Опросы, проведенные в штатах Орегон и Мэн, свидетельствуют, что жители против того, чтобы предоставить гомосексуалам защиту в рамках законов о гражданских правах. Пентагон неизменно выступал против службы голубых в вооруженных силах. Вице-президент Дэн Куэйл провозглашает "традиционные семейные ценности". А Пэт Бьюкенен рассматривает гомосексуальность как лакмусовую бумажку, определяющую моральную чистоту.
Ничто так красноречиво не характеризует данный крестовый поход, как книга Бетт Грин "Смерть Стефана Джоунса" ("The Proving of Stephan Jones"). В процессе сбора материала г-жа Грин проинтервьюировала более 400 молодых людей, осужденных за гомосексуальное насилие.
Автор книги сказала в интервью газете Boston Globe, что насильники-гомосексуалы, как правило, не видят в своих действиях ничего предосудительного и при этом часто ссылаются на религиозные и традиционные допущения.
Христиане, выступающие против политического и социального равноправия гомосексуалов, почти всегда ссылаются на моральные предписания Библии. Они убеждены, что в Священном писании об этом сказано совершенно ясно и цитируют соответствующие строки, осуждая при этом тех, кто искажает ясные тексты, неправильно толкуя их содержание. В рассуждениях о гомосексуальности прибегают к девяти цитатам из Библии. Четыре из них (Второзаконие - 23,17; Первая книга Царств - 14, 24; Первая книга Царств - 22, 46 и Вторая книга Царств - 23,7) просто запрещают проституцию как среди женщин, так и мужчин.
Еще две (Левит, 18,19-23 и Левит, 20,10-16) - это часть того, что богословы называют Священным законом. Закон запрещает есть сырое мясо, сеять разные семена на одном поле, носить одежду, сотканную из разных видов пряжи. Также запрещаются татуировка, прелюбодеяние и половые сношения с женщиной во время менструации.
В Новом Завете ни в одном из четырех Евангелий нигде не говорится о гомосексуальности. Моральная проповедь Иисуса не касается этого вопроса.
Часто цитируются три отрывка из посланий св. Павла (К Римлянам, 1,26 - 2,1; Первое послание к Коринфянам, 6,9-11 и Первое послание к Тимофею, 1,10). Но св. Павел касался темы гомосексуальности только потому, что в греко-римской культуре он представлял собой мирскую чувственность, противоречившую его еврейско-христианскому духовному идеализму. Он был против чувственности и похоти в ком бы то ни было, в том числе - и в гетеросексуалах.
Сказать, что гомосексуальность - это плохо, поскольку гомосексуалы совершают сомнительные поступки, - все равно, что сказать то же самое и о гетеросексуалах. По св. Павлу, всякий, ставящий свои интересы выше Бога, подлежит осуждению.
Наконец, о Содоме и Гоморре. Вспомним, что это - притча не о сексуальном извращении и не о гомосексуальности. Она - о негостеприимстве, согласно Евангелию от Луки (10,10-13), и о нежелании поддержать нищих - по Иезекиилю (16, 49-50): "Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочери ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала". Считать, что история Содомы и Гоморры - о гомосексуальности, все равно, что рассматривать притчу об Ионе и ките как трактат о рыбной ловле.
Частично дело в интерпретации. Фундаменталисты и буквалисты - штурмовики, защищающие религиозные взгляды правых, - в ужасе от того, что "неверно интерпретируемое" Священное писание может подорвать веру в их ценности. Их страх есть свидетельство того, что ценности эти не были извлечены из Священного писания.
По существу, они читают Священное писание сквозь призму собственных предрассудков и предубеждений. Не заблуждайтесь - мы все так или иначе по-своему интерпретируем Библию.
Это все вещи столь значительные, что их нельзя оставить на рассмотрение одних лишь ученых и семинаристов. Наша способность судить о себе и других проистекает от нашей способности разумно интерпретировать Библию.
Для христиан чтение Священного писания - это не что иное, как признание деяний и воли Божьей, в том числе и по отношению к Христу. И освобождение от семантических уз важно в том смысле, чтобы мы не оставались только хранителями мертвой культуры, но были бы творцами нового.
Религиозный фундаментализм опасен, так как он не допускает разнообразия и многозначности, и поэтому изначально нетерпим к иным воззрениям. Подобная нетерпимость во славу добродетели - безжалостна - она использует политическую силу в тех случаях, когда не в состоянии обратить в свою веру. Нетерпимость опасна особенно в Америке, поскольку она антидемократична и подозрительна к "другим", которых считает извращенцами.
Но самая главная опасность фундаментализма состоит в том, что он, посредством преподобных Пэта Робертсона и Джерри Фолуэлла, а также сотен менее известных, но не менее воинственных клерикалов, использует Священное писание и практику христианства, заставляет обычных хороших люд ей действовать под влиянием их страхов, а не добродетелей.
К счастью, глашатаи правого религиозного крыла не выражают мнение всех американских христиан, и не им одним дано правильно понимать Библию. Та же Библия, что помогала защитниками рабства охранять их греховные эгоистические интересы, вдохновляла рабов на восстание и освободителей - на решительные действия.
Та же Библия, с помощью которой предшественники г-на Фолуэлла и г-на Робертсона охраняли белизну церквей, не допуская в них черных, вдохновила преподобного Мартина Лютера Кинга-младшего и служила стимулом социальной реформации шестидесятых.
Та же Библия, к которой прибегали антифеминисты, чтобы держать женщин в повиновении в церквах, эта же Библия проповедует освобождение плененных и учит, что во Христе нет ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного.
И та же самая Библия, которую используют, чтобы заклеймить всех гомосексуалов и любое проявление гомосексуальности, эта же Библия содержит метафоры искупления, обновления и любви - все то, что позволяет гомосексуалам исповедовать свою свободу и ответственность во Христе, а также требовать, чтобы их братья - христиане принимали их такими, каковы они есть.
Политическая набожность фундаменталистского правого крыла не должна проявляться в ущерб тем свободам, которыми мы дорожим. И в это лето - лето недовольства - мы должны особенно настойчиво отстаивать одну из наших главных свобод - свободу от предрассудка.