Двенадцать из своих 27 лет Олег играл в стратегии и квесты, отгородившись от внешнего мира наушниками. В конце концов он потерял престижную работу. Сегодня его жизнь - хрупкое равновесие, достигнутое ценой долгой работы.
"На компьютерные игры я подсел с того момента, как в школе появился предмет "информатика". Мы с ребятами оставались в компьютерном классе после уроков и просиживали там допоздна, играя в Prince of Persia и Mortal Combat. Сегодня это кажется смешным, но тогда подобные простенькие игрушки захватывали нас целиком. Впрочем, после школы я спокойно поступил в вуз, успешно его закончил, устроился на работу в известную фирму... Все это время я играл на компьютере, и, хотя это занятие отнимало у меня больше времени, чем у большинства моих друзей, зависимости я не чувствовал - в любой момент мог остановиться и заняться другими делами. Проблемы начались в тот момент, когда на работе мне предложили повышение. С одной стороны, упускать такую возможность было глупо. С другой... Я никак не мог принять решение - возможно, потому, что знал: новая должность заставит меня изменить привычный стиль жизни.
Вместо того чтобы сделать выбор, я старался не думать о нем и все время отдавал игре. Очень быстро победы перестали радовать, и, не обращая внимания на количество выигранных очков, я снова и снова начинал игру. Но больше всего меня притягивали квесты, в которые я попросту "переселялся", забывая обо всех заботах, и стратегии, где я мог обустроить мир в соответствии со своими вкусами. Я играл вечерами и ночами, приходил на работу с красными глазами, а когда настало время определяться с решением, сказал, что не справлюсь с такой ответственностью, и посоветовал взять на это место своего приятеля - человека, которого я очень уважал, но с которым у меня были непростые отношения. Мой знакомый вышел на работу. Первое время он держался по-дружески, однако потом как-то резко и без перехода начал вести себя так, будто я его раздражаю. Вот тогда-то я окончательно и нырнул в игру. Здесь я мог уничтожить всех соперников, завоевать мир, создать свою империю...
Между тем отношения с партнером разрушались. Я обещал сделать ремонт, купить мебель, перестать наконец играть, но ничего не делал. По сути я вообще жил в пространстве своего ноутбука: там никому не было дела до того, что я небритый, толстый, неуклюжий, что в ванной течет кран, а в холодильнике кончилась еда. Там я всегда мог выбрать себе такую жизнь, в которой не было места бытовым проблемам.
...Игра захватила меня целиком. Даже в туалет я ходил с ноутбуком - не мог прерваться и на минуту. Именно тогда я понял, что своими силами мне не справиться, и обратился за помощью к психологу. В ходе терапии я сумел понять, что ключевую роль в моем случае сыграло вовсе не увлечение конкретной игрой, а совокупность зависимостей, накопленных мною за прошедшие годы. Я чувствовал себя рабом своего начальника, своей работы, даже собственной мамы - женщины сильной и властной, с самого детства пытавшейся контролировать все аспекты моей жизни...
Все это сковывало меня по рукам и ногам, парализовывало мою волю, лишало возможности принимать собственные решения. Меня пугала мысль о необратимости любого выбора, совершаемого в реальности, и я пытался найти убежище в виртуальном мире, где всегда есть возможность второй попытки. В ходе терапии я привыкал к мысли о том, что в жизни все тоже не так катастрофично, что вещей по-настоящему необратимых не так много. Я заново учился брать на себя ответственность, строить отношения с окружающими и принимать их (и самого себя) такими, каковы они (и я) есть в действительности.
Сейчас, после завершения курса психотерапии, я работаю в месте далеко не столь престижном, как прежняя фирма, - попросту говоря, в большом супермаркете. Меня снова тянет к компьютеру, но я стараюсь сдерживать себя".
Гюзяль Логинова - психотерапевт, специалист по компьютерной и игровой зависимости.
- Как возникает игровая зависимость?
Гюзяль Логинова: Первый страстный интерес к игре нередко появляется, когда ребенок не ощущает принятия и поддержки взрослых или когда родители пытаются властно руководить его жизнью (как это произошло с Олегом) или сами страдают зависимостями. В такой обстановке он начинает искать иную реальность, где ему будет интересно, где он будет успешен. И, если у него есть возможность играть на компьютере, потребность в виртуальной жизни вместе с врожденным азартом и генетической предрасположенностью могут привести к зависимости.
- Почему многие словно не замечают, что у их близкого человека формируется зависимость?
Гюзяль Логинова: Если это касается ребенка, то, сидя за компьютером, он не нарушает покоя взрослых, и это их устраивает. Многие люди не считают игровую зависимость болезнью, полагая, что такая полезная вещь, как компьютер, не способна принести вреда. На игры не тратится столько денег, как на казино, алкоголь или наркотики, и поведение человека, зависимого от компьютерной игры, внешне выглядит как социально приемлемое.
- Как определить грань, за которой начинается зависимость?
Гюзяль Логинова: Это происходит, когда компьютер становится важнее, чем реальная жизнь: между игрой и работой, учебой, дружбой, любовью всегда выбирается игра, и количество времени, проводимого за компьютером, постоянно растет. Зависимые люди могут неделями не переодеваться, питаются тем, что не надо готовить. Тело перестает быть для них значимым - его подменяет герой компьютерной игры, который движется, действует и может получить новое здоровье или новую жизнь. Сживаясь с ним, играющий бессознательно проецирует жизнь героя на свою и начинает, например, считать, что у него тоже может появиться новое здоровье или еще одна жизнь, чего, безусловно, не происходит. В случае если игру приходится прекратить, человек раздражается, переживает депрессию.
- Все ли, кто увлечен компьютерными играми, находятся в группе риска?
Гюзяль Логинова: Нет, не все. У многих из нас есть неосуществленные желания, которые можно удовлетворить с помощью компьютера: построить бизнес в виртуальном городе или найти друзей в другой стране. Но при этом работа и общение с невиртуальными друзьями не страдают. И дети, и взрослые, которые получают радость от жизни, не захотят уйти в иную реальность - поиграв в компьютерные игры, они вернутся к другим интересам. То же происходит с человеком, который выздоравливает от зависимости, но в этом случае он должен знать, что желание снова начать играть будет у него возникать (как сейчас у Олега). Чтобы не вернуться к прежнему образу жизни, ему надо запретить себе игры и выход в интернет. Когда человек расстается с прошлым и обретает новые интересы, у него формируется "зависимость от жизни", которая становится значимее любой другой.