Культура Индонезии богата и разнообразна. Многие народы, населяющие эту страну, сумели сохранить многие традиции и ритуалы, содержащие гомосексуальные элементы. Наиболее яркой иллюстрацией этого служит город Понорого на востоке острова Ява.
Индонезийский город Понорого (Ponorogo) расположен на востоке острова Ява в 200 километрах юго-западней Сурабаи. Ежегодно 17 августа в Понорого проводится Рейог (Reyog) - костюмированный фестиваль с танцами и музыкой. На празднике выступают несколько трупп, соревнующихся друг с другом в искусстве танца. Труппа, как правило, состоит из 25 - 40 танцовщиков и музыкантов.
Сюжет Рейога изображает противостояние между Пуджангганом (Pujangganom), первым министром короля Понорого, и Синга Багондом (Singa Barong) - мифическим существом, духом-хранителем леса Лодойо (Lodoyo). Согласно легенде, король Понорого, Келано Севандоно (Kelono Sewandono) в сопровождении Пуджангганома направлялся в королевство Кедири (Kediri) к своей невесте, принцессе Килисуци (Kilisuci). Когда король и его свита проходили через лес Лодойо, их атаковал Синга Баронг. Гнев последнего вызвала устроенная Пуджангганомамом облава, во время которой было поймано 150 тигров, которых предполагалось отдать в качестве выкупа за принцессу Килисици.
Центральное место в типичной рейог-труппе занимает варок (warok) - актер изображающий Сингу Баронга. Символически существо воплощает сразу трех животных, являющихся на Яве символами верховной власти: павлина, льва и тигра. Обязательным атрибутом варок является огромная маска (Topeng Dadak Merak), изображающая тигровую голову с львиной гривой, обрамленную павлиньими перьями. Считается, что варок обладает огромной физической и ментальной силой. Во время танца варок держит эту маску, весящую порой более 40 килограммов, зубами. Варок в процессе танца также несет на своей маске танцовщика, изображающего принцессу Килисици. Это трудно сделать даже подготовленному человеку, поэтому варок во время танца призывает духов и впадает в мистический транс. В этом состоянии он способен долгое время выдерживать большие нагрузки и сильную боль. Есть также мнение, что варок практикуют черную магию - Понорого считается одним из основных центров черной магии на острове Ява.
Один из интригующих элементов фестиваля Рейог - компаньоны варок, красивые юноши называемые гемблак (gemblak). Если варок во время Рейог демонстрируют физическую и ментальную мощь, гемблак в противоположность им являются воплощением грации и женственности.
Для того чтобы сохранить ментальную и физическую силу варок в своей повседневной жизни должны соблюдать ряд правил. Им нельзя жениться - считается, что интимные отношения с женщинами истощают их сверхъестественную силу. Запрета на гомосексуальные отношения нет, и варок выбирают себе в качестве партнеров юношей 14-17 лет - гемблак. Эти юноши исполняют также роль компаньонов варок и танцовщиков (jatilan) в его труппе. Любопытно, что ни гемблак, ни варок не считают себя гомосексуалами. Они утверждают, что являются частью древней традиции и не имеют ничего общего с геями.
Традиция варок-гемблакан (warok-gemblakan) имеет также экономический компонент: мужчина-варок должен компенсировать родителям юноши разлуку с сыном деньгами, скотом или арендой земли. Количество юношей зависит от состоятельности варок - если мужчина очень богат, он может иметь несколько гемблаков.
Выступать в Рейог чрезвычайно почетно, и если юноша из какой-либо семьи становится гемблаком, это добавляет уважения всей семье. Для большинства бедных семейств Понорого, отдать сына в гемблаки - порой единственный способ повысить их социальный и экономический статус. Сами юноши воспринимают этот период как серьезный этап на пути к взрослой жизни. Многие из гемблаков, повзрослев и закончив выступать в Рейог, не спешат покидать своего покровителя и остаются партнерами вароками на протяжении долгих лет - таких молодых людей называют ондоланами (ondolan).
Из всего вышеперечисленного понятно, что традиция варок-гемблакан является сложным социальным институтом с четко определенными правилами.
В последнее время в Индонезии происходит переоценка основных понятий о нравственности. С традицией варок-гемблакан в наши дни происходит то же самое, что и с прочими спорными атрибутами индонезийской культуры. Все большее распространение получает тип морали: то что долгое время считалось приемлемым и даже естественным - теперь кажется отклонением. Например, все большее число жителей Индонезии начинают принимать сексуальность исключительно в пределах брака между мужчиной и женщиной.
Это ставит жителей Понорого перед чрезвычайно трудным выбором: с одной стороны они хотят гордиться своей традицией - они хотят показать Рейог, но в то же самое время в пределах традиции Рейог есть что-то, что не соответствует новым понятиям о морали.
Источники: