По приглашению МИД Швеции 3 мая 2008 г. я принял участие в шведском сателлитном симпозиуме "Сексуальные права - для всех!" в рамках Второй конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии". Ниже излагается суть моего выступления.
История борьбы с эпидемией ВИЧ в Европе служит для меня примером триумфа нравственностии социологического реализма. Когда появилась страшная эпидемия, ее виновниками сразу же объявили мужчин, имеющих секс с мужчинами (МСМ), они были самой большой группой риска. Некоторые люди требовали их осуждения, изоляции, истребления и т.д. Но европейские государства не могли с этим согласиться.
Во-первых, этому мешали нравственное сознание, христианские ценности и принцип прав человека, согласно которым никакое, даже самое несимпатичное, меньшинство не должно подвергаться дискриминации.
Во-вторых, было ясно, что репрессивный курс нереалистичен: сексуальность не поддается административному контролю, маргинальные группы неразрывно связаны с большинством населения, а сексуальная безопасность может существовать для всех или ни для кого.
Борьба с ВИЧ стала стимулом для конструктивного сотрудничества правительств и ЛГБТ организаций. Последние всюду уже были легальными, но имели мало общего с государством. Теперь стало ясно, что необходимо работать совместно.
В 1988 г., когда я был в командировке в Париже, коллеги-социологи Пьер Бурдье и его сотрудник Микаэль Поллак пригласили меня на историческое заседание в Министерстве труда, где впервые было объявлено о начале систематического сотрудничества правительства и ЛГБТ организаций в борьбе со СПИДом. Это было нелегкое решение. Буквально на следующий день больной СПИДом активист экстремистской организации ACT UP публично ударил по лицу руководящего чиновника Минздрава, которого французские МСМ обвиняли в недостаточной помощи им. Был большой скандал, но даже уголовного дела возбуждать не стали, сотрудничество властей и ЛГБТ организаций успешно продолжается во Франции по сей день, при любых правительствах.
Позже в Норвегии мне рассказали, что сначала власти сами занимались профилактикой ВИЧ среди МСМ, но потом передали соответствующие средства ЛГБТ организациям (разумеется, под строгим финансовым контролем), которые делали это более эффективно. Главным специалистом, консультантом и исследователем МСМ стала молодая женщина-психолог Анник Прийор (Annick Prieur), которая с тех пор приобрела мировую известность.
В современном мире все постоянно кого-то защищают: животных от людей, людей от животных, детей от родителей, родителей от детей и т.п., причем эта защита часто выглядит весьма агрессивной, а защищаемым категориям сплошь и рядом отказывают в статусе субъекта. Это не только философски ошибочно, но и практически вредно. Уважение и внимание к особенностям стиля жизни стигматизированных социальных групп, будь то МСМ, ВИЧ-инфицированные или сексработницы, - не словесная дань уважения к правам человека, а необходимое условие сотрудничества, без этого вы не сможете не только достучаться до этих людей, но и понять их.
Эпидемия ВИЧ впервые сделала изучение сексуальности респектабельным занятием, позволив, а точнее - заставив нас изучать изменчивость и многообразие ее форм, причем здесь многое понятно лишь изнутри. Например, калифорнийские исследователи выяснили, что тактика профилактики ВИЧ среди афроамериканцев и испаноязычных американцев должна быть не просто разной, а в чем-то даже полярной, потому что у них разная структура семьи и идеология маскулинности. В Гетеборге выяснили, что многие МСМ больше рискуют в партнерских отношениях, чем при случайных связях в гей-барах и т.д. (в последнем случае люди знают, что нужно предохраняться, а в первом полагаются на обещания верности).
Буквально накануне московской конференции в очередном номере журнала AIDS Care, Volume 20, Issue 4 April 2008 , pages 478 - 484 появилась статья Alain L obon и Louis-Robert Frigault "Frequent and systematic unprotected anal intercourse among men using the Internet to meet other men for sexual purposes in France: results from the "Gay Net Barometer 2006" Survey" , основанная на опросе 15,085 МСМ, посещающих разные Интернет сайты. Выяснилось, что треть респондентов хотя бы однажды практиковали незащищенный анальный секс, а 11 % делают это часто или постоянно. Опасные сексуальные практики связаны не только с определенными социально-демографическими признаками, но и с особенностями конкретных сайтов. Любое вмешательство может быть эффективным лишь с учетом этих субкультурных особенностей.
Поскольку мир неделим, профилактика ВИЧ/СПИДа невозможна без учета социально-психологических факторов эпидемии, а пропаганда сексуальных прав человека неотделима от широкого обсуждения проблем и соотношения сексуального и репродуктивного здоровья. Общая толерантность и уважение к правам человека - одновременно и социально-нравственный императив, и проявление социологического реализма, и предпосылка медико-социально-педагогической эффективности. Там, где вывешивают плакаты "Безопасного секса не бывает", сводят сексуальное здоровье к репродуктивному, запрещают сексуальное образование в школах и отказывают в регистрации ЛГБТ организаций "по моральным основаниям", успешная профилактика ВИЧ бесперспективна по определению.
P.S. Между прочим, я говорил об этом еще 20 лет назад, в интервью Алле Аловой "Жизнь при СПИДе. Готовы ли мы?" (Огонек, 1988, № 28): "СПИД - своего рода экзамен для человечества на гуманность и здравый смысл... Вообще, если мораль данного общества выдает разрешение дискриминировать людей по одному признаку (зараженность СПИДом), это означает разрешение дискриминировать и по всем другим признакам. Как сухая трава от искры, вспыхнут национальные вопросы, расовые... Все общество превратится в систему гетто, которые будут ненавидеть друг друга.
- То, что безнравственно, негуманно, - оно и невыгодно?..
- Вот именно! Но нас-то десятилетиями учили абстрагироваться от понятия гуманности, уметь противопоставлять суровую историческую необходимость нравственным порывам, "слюнявому либерализму", подавлять в себе жалость, элементарное человеческое сочувствие. Хорошо учили, и многие научились. Прибавьте к этому навыку вдолбленное в наши души четвертьвековым поиском "врагов народа", отточенное до автоматизма, до рефлекса умение переносить борьбу с недостатками с самих недостатков на любого имеющегося под рукой козла отпущения. Главное - всегда иметь козла... "