Некоторые христиане-пятидесятники полагают, что ритуал освобождения может изгнать демонов, вызывающих гомосексуальность. По-настоящему же шокирует то, что богобоязненные геи продолжают соглашаться на подобное травмирующее действо.
Проповедница приехала из Джорджии. Она стояла в церкви Храма Святого Духа и призывала выйти вперед некоторых прихожан. В это февральское воскресенье примерно 100 прихожан пришли в белостенное святилище пятидесятников, расположенное на лесистом холме позади дилерского центра BMW. Среди них был 20-летний Кевин Робинсон (Kevin Robinson). Он поднялся со своей скамьи, прошел по бледно-лиловому ковру и встал в ряд людей перед проповедницей. Он хотел, чтобы известная проповедница его отчитала в соответствии с распространенной традицией пятидесятников. Единоверцы Кевина считают, что устами проповедника говорит Господь, и он может предвидеть будущее.
"Сейчас у меня в голове много мыслей, я не могу сконцентрироваться, - объяснил Кевин женщине по имени Мэри. Ей было сильно за тридцать, она была худа и носила черное одеяние. - Вы не могли бы меня отчитать?"
"Ты гей?", - задала вопрос проповедница.
Тихим и кротким голосом Кевин признался, что он гей.
"Говори громче, - приказала женщина. - Я тебя не слышу".
Да, повторил Кевин.
"Тебе надо избавиться от гомосексуальности", - сказала проповедница в микрофон, чтобы ее услышала вся церковь. Кевин смутился, но остался на месте. Это была не обычная проповедница, ее устами говорил Господь. В соответствии с церковной догмой, гомосексуальность является грехом, навязываемым людям демонами, которые овладевают их телами и заставляют их действовать вопреки воле Господней. Этих злых духов могут изгнать те, кто обучился духовным битвам и ритуалу, который христиане-пятидесятники называют освобождение. Возможно, Кевин полагал, что эта проповедница наконец-то избавит его от демонов.
Проповедница возложила руки на Кевина и начала его отчитывать. "Изыди, изыди!, - кричала она. - Во имя Иисуса, я приказываю тебе выйти! Ты освободишь его прямо сейчас!"
Кевин закрыл глаза и подумал: "Со мной что-то не так. Я должен измениться". Где-то в душе он верил, что это проповедница сможет сделать то, что никто другой не смог сделать во время предыдущих попыток избавления - превратить его в гетеросексуала. Однако проповедница продолжала кричать и смотрела на него с отвращением и презрением, в то время как ее причитания становились все более агрессивными. Даже сейчас Кевин не может заставить себя повторить самые обидные вещи, которые она сказала. Вскоре он начала плакать. А потом, когда проповедница все еще пыталась изгнать из него демонов, он потерял сознание и упал. Придя в сознание, он встал и вернулся на свое место. Его стыд перешел в гнев. Он собрался с мыслями и понял, что не изменился - ему все еще нравились мужчины. В прошлом обряд освобождения проводили с ним члены его семьи - его мать, тетя или дядя, церковный пастор. На этот раз это был чужой человек, и она совершила перелом в его сознании. Больше никогда, решил он, он не позволит, чтобы с ним обращались таким образом.
Это была, по подсчетам Кевина, по крайней мере, десятая попытка с 16 лет, когда он подвергся процедуре гей-экзорцизма.
Невозможно узнать, сколько молодых геев прошли через этот обряд в тысячах церквях пятидесятников и евангелистов по всей стране, в которых, наверняка, не везде отказались от этой практики. Однако, работники, занимающиеся проблемами молодежи, говорят, что они регулярно сталкиваются с последствиями подобных ритуалов. И не только в тех частях страны, где евангелисты традиционно сильны. Церковь Кевина Робинсона расположена в Вест Спрингфилде, Массачусетс, рядом с границей с Коннектикутом, причем однополые браки являются легальными в обоих штатах.
В июне прошлого год на YouTube появилась видеозапись с тем, как священник в Бриджпорте, Коннектикут, изгоняет демона из подростка-гея. На этой записи пастор и, по крайней мере, три прихожанина надавливали на живот мальчика - иногда руками, иногда ногами, иногда зажимали его со спины - до тех пор, пока его не стало рвать. "Истинные цвета" (True Colors), некоммерческая организация поддержки молодых геев из Хартфорда, сообщила об этом в департамент штата по делам детей и семьи. Позже мальчик, снятый на видео, сказал, что ему не причинили вреда и что он больше не гей, и скандал был замят. Но это был не единичный случай. "По крайней мере, один или два раза в месяц мне звонит кто-нибудь, подвергнувшийся обряду экзорцзма, - говорит Камора Херрингтон (Kamora Herrington), программный директор по наставничеству организации "Подлинные цвета". - И никто не хочет верить, что подобное происходит в прекрасном светском Коннектикуте".
Петерсон Тоскано (Peterson Toscano), христианский активист, гей, прошел три обряда экзорцизма прежде, чем смирился со своей ориентацией. Один был в районе Гринпойнт в Бруклине, другой - в квартире в Вест Сайде Манхэттена, которая принадлежит Джоанн Хайли (Joanne Highley), управляющей христианской миссией L.I.F.E. Во время этого ритуала Хайли заставили лечь на ее кровать, затем она села рядом и стала нажимать на его тело, приказывая демонам выйти через рот и анальный проход. До того, как ритуал закончился, Тоскано, который, по его словам, был унижен действиями Хайли, прекратил все это и ушел из квартиры. Хайли не ответила на просьбы дать интервью, но ранее она заявляла, что ее действия направлены на "очищение и обуздание силы демонов ... в гениталиях, конечно же, в анальных каналах, в кишечном тракте, в горле и устах, если в этих областях были богопротивные отложения семени - мы очищаем кровью Христовой, и мы изгоняем демонические силы". Некоторые из практиков освобождения верят, что демон имеет как физическую, так и духовную форму, и его можно выгнать через отверстия, таким образом, ритуал можно считать успешным, если пациент блюет, отхаркивается мокротой или, в редких случаях, опорожняет свой кишечник.
Многие из тех, кто подвергается обряду очищения, являются несовершеннолетними, поэтому критики, например, Херрингтон и Тоскано, задаются вопросом, а не имеет ли здесь место жестокое обращение с детьми. "Сказать очень молодому человеку, что в нем живет зло, что он является передвижным домом злых духов - очень и очень опасно, - говорит Тоскано. - Это одно из самых ярких проявлений гомофобной риторики в церкви".
Даже некоторые христиане, которые не терпят гомосексуальное поведение, проявляют беспокойство по поводу данной практики. "Это опасно, - говорит преподобный ДЛ Фостер (DL Foster), священник из Атланты, который называет себя экс-геем, хотя он и признает наличие гомосексуальных желаний, но молится против толерантности в отношении геевского образа жизни. - Эти ритуалы могут спровоцировать саморазрушительное поведение. ... Если тебе сказали, что тобой овладел демон, и ты не в силах ничего с этим поделать, в конце концов, ты принимаешь это".
Прокуроры и представители организаций по охране детей неохотно вмешиваются в религиозные ритуалы, учитывая защиту, предоставленную Первой поправкой к Конституции. Например, в октябре 2005 г. подростка по имени Ди Джей Батлер (D.J. Butler), закованного в наручники, отец привез в скандально известный христианский лагерь в штате Теннеси, которым управляет группа под названием "Любовь - это действие" (Love in Action). Целью лагеря является переделка молодых гомосексуалов в натуралов. Власти штата расследовали данный инцидент, но решили, что у них нет юридических причин для запрета группе руководство лагерем.
Джек Дрешер (Jack Drescher), старший доцент клинической психиатрии Медицинского колледжа Нью-Йорка и эксперт по вопросам сексуальной ориентации, подчеркивает, что для вмешательства властей может быть прецедент. "Некоторые суды вынесли решения, что группа "Христианские ученые" (Christian Scientists), которые отказываются от лечения своих детей традиционной медициной по религиозным причинам, могут быть обвинены в преступной халатности, если ребенок умирает, - говорит Дрешер. - Поэтому никакие религиозные действия не могут быть оправданы, если они причиняют вред детям".
Однако до сих пор в США не было случаев оспаривания обрядов гей-экзорцизма, также как и не было проведено никаких исследований психологического влияния данной практики, без чего выдвигать какие-либо обвинения не представляется возможным. "Прежде чем толковать это как жестокое обращение с ребенком, надо провести определенные эмпирические или научные исследования, доказывающие, что экзорцизм причиняет вред", - говорит Дрешер.