Смех, слезы, аплодисменты, цветы! Последняя премьера мэтра "Театра Нежности" - Романа Виктюка - несомненный успех. Легкое, изящное, озорное, сочное зрелище для настоящих театральных гурманов. Зрелище, ко всему прочему, глубокое, наполненное многими смыслами.
Сначала о фабуле. Она проста. Дон Жуан, перетрахавший 8321 бабу, но так и ни разу не почувствовавший любви, влюбляется в прекрасного юношу. Юноша, не успев ощутить взаимности чувства, гибнет. Во всем виноваты комплексы мужчин, стесняющихся своей нежности и глупые "манюрки-убийцы" (манюрками Мастер называет представительниц "прекрасного пола"), у которых только одно на уме. Сами знаете что.
Кстати, первый акт спектакля "Последняя любовь дон Жуана или Эшафот любви" (автор пьесы - французский драматург Эрик-Эммануэль Шмит) - уморительная сатира, тема которой - женские слабости. Сюжет закручивается как в "12 негритятах" Агаты Кристи. Ночь. Часть из использованных в плотских целях женщин приглашены, чтобы отомстить дон Жуану за свою поруганную честь. Они в седых париках и масках, которые очень напоминают маски смерти. Монахиня, светская львица, модная писательница, герцогиня. Уважаемые дамы появляются каждая под нечеловеческий зловещий марш. Сначала они зубоскалят друг другу. Светская львица - модной писательнице: "Я так и не дочитала ваш "гениальный" роман". Писательница - львице: "А я и не знала, что вы умеете читать". Еще один перл - по поводу женской психологии, о любви к павлиньим перьям: "Как могут женщины водружать на голову то, что животные носят на ж..." И еще - из мира животных: "Женщины как кролики. Их легко поймать за уши". И уж совсем -удар ниже пояса: "Если бы я верил, что честь существует, я бы ни за что не стал помещать ее под женскую юбку".
Измученные страданиями без любви, дамы, тряся от старости своими редеющими кудрями, решают мстить красавцу дон Жуану. Он должен жениться на несовершеннолетней крестнице герцогини, иначе - Бастилия. Грохот цепей "любви". "Мы жертвы его молодости", - оправдываются дамы. И тут же признаются: "Любовь в нас угасла, только ненависть продолжает жить".
В этом спектакле Виктюк в который раз выносит приговор женщинам, по вине которых было разбито столько нежных мужских сердец. Вот у слуги находят дневник, в котором подсчитаны мужские победы его господина. "Тысяча усатых испанок!" - душераздирающий вопль женской зависти. Р-раз, и ноги "манюрок" в готовности разъезжаются в разные стороны. 640 - итальянок. И только жалкая сотня - красавиц француженок! Подлец, почему он не обращает внимание на таких красивых и доступных?! Ноги сами собой - в разные стороны. "Потому что доступны!" - объясняет ехидный и изящный слуга. "Но ведь достаточно одной рюмочки, чтобы оказаться с задранным подолом", - стенает одна из дам. А еще: 231 победа в Германии, и 91 - в Турции.
Итого: 8321 женщина раздвигала ноги перед дон Жуаном. Женщины эгоистичны, как дети. Слезы. Интриги. Коварство. И только лишь чтобы раздвинуть ноги. Женщины - собственницы. "Как трудно забыть, что ты женщина", - с надрывом признается одна из них.
Роман Виктюк - гений. Как часто мы видим в последнее время смешки, иронию, ехидство на экранах по поводу всяких там мужских нежностей. И тут такая звонкая пощечина ценностям толпы! В "Дон Жуане" - приговор женской психологии поработительницы изображен настолько изящно и талантливо, что даже настороженно смеющиеся в зале дамы пригвождены точностью театральных обобщений Мастера - терпят, сидят, словно завороженные, до самого конца спектакля.
Второй акт. Более серьезный, трагичный. Женщины судят дон Жуана, и в то же время не могут удержаться от кокетства. То одна призывная поза, то - другая. "Я ничего не добивался. Я просто приходил и брал", - объясняет дон Жуан. Он сразу соглашается с приговором: жениться. И... перестает быть интересен уважаемым дамам. Они возмущены: "Унижайте, соблазняйте, желайте нас!" Но что же произошло? "Я не хочу больше любить для себя. Я хочу любить для кого-то!" - признается Дон Жуан.
Однажды он встретил прекрасного юношу, брата юной крестницы герцогини. Возвращался из очередной вечеринки, и вдруг в темноте увидел ослепительного, божественного, недостижимого красавца. Сначала дон Жуан подумал - прекрасная Статуя. Нет, это был он, Шевалье. Несколько коротких встреч. Шевалье тоже не может, не решается, боится открыть свое сердце. Решает даже в отчаянии жениться на одноглазой девушке из благородной семьи. Ссора с дон Жуаном. Дуэль. Шевалье сам бросается на шпагу. Этот поворот в спектакле очень напоминает сюжет "Рогатки", первого спектакля актера № 1 Театра Романа Виктюка - Дмитрия Бозина.
Конечно, это приговор обществу, в котором люди иногда вынуждены скрывать самое высокое из всех чувств - любовь.
Женщины слушают монолог дон Жуана настороженно. "Ищет тот, кто неудовлетворен. Счастливец прекращает поиск". Потом - дикая пляска на "трупе" бывшего идеального любовника. А потом - монолог герцогини, в котором вдруг просыпаются материнские чувства...
И - музыка. Нет, не только милая французская песенка про дон Жуана, а - Верди и Бах. Аплодисменты - Верди, одному из любимых композиторов Маэстро. Только он может выстроить мизансцену так, чтобы аплодировали не актерам, а музыке.
Удивительно легкое, изящное, озорное, сочное зрелище для настоящих театральных гурманов. И я, кажется, догадываюсь, почему этот спектакль получился настолько великолепным. Он сделан на крыльях любви. Он сделан как признание в любви. Отчасти автобиографичен. Вслушивайтесь, вслушивайтесь в размышления о возрасте, о том, что мы называем "coming out’ом". И внимательно всматривайтесь в исполнителя роли Шевалье...
"Последняя любовь дон Жуана или Эшафот любви".