На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Вагинороссияне
Вы, наверно, помните такую историю из учебников: давным-давно жил философ Джордано Бруно. Он утверждал, что Земля круглая и что она вращается вокруг Солнца. Это, естественно, очень обидело верующих, святую церковь и вообще общественность. За что его, собственно, и сожгли на костре. А через 300 лет выяснилось, что он, оказывается, был прав, а все были дураки. Но было уже поздно.
Суд над Pussy Riot чем-то напоминает средневековые суды инквизиции. Обвинение постоянно повторяет про "оскорбление чувств верующих", а консервативное общественное мнение явно требует расправы. Конечно, этот суд сделал девушек мировыми звездами, но это, к сожалению, не может уберечь их от тюрьмы. Многочисленные деятели культуры и науки из самых разных стран, от Эльдара Рязанова, Людмилы Улицкой, Мадонны, Йоко Оно и Red Hot Chili Peppers до Венской Академии изобразительных искусств, Славоя Жижека и профессоров ведущих российских университетов выступают в защиту участниц группы. Но даже среди многих сочувствующих существует своеобразный консенсус, который выразил Юрий Шевчук, назвав место проведения акции "немного перебором". Сами участницы также признали, что проводить акцию в Храме было "этической ошибкой".
Так что же насчет этической стороны дела? Хорошо они поступили или плохо? И что насчет ЛГБТ? Должны ли российские ЛГБТ встать на сторону Pussy Riot? Если рассматривать действия панк-группы просто как пляски на алтаре, то выглядит это нелепо и даже оскорбительно. Но давайте разберемся, что же произошло в Храме Христа Спасителя 21 февраля.
Подобного рода акции против политики церкви не раз организовывались во многих странах мира. Феминистки и ЛГБТ-активисты всегда стояли плечом к плечу, протестуя против того, что церковь, используя свой моральный авторитет, пропагандировала репрессивную идеологию. Поэтому участницы Pussy Riot продолжают мировой тренд борьбы феминисток и ЛГБТ. Они являются очень немногими интеллектуалами в России, которые знакомы с идеями третьей волны феминизма и стараются популяризировать их в нашей стране.
О П Р О С : Какой приговор вынесут 17 августа участницам Pussy Riot?
В России, как и в Украине и в Белоруссии, ситуация сегодня напоминает США или Западную Европу 20-30 летней давности. Только проблемы перед нами стоят гораздо более серьезные. У нас не только церковь репрессивная, но и государство, и общество в целом. Церковь активно вмешивается в политику, призывая голосовать за Путина или заявляя, что настоящие православные не должны участвовать в публичных акциях протеста против фальсификаций выборов. В то же время с подачи государства идеология консервативных православных все больше получает поддержку в нашем и без того не самом свободном и открытом обществе.
Социологи называют происходящее патриархальным ренессансом; политологи - авторитарным синдромом. Постсоветский период в России, как ни странно, характеризуется не движением вперед, а возвратом к принципам традиционного уклада, когда в обществе царит дух маскулинности (фактически, поклонение грубой силе). В таком патриархальном маскулинном обществе существуют строгие негласные предписания, как должны себя вести мужчины и женщины. Мужчине, чтобы считаться настоящим мужчиной ("реальным мужиком", "пацаном" и т.д.) нужно обладать физический силой и наглой самоуверенностью. При этом необходимо постоянно ввязываться в конкуренцию с другими самцами, чтобы доказать свою маскулинность (Не напоминает никого из наших лидеров?). Женщине, наоборот, отводится роль пассивного объекта, которая должна в целом прислушиваться к мужчине. Чем сильнее в обществе выражена патриархальность, тем ярче проявляются эти стереотипы, и тем больше конформистов следуют этим стереотипным моделям поведения.
В силу этого, как утверждала Джудит Батлер, люди, не подчиняющиеся гендерным нормам, вызывают у окружающих конформистов что-то наподобие экзистенциальной паники. Эта паника и страх настолько велики, что некоторые гендерные конформисты предпочитают физически уничтожить угрозу, исходящую от неконформистов (феминисток или ЛГБТ). Но причины агрессии на самом деле кроются не в идеологии или религии, а в глубоком подсознательном страхе, неуверенности и дискомфорте, которые сами конформисты испытывают.
Кому-то такое состояние вещей может показаться нормальным, но, как доказывают исследования, культ грубой силы, гендерная поляризация, конформизм и общая агрессивность общества в России достигают размаха, которого нет практически ни в одной другой стране мира.
В силу этого, и у ЛГБТ, и у феминисток - общий враг. Это первобытный патриархат, мужской шовинизм, культ грубой силы. ЛГБТ, как и феминистки, пытаются видоизменить традиционные роли, говоря обществу, что нельзя и опасно топтаться на месте.
Говоря о моральном аспекте акции Pussy Riot, особенно странно слышать лекции по этому поводу от РПЦ, так как церковь не только дискредитируют себя, однозначно поддерживая коррумпированную власть, но и сама была не раз замечена в поведении, которое никак не вяжется с моралью. Ситуация, которая сложилась в РПЦ, ненормальна. И бороться с ненормальной ситуацией нормальными методами по меньшей мере глупо.
Допустим, Pussy Riot могли бы выступить на каком-нибудь телеканале с рассказом о том, как церковь срастается с коррумпированным государством, а значит, не может претендовать на ту нравственную роль, которую она себе приписывает. Но никто бы не стал их слушать! Все к этому привыкли до такой степени, что это никого не цепляет. К ненормальному быстро привыкаешь. Так вот в такие моменты нужен кто-то, кто смог бы залепить пощечину обществу, да такую, чтобы привести в чувство.
В экстраординарных обстоятельствах нужно действовать экстраординарно. Когда верхи ведут себя нагло и вероломно, неэтично требовать от низов оставаться "в рамках приличия". Как сказал Славой Жижек, бывает два типа цинизма: горький отчаянный цинизм тех, кого загнали в угол ежедневными насмешками и оскорблениями, и жестокий цинизм власть имущих, которые нарушают собственные провозглашенные принципы. Цинизм Pussy Riot он отнес к первому типу.
Возможно, кто-то себя и почувствовал оскорбленным от их действий. Но, если на одну чашу весов поставить феминисток, панков, ЛГБТ и активистов оппозиции, а на другую - церковь, государство и доминирующую мораль, то, во-первых, в совокупности первым приходится терпеть гораздо больше оскорблений, а во-вторых, монополия на силу и правду сейчас принадлежит церкви и государству, поэтому рассматривать действия Pussy Riot как оскорбление нельзя. Не та конфигурация силы.
Оскорбление возможно между двумя равными субъектами. Камень иракца, брошенный в американский танк, - это не нападение и не оскорбление, это защита. В ситуации, когда ты занимаешь заранее слабую и угнетенную сторону, твои действия представляют собой акт сопротивления. Морально оправданный акт. И поэтому я призываю поддержать настоящий гражданский поступок Pussy Riot.
Евгений Беляков Фото pussy-riot.livejournal.com 13 августа 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".