Журнал "Аdvocate" оглядывается назад, в прошлое, когда фильмов с гомосексуальной тематикой было значительно меньше, и с грустью отмечает, что некоторые из выдающихся актерских работ в подобных лентах не были оценены по заслугам. Конечно, всевозможных поделок с нелепой клоунадой хватало всегда, но в данном случае речь идет о действительно достойных картинах, которые принято оценивать с должным уважением и даже благоговением. Итак, вашему вниманию - 15 актерских работ, которые, как считает редакция, были обделены Оскарами, хотя целиком и полностью их заслуживали.
Теренс Стамп в "Приключениях Присциллы, королевы пустыни"
Британский актер Теренс Стамп - легенда кинематографа 60-х годов, стал особенно славен после того, как сыграл роль Генерала Зода в фильмах по комиксу "Супермэн". Однако в ленте о королеве австралийской пустыни Присцилле - автобусе, на котором путешествовала пестрая и разношерстная компания драг-див - Стампу досталась совершенно иная роль: пожилой транссексуалки Бернадетт. Пересказывать содержание этой картины, равно как и представлять саму Бернадетт - женщину немало повидавшую, мудрую и спокойную - излишне, поскольку "Присцилла" относится к разряду тех фильмов, которые значатся в списке "обязательно к просмотру". Вне зависимости от ориентации вдумчивого зрителя. Для своего времени Бернадетт была настоящим кинематографическим открытием, и во многом это стало возможно благодаря игре Генерала Зода... простите - Теренса Стампа. "Advocate" уверен, что за эту работу актер должен был получить Оскара в категории "Лучшая мужская роль". Несмотря на сюжет, "противоречащий традиционным семейным ценностям", одна премия Киноакадемии "Присцилле" все же досталась - за лучшие костюмы. Что, в общем-то, никого не удивило. Но не будем забывать, что ленту сняли в 1994 году, а первого Оскара за транссексуальную роль, если мне память не изменяет, выдали лишь пять лет спустя - актрисе Хиллари Суонк за фильм "Парни не плачут".
Ривер Феникс в "Моем личном штате Айдахо"
Не в последнюю очередь благодаря этому фильму Ривер Феникс у многих ассоциируется с Джеймсом Дином - наверное, из-за прически в стиле пятидесятых, бунтарского нрава и сложной мятущейся натуры. А еще потому, что Феникс, как и Дин, слишком рано покинул нашу бренную землю. В культовой ленте Гаса ван Сента Ривер исполняет роль Майка - хастлера и нарколептика, ищущего свою мать, который влюбляется в Скотта - героя Киану Ривза. Это была одна из первых работ актера в серьезном кино, которая принесла ему кубок Вольпи - награду за лучшую мужскую роль Венецианского кинофестиваля, а также аналогичную премию от Национального общества кинокритиков США. Однако на Оскар Феникса номинировали за другой фильм - "Бег на месте", который, несомненно, тоже был хорош, но "Advocate" считает, что "Мой личный штат Айдахо" должен был стать первым и громким оскаровским прорывом Ривера. Все всякого сомнения, рано или поздно своего Оскара Феникс поставил бы на полку, потому что был невероятно одаренным юношей. Увы, смерть в возрасте 23 лет не дала этому случиться.
Кристина Риччи в "Монстре"
Пожалуй, с того момента, как Оскара за лучшую женскую роль в фильме "Монстр" получила Шарлиз Терон, начались "разговорчики в строю": дескать, стоит красивому актеру или актрисе перевоплотиться в нечто совершенно противоположное, да еще и сменить ориентацию, как киноакадемические награды посыплются на него золотым градом. Как говорилось в первой части этой статьи, голливудский маятник качнуло в другую сторону. Тем не менее, "Advocate" считает, что, воздав должное Терон, выдающие Оскаров многомудрые мужи совершенно не оценили работу Кристины Риччи, которая должна была получить номинацию в категории "Лучшая актриса второго плана" за роль ее любовницы Селби. Но "хамелеонная" Шарлиз, благодаря гриму превратившаяся в малопривлекательную женщину-убийцу Эйлин Уорнос, оттянула на себя все одеяло. Хотя роль Селби на карьере Кристины Риччи все равно сказалась: с этого момента она перестала восприниматься исключительно как "девочка с вечно детским личиком", которая больше всего запомнилась публике по комедийному ужастику про семейку Аддамсов.
Стивен Фрай в "Уайльде"
Здесь можно было бы ограничиться единственной строчкой: за роль Оскара Уайльда Стивену Фраю нужно было вручить Оскара. Точка. Баста. И никаких гвоздей. Возражения не принимаются. Если бы в те времена существовал Фейсбук, в нем нужно было бы создать страницу по сбору подписей в знак протеста против того, что Фрая киноакадемики продинамили. Клянусь, иногда мне кажется, что я бы лично за эту страницу взялась. Потому что более потрясающего Уайльда никогда и нигде больше не видела: Оскар (великий поэт, а не награда) в исполнении Стивена - это своего рода реинкарнация. С этого фильма началось мое близкое знакомство с Фраем. Да и с Джудом Лоу тоже, хотя первый оказал на меня гораздо большее влияние - не только своими кинематографическими работами, но и книгами. Но оставим лирические воспоминания в стороне: Оскара (награду, а не великого поэта) Фрай не получил, хотя номинировался на Золотой глобус. В результате единственной премией, которую он завоевал за этот фильм, стала статуэтка за лучшую мужскую роль Сиэттлского международного кинофестиваля.
Филип Сеймур Хоффман в "Без изъяна"
Своего первого и пока единственного Оскара этот американский актер получил за гей-роль: он сыграл писателя Трумена Капоте в одноименном байопике, после чего в окологолливудской критике стала просматриваться тенденция увеличения интереса к биографическим картинам. Несколько лет спустя еще одна гомосексуальная роль в аналогичном по жанру фильме "Милк" также принесла Оскара ее исполнителю - Шону Пенну. Однако "Advocate" считает, что первой оскаровской почести Хоффман должен был удостоится гораздо раньше - за роль трансвестита Расти в фильме 1999 года "Без изъяна". В этой ленте знаменитого режиссера Джоэла Шумахера представлен прекрасный актерский дуэт: Роберт Де Ниро, играющий гомофобного полицейского, и Хоффман-Расти, вызывающий у копа приступы ненависти. Трансвестит живет по соседству с суровым ветераном полиции и бесконечно музицирует в компании таких же как и он "подружек". Все меняется, когда героя Де Ниро настигает инсульт, и единственным способом снова научиться говорить становятся для него уроки музыки, которые дает ему Расти, а заканчивается все... нет, не чистой и светлой любовью персонажей - для такого хорошего фильма это было бы слишком банально, в конце концов, здесь вам не мексиканский сериал. Но главное - зритель ни на секунду не устает от наблюдения за героем-героиней Хоффмана, которому до Оскара оставалось еще целых семь лет. А еще в исполнении Расти в фильме прозвучала фраза, ставшая крылатым выражением: "Дорогуша, я - мужчина, которым тебе никогда не стать, и женщина, которую тебе никогда не получить".