Доктор филологических наук Вадим Петрович Руднев известен (в том числе и читателям нашего сервера) своими яркими и разнообразными публикациями, посвященными широкому кругу проблем семиотики и культурологии, психологии и психоанализа, философии и литературоведения. Именно поэтому в первую очередь к нему мы и решили обратиться со своими вопросами о "голубых" сюжетах в философии.
- Вадим, как Вы относитесь к гомосексуальности?
- К гомосексуализму как одной из разновидностей сексуальной ориентации отношусь спокойно, без явных предрассудков. Не вижу в нeм ничего противоестественного. Но о гомосексуализме мне легче всего говорить не как философу, а как психологу-психоаналитику, связывая причину гомосексуальности с паранойей - психическим расстройством, проявляющимся в боязни быть обманутым, "опущенным", преследуемым. Из текстов классического психоанализа в данной трактовке назову два исследования - "Случай Шрeбера" З. Фрейда и "Гомосексуализм и паранойя" Ш. Ференци.
- Общеизвестно, что философией занимаются почти исключительно мужчины. В истории философии мы не найдeм и десятка женских имeн, которые бы оставили в ней свой заметный след, учитывая при этом, что большинство из них является достоянием эмансипации и феминизации в XX веке. Не кажется ли Вам, что история философии имманентно гомоэротична и мизогинична (Мизогиния - презрение к женщинам)?
- Опять же я готов отвечать лишь в качестве психолога. Мне кажется, что такое положение вещей можно объяснить преобладанием у философов шизоидного типа личности. Шизоидный тип личности - конститутивно мужской тип с очень развитыми идеализмом и рациональностью мышления. Поэтому женщины-философа не может быть в принципе. Женщина для философии может оказаться непоправимо практичной.
- Вадим, Вас когда-нибудь интересовала "голубая тематика" в истории философии? Можете ли Вы назвать имена наиболее известных Вам гей-философов?
- Нет, не интересовала. Специально этой темой я никогда не занимался и, думается, никогда не буду. Среди имeн на слуху упомяну Сократа, Платона, фон Вейнингера, Фуко.
- В своей книге "Винни Пух и философия обыденного языка" Вы приводите новый - так называемый взрослый перевод популярной детской книги А. Милна. В комментариях Вы почти откровенно описываете гомосексуальные отношения между Винни Пухом и Пятачком, но не называете вещи своими именами. Поясните, пожалуйста, свою позицию.
- Все дети по природе бисексуальны. Этимологически Винни Пух (Winnie Pooh) - это андрогин. Пятачок вообще напоминает женоподобное существо, а в виде игрушки Кристофера - сына А. Милна - и вовсе именуется "Щелью". Говорить о прямолинейной гомосексуальности милновских персонажей я бы всe-таки поостерeгся, остановившись скорее на еe скрытых проявлениях.
- В написанной Вами биографии Людвига Витгенштейна отдельная глава посвящена проблеме сексуальной идентичности австрийского философа. Цитируя книгу У. Бартли (1973), в которой вопрос о гомосексуальности Витгенштейна начал широко обсуждаться, Вы тем не менее склонны усомниться в правомерности сделанных Бартли заключений. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих свидетельствах.
- В своих изысканиях Бартли ссылается на показания частных разговоров с людьми, близко знавших Людвига Витгенштейна.
Кроме того, Бартли проинтерпретировал тексты двух сновидений Витгенштейна с явным гомосексуальным подтекстом, услышанные им опять-таки со слов тайных информантов. Во многом они совпадают с материалами секретных дневников философа и, возможно, были почерпнуты Бартли именно оттуда.
Рэй Монк, автор капитальной монографии о жизни Витгенштейна (1990) приложил к своей книге специальное исследование, посвящeнное книге Бартли и вопросу о гомосексуализме Витгенштейна.
Цель приложения Монка была не в том, чтобы доказать отсутствие гомосексуализма Витгенштейна, а в том, чтобы доказать, что наиболее шокирующие повествования о похождениях Витгенштейна не поддаются никакой проверке реальными источниками и поэтому, скорее всего, выдуманы автором, ибо ненадeжный источник - не источник.
По мнению Р. Монка, если Витгенштейн и вeл гомосексуальную жизнь, то лишь в своeм воображении, являясь латентным гомосексуалом и, по всей вероятности, девственником.
- Вадим, как гомосексуальная версия жизни Витгенштейна повлияла на философское сообщество и лично Вас?
- Появление книги Бартли в англосаксонских кругах вызвало целую бурю эмоций. Одни бушевали праведным гневом, другие наоборот заявляли, что лишь теперь, узнав, что Витгенштейн был гомосексуалистом, они наконец-то по-настоящему поняли его творчество.
Жизнь Людвига Витгенштейна всегда была для меня образцом настоящего служения делу философии. С одной стороны, он видится совершенным "психом", невыносимым "сумасшедшим профессором", непредсказуемым человеком не от мира сего, с другой - представляется человеком чрезвычайно ясного ума, мудрым, добрым и прекрасным. Допускаемая гомосексуальность Витгенштейна, несомненно, может мотивировать определeнные моменты его жизни и творчества (например, то, что на протяжении всей жизни он дружил исключительно с мужчинами - Дэвидом Пинсентом, Фрэнком Рамсеем, Френсисом Скиннером, Паулем Энгельманном, Беном Ричардом, первые три из которых умерли молодыми, или его хрестоматийное безбрачие), но, вполне очевидно, что не все.
- Вопрос о гомосексуальности немецкого философа Фридриха Ницше также не нов. Действительно ли, что такие косвенные улики, как воспоминания и переписка, не могут являться достаточными доказательствами гомосексуальности философов? Необходимы какие-то более значимые подтверждения?
- Трудно сказать. Теоретическая философия - это область, по преимуществу закрытая для личной жизни еe создателей. Возможно, что косвенные доказательства и в сáмом деле могут оказаться единственной зацепкой в прояснении подобных вопросов.
- Готовы ли Вы вместе с Гегелем разделить мнение о том, что смертельный приговор древнегреческому мудрецу Сократу за идеологическое и гомосексуальное разложение афинской молодeжи стал всемирно-исторической трагедией человечества - победой невежества и мракобесия над знанием и мудростью?
- Нет, не готов. Величайшая трагедия в истории человечества всe ещe впереди.
- Каково Ваше мнение о таком духовном направлении на стыке гомосексуальности и философии, как гомософия, или философия однополой любви?
- Гомософское начинание возможно. Философские опыты Платона и Розанова - тому положительный пример. Однако важно не переусердствовать с гомосексуальным подкопом в историю философии, стараться тщательней взвешивать противоречивые биографические сведения и остерегаться погони за очередной сенсацией.
- Какова Ваша гражданская позиция о возможности регистрации в России однополых браков?
- В этом вопросе я потенциально толерантен. Юридическая дискриминация сексуальных меньшинств - свидетельство отсталости морально-правовой культуры общества.