На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Арабская Испания: Оазис терпимости в Европе
Обратимся к сексуальной культуре и менталитету цивилизации, во многом диаметрально противоположной христианской Европе и при этом частично соседствовавшей с нею на одном континенте - арабскому миру в лице арабской Испании.
Средневековая арабская миниатюра. Фрагмент
В 711-718 годах слабые вестготские королевства были завоеваны мощной арабской армией, которая успела перед этим покорить Саудовскую Аравию, Сирию и Египет, и на Пиренейском полуострове на многие века установилась власть мусульманских правителей. В 756 год потомком династии Омейядов Абдар-ар-Рахманом был основан Кордовский эмират с центром в Кордове, ставший в 929 халифатом и просуществовавший до распада на мелкие государства в 1031 году, и в котором получила бурное развитие неповторимая богатая и многогранная культура. С самого начала завоевания Испании арабской армией начинается процесс Реконкисты - Отвоевания, в ходе которого европейские монархи одну за другой присоединяют эти территории к христианскому миру, однако если до 1031 года их успехи было относительными, то после падения Кордовского халифата новые земли одни за другой отходят европейским королям, пока в 1492 году перед испанцами не пало последнее арабское государственное образование - Гранадский эмират.
Арабская Испания дала миру колоссальное духовное наследие. И, как свидетельствуют исследования, мужская любовь, которая здесь интересует нас прежде всего, не только повсеместно проявлялась, но и оставила необыкновенно яркий след в культуре и истории Кордовского халифата. Надо сказать, что в этом Испания была не одинока: гомоэротические образы и однополая любовь были частыми явлениями во всем тогдашнем арабском мусульманском мире. Отношение к мужской любви здесь резко отличалось от того, как воспринимали гомосексуальность в раннесредневековой франкской Европе.
Как и почему гомосексуальность принималась в мусульманских Пиренеях? Чтобы понять это, проникнемся духом этой цивилизации...
Кордовский халифат в своем развитии значительно опередил все страны католической Европы. Пожалуй, единственным равным соперников для Кордовы был Константинополь, находившийся на другом конце континента. В отношении культуры Испания превзошла византийскую цивилизацию. Даже христиане и иудеи, проживавшие на полуострове, явно предпочитали нехристианских правителей Кордовы вестготским королям. Архитектура, живопись и литература стремительно развивались и поощрялись халифами. Этнические испанцы активно интегрировались в арабоязычую культуру. Европейцы-христиане приезжали в Испанию для изучения математики, медицины и астрономии. Даже будущий папа Сильвестр II в свое время обучался в Кордове.
Любопытно, что в представлении моралистов по другую сторону Пиренеев мусульманская культура была блистательным садом наслаждений, наполненным гаремами, прекрасными наложницами и подозрительно красивыми юношами-слугами. Однако в реальности, когда речь шла о сексуальности, Восток придерживался двусмысленной позиции - и не только в отношении мужской любви, которая, как и в христианстве и иудаизме, внешне осуждалась достаточно сурово. Хотя здесь все не так просто. Но - всему свое время.
Коран, в числе прочего, содержит знаменитую историю о Содоме. Хотя Мухаммед не упоминал самого имени города, он был хорошо знаком с историей Лота и возвращался к этому эпизоду не один раз. Он представляет Лота пророком (как и он сам) и истолковывает огонь, посланный с неба, как доказательство желания Бога наказать тех, кто отворачивается от его посланников. Мухаммед называет содомлян "людьми Лота", то есть он считает их его соседями. Поэтому основной арабский термин, обозначающий "содомию" - "liwat", как и арабское обозначение гомосексуала - "luti" - происходят от имени Лота. В Коране Мухаммед рассказывает о том, как Лот порицал "своих соседей" за их "омерзительное" влечение к мужчинам, и Бог карает их посылая в них куски обожженной глины с неба.
Говоря о наказании за однополые сношения, Мухаммед объясняет: "Если двое мужчин виновны в этом, то накажите их обоих. А если они раскаются и исправятся, отпустите их. Знайте: Аллах Всепрощающ и Всемилостив". (Schild, Maarten. "Islam." In Sexuality and Eroticism among Males in Moslem Societies.Ed. A. Schmitt and J. Sofer. Binghamton, NY: Harrington Park Press, 1992. p. 181.)
Однако Коран был не единственным авторитетным источником для мусульман: не менее уважаемыми и почитаемыми были хадисы, сборники высказываний Мухаммеда, составленные к девятому столетию. Они содержат предписание забивать камнями обоих партнеров в однополом сексе - и активного, и пассивного. Теолог Малик из Медины (ум. 795), чья школа юриспруденции стала доминирующей в Испании и в Северной Африке, поддерживал идею смертной казни за гомосексуальность, как и философ и глава другой школы Ибн Ханбал (ум. 855). Остальные мыслители и юристы были мягче и допускали наказание в виде избиения плетьми - обычно сто ударов. Подобные дикие наказания применялись к геям непосредственными наследниками Мухаммеда. Абу Бакр, близкий друг пророка и первый мусульманский халиф (632-634) устанавливал наказание в виде сожжения под руинами стены (в Афганистане это наказание было введено вновь талибами в несколько модернизированной форме: стену разрушали бульдозеры). Зять Мухаммеда Али, четвертый халиф (позже признанный непогрешимым полубогом мусульманами-шиитами) повелел сбросить уличенного гея с минарета, а остальных забивали камнями. Таким образом, с самого начала существования арабской цивилизации официальное отношение к гомосексуальности было резко враждебным. (Encyclopaedia of Islam 5:777b., 5:777a.)
Однако неофициальное, бытовое и в целом реальное отношение к однополой любви было совершенно противоположным. Общественное мнение было значительно более снисходительным к геям, чем в христианской Европе, и христианские путешественники нередко были шокированы терпимостью и открытостью арабов, турок и персов, которые по сути дела не видели ничего противоестественного в любви между мужчинами и юношами. (Greenberg, David F. The Social Construction of Homosexuality. Chicago: University of Chicago Press, 1988.pp. 178-181; Crompton, Louis. Byron and Greek Love: Homophobia in Nineteenth-Century England. Berkeley: University of California Press, 1985., pp. 111-118.)
Молодой человек в тюрбане (фрагмент). 1912 г. Худ. Габриэль Морсильо
Причина этого поразительного контраста между жестоким осуждением гомосексуальности со стороны государства и ее свободным принятием со стороны общества кроется в высокой степени романтизации любви в светской культуре арабских стран и, в первую очередь, в литературе - именно арабские поэты создали самые яркие образы однополой страсти в своих работах. Они воспринимали любовь как особое состояние души, как сладостное опьянение, и уже не было так важно, каков пол того, кто пробудил в человеке это чувство. Арабские поэты считали, что любовное переживание значимо и прекрасно само по себе, вне зависимости от того, кого и как любит человек. Поэтому любовь могла вспыхнуть как между мужчиной и женщиной, так и между двумя мужчинами.
Однако каким же образом подобные взгляды литераторов и достаточно широких масс сочетались с требованиями их веры? Выход из этой ситуации находили, обращаясь к другому хадису, где пророк говорит, что тот, кто любит и при этом остается целомудренным, умрет подобно мученику. (Giffen, Lois Anita. Theory of Profane Love among the Arabs: The Development of the Genre. New York: New York University Press, 1971.p. 99.) И эта любовь не была привязана к конкретному полу.
Иракский литератор Яхиз, кто много писал о любовном чувстве, провозгласил правило, согласно которому страстная любовь, может иметь место только между мужчиной и женщиной. Однако Ибн Дауд, который родился в год смерти Яхиза (868), допускал любовь между мужчинами в своей Книге Цветка (Китаб Аз-захра). И этот подход стал популярным и продержался несколько столетий.
Ибн Дауд имел также юридическое образование, однако его любовь к Мухаммеду ибн Ями (которому была посвящена книга) помешали ему следовать предписаниям юридической школы и сделала его "мучеником любви". Его друг рассказывал о них: "Я отправился навестить Ибн Дауда во время его болезни, от которой он потом все же скончался, и спросил у него, как он чувствует себя, на что он ответил мне: Любовь ты знаешь кого стала причиной того, что происходит со мною!" Я ответил ему: "Что же мешает тебе наслаждаться им, когда ты имеешь такую возможность?" Он ответил: "Наслаждение имеет две стороны. Одна из них - дозволенное созерцание, другая - запретное удовольствие. Дозволенное созерцание довело меня до того положения, которому ты сейчас свидетель, а что до запретного удовольствия, то кое-что из слов моего отца удерживало меня от него. Он говорил, что Пророк учил: тот, кто любит страстно и хранит это в тайне, оставаясь целомудренным и терпеливым, получит прощение от Бога и войдет в Рай". И Ибн Дауд умер в ту же ночь или на следующий день же". (Там же, pp. 10-11, 86.)
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".