Происходящие в обществе трансформации определяют изменения и в социальных институтах, одним из которых является семья. Традиционные формы семьи дополняют параллельно существующие альтернативные модели семейных отношений. По мнению социологов, отклонения от классической моногамии "уже не могут интерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее, рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи"1. Несмотря на то, что обязательная, принудительная гетеросексуальность защищает институт брака и патриархальные отношения3 в современном Российском обществе, наблюдается рост количества однополых семей. В то же время, в обществе существует информационный вакуум, отсутствие объективных и достоверных сведений об однополых семьях. Однополые партнерства всё более уверенно становятся общеевропейской чертой6. Представляется полезным вместо того, чтобы делать вид, что такой модели отношений не существует, признать её существование и найти оптимальную социально приемлемую форму её выражения и правовой легитимизации. В Декларации 1998 года Европейского Парламента звучит, что парламент "не даст своего согласия на вступление в (ЕС) любой страны, которая своими законами или проводимой политикой нарушает человеческие права лесбиянок и геев"6. Данное положение позволяет надеяться, что Россия, провозгласив "становление курса на интеграцию с Европой одним из ключевых направлений нашей внешней политики"5, придет к осознанию необходимости реализации возможности заключения официальных браков однополым парам.
Мы не располагаем статистическими данными о количестве однополых союзов в России, сбор такой информации крайне затруднен по причине скрытости и замалчивания из-за боязни дискриминации. Считается, что женщины чаще образуют семейные пары, нежели мужчины2,8, что может быть объяснено тем, что две женщины, живущие вместе, вызывают меньше подозрений8.
Рассматривая однополую семью в аспекте дискурса нормы и патологии, необходимо ответить на вопрос о её функциональности в условиях современного общества. Для этого мы анализируем, опираясь на классификацию функций семьи, разработанную М.С.Маковецким4, социальный контекст и внутреннюю структуру таких семей, используя данные, полученные в процессе анкетирования (анкеты были размещены в сети Интернет на специализированных досках общения) и в последующей конфиденциальной беседе с информантами по электронной почте.
Очевидно, что в современном обществе гомосексуальные союзы и гетеросексуальные браки изначально находятся в прямо противоположных условиях: "Общество делает всё, чтобы сохранить брак. В однополом союзе все внешние силы действуют против"2. Наши респонденты описывают это следующим образом:
Часть проблем, сопутствующих созданию и существованию однополых семей также обусловлена негативным отношением к ним общества:
Такое положение вещей демонстрирует ущемление социально-статусной сферы семейной деятельности.
Отсутствие у однополой пары обязательной, стандартной полоролевой/гендерной дифференциации, по мнению И.С.Кона, приводит к тому, что разделение домашнего труда, порождающее больше всего семейных конфликтов, здесь с самого начала строится с учетом индивидуальных особенностей: каждый делает то, что он лучше всего умеет или что ему больше нравится, а если какая-то необходимая работа никому не нравится - на основе разумного компромисса2:
Особенности, связанные с межличностным и бытовым взаимодействием, наши информанты склонны описывать скорее как положительные моменты жизни, что позволяет говорить об успешности функционирования в хозяйственно-бытовой, а также в эмоциональной сфере семейной деятельности:
Важнейшими сферами семейной деятельности традиционно считаются репродуктивная и воспитательная. "Детский вопрос" очень актуален в однополых семьях. Общество, даже если разрешает двум женщинам или мужчинам строить отношения между собой, то к возможности развития и воспитанию детей в таких союзах настроено категорично отрицательно. Нетрадиционность сексуальной ориентации часто служит доводом для отказа в праве на усыновление или получение опеки над ребенком при разводе. "Статистический метаанализ эмпирических исследований показал, что между гетеро- и гомосексуальными родителями нет существенных различий в стиле воспитания детей и в естественной эмоциональной приспособленности и что сексуальность родителей не оказывает заметного влияния на сексуальную ориентацию ребенка"2. Мнения наших информантов на этот счет различны, но нельзя не согласиться с тем, что "...если дети уже есть, то лучше им жить в лесбиянской семье, чем без семьи (Катерина)". Дети в однополых семьях сталкиваются с проблемами из-за того, что их семьи юридически, социально и экономически исключены из жизни общества, потому что не подходят под стандартное определение семьи6, но отнюдь не потому, что внутренний климат семьи для них каким-то образом неблагоприятен8, интервью тринадцатилетней Клэр7 подтверждает, что дети обычно хорошо справляются с возникающими трудностями, что также подтверждается и рядом исследований. Таким образом, причины, препятствующие успешной реализации репродуктивной и воспитательной функции однополой семьи отсутствуют.
Основываясь на рассмотренных аспектах однополых семей, попытаемся ответить на вопрос о нормальности либо патологичности этого явления.
В ученом сообществе принят тот факт, что гомосексуальность - это не патология, не болезнь, а одна из нормальных вариаций социальных, межличностных отношений. Проведенный нами обзор не выявил в основных сферах семейной деятельности - репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономической, эмоциональной - принципиальных ограничений функциональности рассматриваемой модели семьи. Имеющиеся несоответствия в социально-статусной сфере и сфере первичного социального контроля обусловлены социокультурными характеристиками современного общества.
Защита семейных устоев европейским обществом всегда ставила своей целью создание обстановки, в которой все члены семьи, в особенности дети и подростки, могли бы, окруженные заботой, любовью и счастьем, реализовать все свои человеческие способности6. Свидетельства наших информантов и результаты других исследований2,3,8 подтверждают, что в однополых семьях к воспитанию ребенка относятся не менее, а часто и более ответственно и внимательно, чем в традиционных. Кроме того, удовлетворенность жизнью и партнером в однополых семьях порой выше, нежели в гетеросексуальных2,8.
Принимая во внимание всё выше перечисленное, можно прийти к выводу о том, что однополые семьи - альтернатива межличностных отношений, которую правомерно рассматривать как норму, нежели как патологию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1998.
2 Кон И.С. Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви. М: "Олимп"; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998.
3 Кон И.С. Любовь небесного цвета.
4 Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и практики. М, 1989.
5 Послание Президента РФ В.Путина Федеральному Собранию РФ. Саратов, 2001.
6 Равноправие для лесбиянок и геев актуальная проблема гражданского и социального диалога: Отчет ИЛГА-Европа. Луганск,2000.
7 Эррингтон Л. Что думают дети?/ перевод Катрин де Марс
8 Crooks R., Baur K. Our Sexuality. Canada: The Benjamin/Cummings Publishing Company.Inc, 1990.