В 1991 году "Саломея" по Оскару Уайльду дала начало Театру Романа Виктюка. Спектакль, который "ребенок Роман Виктюк" называет своей "любимой игрушкой", сыгран около 300 раз. "Саломея" открывается сценой суда над Уайльдом, призывающим в качестве своего адвоката философию Платона. За два года до отмены в России статьи УК, преследующей гомосексуалов, Виктюк разыгрывает трагедию сопротивления любви страху, вызываемому "нравственными фантомами", а за ними на самом деле - пустота. Но из черных дыр правил и традиций, повергающих людей в состояние ужаса, давно ушла душа...
Еще более откровенно Роман Виктюк заговорил о бестелесной природе любви в спектакле "M. Batterfly" (1990) и, наконец, в первой пьесе на тему однополой любви современного драматурга Николая Коляды "Рогатка" (1993). Это история о "снах любви" инвалида афганской войны, грезящего о самоубийстве, и его восемнадцатилетнего друга.
Чуть раньше, в 1992-м, Виктюк поставил "Лолиту". Со времени премьеры "Служанок" режиссер словно пытался показать на сцене, что она - любовь - действительно бывает настолько разной, что подчас повергает в шок. "Сначала были нимфетки, потом - мальчишки, наконец - поэтесса с поэтессой..." И вот в начале 2005-го - коза и ее друг в исполнении Ефима Шифрина.
Из книги Владимира Кирсанова "69. Русские геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы" (2005)