальности, укрепление чувства собственного достоинства, зрелое формирование собственной сексуальности и, наконец, вписывание себя как цельной личности в социальный контекст. Большинство моделей формирования личности изучают влияние социальной нетерпимости во время процесса камин-аута и повышенный риск возникновения в результате этого проблем с психикой.
Процесс камин-аута, особенно на первых стадиях, не является легким. Он часто вызывает отторжение и высмеивание со стороны друзей, членов семьи или коллег по работе. Но раз за разом мы получаем свидетельства того, что с помощью этого процесса геи и лесбиянки могут вести полноценную жизнь с большим чувством собственного достоинства, большим получением удовлетворения от межличностных отношений и с большей, более глубокой и подлинной, связью с Богом.
Начало. Продолжение >>>