Любить Виктюка (как режиссера, разумеется) давным-давно немодно, хвалить его спектакли уже многие годы - откровенный моветон. К тому же последние несколько сезонов свидетельствовали о прискорбном затухании своеобразного, но яркого виктюковского дарования, он начал мельтешить, повторяться, тянуть резину, прилюдно комплексовать и пускать тяжелые составы личных рефлексий впереди маломощного театрального локомотива. Казалось, исхода нет, что кончилось, то кончилось. Но вот появился "Антонио фон Эльба", а с ним и надежда на возможность ренессанса.
"Антонио" грешит практически всеми недостатками поздних виктюковских творений. Опять невесть откуда взявшаяся слабенькая и плохонькая итальянская пьесочка. Снова танцы взамен драматической игры и повествование вместо действия. Как принято, на четвертой минуте после начала два персонажа мужского пола обнимаются (точнее даже - обжимаются), на седьмой - обнажают торсы, на десятой - выясняют отношения с воплями и пощечинами. До первой попытки изнасилования (мягкого) проходит четверть часа - понятно, что женщины к тому моменту на сцене так и не появляются... Однако будем снисходительны к чужим слабостям. "Антонио" значительно лучше всего, что делал Виктюк на протяжении последних пяти, шести, а то и семи лет. Это живое, занятное, местами очень смешное зрелище. Здесь мало туманных намеков, зато много прямого текста, а комплексы, выраженные искренне и без претензий, не просто перестают вызывать смех, но даже могут претендовать на сочувствие. Актеры виктюковской труппы позволяют вытворять с собой черт знает что: натягивают балетные пачки, пришпиливают банты на головы и на залы, виляют бедрами и т.д., тем не менее глупо отрицать, что Дмитрий Бозин (Антонио) действительно сложен, как полубог, у него летящая пластика, длинные ноги, изящнейшие руки, и их совместные сложные хореографические композиции с не менее эффектным Фархадом Махмудовым доставляют публике огромное как эстетическое, так и чувственное удовольствие.
Публика, благодаря драматическому дебюту в "Антонио" Елены Образцовой, на этот спектакль тоже подбирается вполне приличная, сугубо театральная. Драму Образцова, впрочем, не играет, даже не пытается, а ведет свою роль исключительно в двух пластах - либо пафосная декламация, либо гротескное сюсюканье под маленькую девочку. И то, и другое она с заметным облегчением оставляет ради небольших вокальных номеров. Выглядит похудевшая примадонна великолепно, охотно кокетничает своей новой весовой категорией, переменяет за спектакль не то шесть, не то семь туалетов, сажает юного поклонника к себе на колени и сама вполне естественно смотрится у него на руках, позволяет "молодняку" фамильярно над собой подшучивать, на шпильках спускается с высокой стремянки, неожиданно "отрывает" бойкий рок-н-ролл и главное - не перестает ослепительно улыбаться во все свои 64 белоснежных зуба. Обаяние, азарт и чувство юмора обеспечивают Образцовой на драматической сцене филармонический успех, и, если первый опыт разумно не будет иметь продолжения, ничто не омрачит замечательный каприз замечательной певицы. Кто-нибудь должен деликатно сообщить Елене Васильевне, что в слове "экзальтированный" ударение надо делать на "о" - и все, более серьезных претензий здесь быть не может.
Лучшей актерской работой в "Антонио" следует назвать Коломбу Ирины Соколовой. "Престарелая" мамаша, которая на самом деле значительно моложе своей "дочери", маленькое, сухонькое, сварливое, маразматическое существо, ножки, как макаронины, прозрачный пеньюарчик... "Мама" ведет светские беседы на физиологические темы, веселит и приручает зал, и если из ее кончины Виктюк не сделал по-настоящему трогательную сцену, то, не исключено, лишь по причине скрытой или явной образцовской ревности...
Спектакли Виктюка давно потеряли настоящий эротический накал, но миссия сексуального просветителя, видимо, останется за Романом Григорьевичем до конца его дней. В "Антонио" он отстаивает три основополагающих принципа: а) безусловную ценность человеческого тела; б) право на бисексуальность; в) естественность большой возрастной разницы между возлюбленными. Прикиньте - хоть что-нибудь из этого списка наверняка волнует и вас...