Последняя постановка Романа Виктюка, премьера которой состоялась 4 января в Международном доме музыки, поражает своей скандальностью даже в наши "смутные" времена. Некоторые пожилые бабушки и дедушки, выложившие по 5 тысяч за просмотр сего революционного действа, не выдерживали и с недоуменно-обиженными лицами покидали зал. Две старушенции героически принявшие на себя весь авангардистский напор Маэстро, заговорщицки шушукались потом у гардероба: "Зоофилия! Так вот о чем тайно мечтает Виктюк!" Наивные. На самом деле идея спектакля еще скандальнее! Итак...
В семействе известного архитектора Мартина (Ефим Шифрин) - передряга. Друг семьи телевизионный ведущий Росс (Олег Исаев) приезжает сделать репортаж о 50-летии главы семейства, и узнает о его удивительной тайне. Да, у Мартина есть любовница. Но это не доминатрикс Кларисса Атертон, а просто - Сильвия. Коза. С рогами. А Кларисса Атертон, чью визитку находят у Мартина, спит с собакой. Не выдержав этих нечеловеческих откровений, Росс закладывает Мартина его жене Стиви (Екатерина Карпушина). Начинается нешуточный семейный скандал.
- У нее лицо такое чистое, доверчивое, простодушное, - Мартин искренне рассказывает о своем знакомстве с Сильвией.
- Ты бы заехал к своей приятельнице, лизнуть друг друга, - с вызовом говорит Стиви.
- Она в деревне, - грустно отвечает Мартин. - Стиви, не волнуйся. Я люблю тебя. Тебя и Сильвию.
- Но у меня только две груди, две ноги, и я хожу в туалет, - в отчаянии, почти в слезах, кричит Стиви. - А козы, кстати, плачут? Ты свою Сильвию до слез не доводил?
- Не доводил.
- Меня доводил, а козу не доводил.
Вот она какая, настоящая женская ревность. Будьте осторожны, друзья: ревновать женщины могут даже к козам. И все бы ничего, но за маму вступается 17-летний сын этой благополучной еще несколько минут назад семьи.
- Зоофил, - кричит Билли (Д. Касенкин) отцу, и бьет посуду.
- Педераст, - отвечает Мартин, и швыряет тарелки о пол.
- Я, по крайней мере, сплю с людьми, - отвечает Билли.
- Сходи лучше в один из ваших милых сортиров или в гей-клуб. Здесь ты ничему хорошему не научишься, - отмахивается от него Мартин.
Роман Виктюк, Эдвард Олби |
Да, Билли гей. И на этом в пьесе последнего из великих американских драматургов Эдварда Олби ("Кто боится Виржинии Вульф?") не ставится совсем никаких акцентов. В цивилизованном мире вопрос этот с повестки дня уже снят. 50-летний Мартин, скорее, по инерции брякнул о сортире и гей-клубах. Через минуту он уже успокаивает сына: "Да, гей, и ничего в этом особенного нет. Гей, как все в наше время".
Семейный скандал тем временем продолжается, обрастая, как снежный ком, все новыми и новыми подробностями из кабинета психоаналитика. Выясняется, что Мартин посещал группу психологической поддержки, в которой были даже те, кто любил гусей.
- Один с ужасной внешностью. От него шарахались мужчины и женщины. А что ему оставалось делать? Поскольку он вырос в деревне, он стал любить гусей, - объясняет Мартин.
- Но почему просто не взять в руку, и не погонять в кулаке? - недоумевает в тихой истерике Стиви.
- Это не всем подходит, - ставит убийственную точку Мартин.
Театр абсурда? Нет, друзья, жесточайшая правда жизни. Взаимности хочется всем. Даже козам. Даже гусям.
Финал довольно трагичный. Стиви убивает Сильвию и приносит ее труп Мартину. Мартин относится к этому на удивление спокойно...
Таков сюжет спектакля Романа Виктюка "Коза или Кого зовут Сильвия" (The Goat, or Who Is Sylvia?). Комедия? Нет - драма! Многие спектакли Романа Григорьевича - о любви невозможной, о любви, про которую трудно сказать словами. Но главное в "Козе" Виктюка, конечно, не конфликт Сильвии и ревнивой Стиви (обратите внимание, как по звучанию похожи их имена!). Основная сцена, заряженная любовью невероятно, ближе к финалу. Мартин, испытывая чувство вины за весь этот семейный скандал, признается в любви, - да, да, да! - сыну, Билли. Удивительно легко и по-детски просто показана эта сцена. Билли и Мартин прыгают высоко-высоко на батуте. У них от этого нового чувства друг к другу словно вырастают крылья. И когда в очередной раз появляется ошарашенный Росс, Мартин и Билли стоят, крепко обняв друг друга.
Мартин рассказывает о случае в фитнесс-клубе, когда он посадил на коленки трехлетнего пацана. Он хотел его просто успокоить, и вдруг почувствовал, как в брюках у него начинает твердеть. Конечно, такое может случиться с каждым - прикосновение тел могут сопровождаться очень приятными моментами, - но если сказать об этом вслух?! Какими будут последствия?..
- Папа, а этот маленький мальчик был я? - с восторгом кричит Билли.
- Да, сынок, - признается Мартин.
И они бросаются друг к другу.
Вы теперь понимаете, почему Мартин не переживал по поводу трагической гибели Сильвии?!
Спектакль обязательно стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы насладиться игрой великолепного дуэта Фимы Шифрина и Кати Карпушиной, послушать гениальное Фимино "ква-ква-ква" и великолепные песни Тома Уэйтса...
Кстати, о Томе Уэйтсе. По дороге домой из театра купил музыкальный журнал. Там - интервью с Томом, гениальным поэтом лузеров и другом маргиналов всех мастей. Крупными буквами: "И еще у меня есть бык. Это единственное животное, которое меня понимает". Одиночество. Но это не навсегда. Раз уж пошли такие совпадения, значит, и Том скоро влюбится. В своего сына... Вам не кажется?