Окончание. Начало >>>
По словам христиан, которые практикуют освобождение, а среди них и дядя Кевина Робинсона Лерой Стоволл (Leroy Stovall), основатель церкви Храма Духа Святого, и мать Кевина, Вивиан Робинсон (Vivian Robinson), критики неправильно понимают суть данного ритуала. Освобождение человека от демонов является актом любви и заботы - благородной борьбой за спасение объекта ритуала из лап дьявола. "Я много занималась духовными битвами, - говорит Вивиан, дипломированная медсестра, занимающая один из высших постов в церкви. - Мы верим, что демонов можно изгнать с помощью крови Христовой и веры, и призывов к силе Господней. ... Я изгоняла дух из Кевина. Боже мой, это такая сложная работа".
Последний раз она пыталась изгнать демона из Кевина два года тому назад, в ванной комнате ее дома. Она окропила елеем голову Кевина и начала молиться, нажимая ему руками на голову и живот.
"Он начал блевать в унитаз, когда я стала вызывать духов, - вспоминает она. Кевин, или что-то внутри него, стал кричать. - Я имею в виду ужасный крик, такой, какой вы никогда не слыхали. Потому что этот дух не хотел выходить. А потом он начал сдаваться".
Примерно через двадцать минут Кевин начал извергать богохульства. В какой-то момент Вивиан спросила у демона его имя. По ее словам, демон, похоже, вышел из Кевина и произнес свое имя по латыни очень низким голосом. Когда я спросил Вивиан, как же его звали, она замолчала на какое-то время. "Я действительно не хочу называть его имя, - говорит она. Я спросил, а не могла бы она назвать его имя по буквам. - Я действительно не хочу даже произносить его. Я не хочу даже упоминать его ни коим образом".
Пока слишком рано говорить о том, какое долгосрочное влияние ритуал освобождения окажет на Кевина. Однако у 22-летнего Винсента Сервантеса (Vincent Cervantes) из Южной Калифорнии прошло больше времени после ритуала экзорцизма, и по его борьбе можно сказать, что психологические эффекты могут длиться довольно долго.
Летом 2008 года, будучи студентом Университетского центра в Санта-Барбаре, у Сервантеса был ночной кошмар, после которого он проснулся в слезах. Сон, повторяющийся и по сей день, воспроизводил ритуал экзорцизма, которому он подвергся двумя годами ранее в освещенном свечами кабинете его пастора. Священник вместе с тремя другими служителями церкви Собрания Господнего отчитывал его, смазывая ему лоб елеем и нажимая на его грудную клетку. Под стул Сервантеса поставили металлическое ведро для рвоты. Через два часа участники ритуала стали говорить на непонятных языках.
"Я свалился со стула на пол и начал рыдать, - говорит Сервантес. - Я тоже начал говорить на неизвестном языке. Мое тело стало дергаться. Я был полностью уверен, что меня заставляет это делать демон". Он вспоминает, что произносил следующую мантру: Shandra si piara ma lalio shandrasi. И до сих пор он не имеет представления, что это значит. Через некоторое время мужчины помогли Сервантесу встать. "Они все обняли меня, - говорит он. - И мы вместе стали плакать".
Две недели спустя, когда Сервантес понял, что ему нравится другой студент, он обвинил во всем себя. "Я почувствовал, что обманул надежды Бога, - говорит юноша. - Ничто, даже экзорцизм, не может излечить меня. Я представлял, что должен идти в ад. Я начал думать о самоубийстве. Я полностью возненавидел себя".
В конце концов он обратился за помощью. Психотерапевт сказал ему, что его депрессия вызвана подавленным травматическим опытом. Как только начались ночные кошмары, память постепенно стала возвращаться к нему. "Так я и начал вспоминать ритуал, - говорит Сервантес. - Каждый раз во сне я вспоминал новую деталь". По мере распутывания этого клубка Сервантес стал худеть, он проводил все время в постели, и у него появились симптомы гриппа.
Сервантес, студент Университетского центра в Риверсайде, сейчас смирился со своей ориентацией и является искренним христианином. Он не поминает злом священника, который провел ритуал его освобождения. "Он действовал из любви, - считает юноша. - Он сделал это, потому что заботился обо мне. Но он принес больше вреда, чем пользы".
Освобождение всегда было частью духовной жизни Кевина Робинсона, как и миллионов американцев, которые верят, что демоны могут вызвать расстройства пищевого поведения, супружескую неверность, пагубные пристрастия и другие греховные деяния. "Меня освободили от многих вещей, - говорит Кевин. - У меня были очень сильные головные боли, и меня от этого отчитывали. Моя мама сказала, что я слишком много лгал, и она отчитала меня от этого".
Кевин - давний член церкви Храма Святого Духа. В семье он является третьим из пяти детей и вырос в 15 минутах езды от Энфилда, Коннектикут. Его дядя возглавлял приход более 20 лет. Его мать является старостой, а отец, Бертрам (Bertrum), имеет сан священника.
Вивиан Робинсон не верит, что Кевин родился геем. "Бог не делает ошибок никогда", - говорит женщина. Она верит, что насильник передал дух гомосексуальности ее сыну, когда тому было 16 лет. Кевин признает, что изнасилование действительно было, но отрицает, что стал геем из-за него.
"Неправда", - возражает мать. Во время их спора она открывает Библию на тех главах, которые, по ее мнению, доказывают, что гомосексуальность является гнусностью и грехом.
К удивлению Кевина, его отец проявил спокойствие, когда Кевин совершил камин-аут. "Все нормально", - вспоминает Кевин слова отца.
Однако кто-то из членов церкви наткнулся на страничку Кевина на MySpace, где он ясно дал понять о своей ориентации, и сказал об этом его дяде, пастору Стоволлу. Жена Стоволла, умершая в прошлом году, была первой, кто спросил Кевина, хочет ли он освободиться от этого.
"Я сказал нет, - вспоминает Кевин, - потому что не думал, что это имеет отношение к освобождению". Но как-то раз в воскресенье парень начал сомневаться. Напуганный тем, что им и правда может владеть демон, Кевин вышел вперед, когда Стоволл вызвал его на молитву. Стоволл и восемь других священников возложили руки на тело и голову Кевина и сильно надавили.
"Во имя Иисуса, ты должен выйти!, - воскликнул Стоволл. - Сейчас! Отпусти его!"
Кевин упал на пол. По понуждению дяди Кевин попросил Христа помочь ему. "Иисус, Иисус, Иисус, Иисус", - повторял Кевин.
"А потом я прекратил причитания, - спокойно вспоминает Кевин. - Я встал. Я не знаю почему, но я чувствовал себя по-старому". Ему продолжали нравиться мужчины.
Это была первая попытка со стороны церкви изгнать демонов гейства, которые, как считалось, вселились в Кевина.
"Другим способом исцеления было призвать Святой дух, - говорит он. - Это когда ты призываешь Иисуса раз за разом, и ты очищаешься - Господь нисходит и наполняет тебя Святым духом, при этом у тебя идет пена изо рта".
Кевин припоминает, что один раз у него пошла пена изо рта. "Это что-то вроде слюны, но они считают, что это из тебя выходит грех, - объясняет Кевин. - Ты очищаешься. В тебя вошел Святой дух".
Кевин несколько раз говорил на непонятном языке. Это явление, известное как глоссолалия, является загадочным и весьма спорным. Для верующего, это - святой язык, переданный Богом. Для скептика, это бессмысленная, но структурированная смесь звуков. Со своей стороны Кевин верит, что это - божественный дар. "У тебя поднимается настроение, - говорит юноша. - Ты чувствуешь, что внутри тебя сила Господня. Ты ... счастлив". Однако при этом ты не обязательно становишься натуралом.
После каждой очередной неудачной попытки изгнания демонов гейства Кевин впадал в глубокую депрессию. Мать заставила его прекратить встречаться со своим бойфрендом - "единственным человеком в мире, который мог меня понять". Кевин, рост которого в то время был около 170 см, стал терять вес и похудел до 50 кг. Как-то раз в школе у него произошел нервный срыв - он не мог есть, не мог сидеть, ему казалось, что его голова вот-вот взорвется. Вскоре после этого его поместили на три месяца в детскую больницу в Хартфорде.
Когда он вернулся домой, он начал экспериментировать с переодеванием в женскую одежду, что разозлило его отца. (Бертрам Робинсон отказался давать интервью для этой статьи.) "Он сказал, чтобы я был мужчиной и повзрослел, - говорит Кевин. - Прекрати вести себя как девчонка. ... Прекрати вести себя как извращенец".
Как-то раз, когда Кевину было 18 лет, он пришел на службу среди недели переодетым - на нем был темный со светло-коричневым отливом парик, обтягивающие женские джинсы и черная декольтированная женская блузка. Старосты церкви не позволили ему войти внутрь здания. На следующую неделю его тетя попросила, чтобы он прошел ритуал экзорцизма, но он отказался.
Кевин подслушал, как его отец говорил по телефону другу: "Теперь мой сын думает, что он - женщина". Позже Кевин вернулся домой и увидел, что отец был просто в ярости. "Убирайся из моего дома немедленно", - вспоминает Кевин крики отца. Он собрал вещи и ушел.
Ту ночь он провел в приюте для бездомных в Хартфорде. Парень спал на диване вместе с наркоманами. И вскоре он вновь обратился к школьному психотерапевту. "Она решила, что мне снова надо лечь в больницу, - продолжает Кевин. - Потому что я был не совсем в здравом уме. У меня были панические атаки. Часто я просто лежал, а потом неожиданно вскакивал и не мог дышать".
Во время шестимесячного пребывания в детской психиатрической больнице штата Кевин присоединился к группе поддержки, которая помогла ему примириться со своей сексуальной ориентацией. После выписки он решил снять отдельную квартиру и поступить в колледж. Сейчас он живет один, в квартире с небольшим количеством мебели в доме без лифта в Виндзор Локс, штат Коннектикут. Кевин любит петь, и он является первокурсником муниципального колледжа в Манчестере, изучает музыку и пение. Он не скрывает своей ориентации перед сокурсниками. Иногда он наносит на лицо макияж, но уже прошел фазу переодевания в женскую одежду. Я спрашиваю Кевина, уверен ли он сейчас на 100%, что быть геем - не грех.
"Не на все сто, - отвечает он. - Я все время буду думать об этом. Наверное, я так воспитан. Ты и представить себе не можешь, сколько раз я слышал в молитвах, что гомосексуальность является грехом, что за это горят в аду. Забавно, что никто в церкви не хотел просто сесть и объяснить, почему это так. Они просто хотели избавиться от этого, совсем".
Вивиан Робинсон признает, что у ее сына все еще есть гомосексуальные чувства, но она не собирается проводить с ним еще один ритуал освобождения. По ее словам, она любит его и очень расстроилась из-за того, что проповедница из Джорджии унижала ее сына в церкви. "Бог никого не ненавидит, - говорит Вивиан. - Бог всех любит". Она считает, что многие из проблем в ее семье были из-за возраста Кевина. Он был трудным подростком, который с возрастом изменился. С тех пор, как он стал жить отдельно, их отношения улучшились. И она признает, что, возможно, позволит Кевину - вместе с Господом - идти своей дорогой. "Сейчас я действительно смотрю на некоторые вещи по-другому, - говорит Робинсон. - Я поняла, что человек должен хотеть, чтобы над ними провели обряд освобождения".
В середине апреля Кевин вернулся в церковь вместе со своей семьей. Он снова поет в хоре и каждый четверг ходит на репетиции. Больше он не подвергался обряду освобождения, но, по его словам, догма осталась такой же. "Они хотят, чтобы я изменился. И возложили на меня кучу запретов. Теперь мне нельзя делать то, нельзя делать это. Я опять чувствую себя разбитым. Возможно, я никогда не стану Мистером Совершенство в глазах моих близких".
Я спрашиваю Кевина, согласился бы он стать натуралом, если бы мог. "Да, согласился, - отвечает он, не раздумывая. - Я не вру - я бы хотел соответствовать и быть принятым моим окружением".