На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Безошибочность Библии
Мне кажется, вполне справедливо будет сказать, что большинство христиан - неважно, католики это, протестанты, православные, анабаптисты, или кто угодно еще - верят, что в целом их убеждения верны. Иначе зачем они?
...Это необязательно плохо. Нет ничего дурного в том, что придерживаться доктрины, которую человек считает верной. Тем не менее, многие - в основном протестанты, которые убеждены в безошибочности Библии - не просто имеют какие-то убеждения. Они абсолютно уверены, что их убеждения единственно верны. А это делает людей с другими убеждениями неправыми. Абсолютно, категорически неправыми.
В этой статье я не пытаюсь предложить какой-то подход к Писанию. Мне хотелось бы просто проблематизировать некоторые вещи для тех, кто верит в его безошибочность. Первый шаг к решению проблемы - это признать, что она есть. А безошибочность Библии - это проблема. Такой подход - это проблема.
Проблема 1. Иисус отходит на второй план
Если отправная точка богословского паломничества - безошибочная Библия, то мы начинаем путь не с Иисуса. А если мы начинаем не с Иисуса, а выбираем вместо этого начать с определенного взгляда на книгу - или, скорее, книгам - в которых рассказывается о нем, то как мы можем понять, как сам Иисус относился к его Писаниям - Ветхому Завету? Достаточно ли сказать, что "если он цитирует Писание, то он полностью признает его"? Это было бы очень безответственно с нашей стороны. Мы делаем очень существенное допущение, которое избавляет нас от необходимости задать вопрос: как он интерпретировал Писание? Был ли у него какой-то метод? Что он вообще считал "Писанием"?
Более того, если мы начнем с допущения о том, что все, сказанное в Библии - даже самые странные вещи - свидетельствует об истинной природе Бога, то мы будем вынуждены вслед за Павлом сказать, что Иисус - "вся полнота Божества телесно" (Колоссянам 2:9). Другими словами, признавая, что Библия полностью безошибочна, мы также признаем: любая богословская истина, сказанная Иисусом, оказывается погребена под остальным Писанием. Противоположный подход - читать Писание через линзы жизни, смерти, воскресения и вознесения Христа.
Проблема 2. Огромные социологические проблемы
Когда всякая закорючка в Писании признает безошибочной, перед нами встают проблемы реального мира. Обратитесь к девятой главе Евангелия от Иоанна. В ней Иисус с учениками встречают социального изгоя - слепого. Ученики спрашивают: "Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" Почему они вообще делают предположение, что кто-то согрешил?
Ну, такой способ мышления идет из пятой и двадцать восьмой глав Второзакония. Там все очень четко написано:
Втор. 5:9: Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
Втор. 28:18: Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
Втор. 28:22: Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.
Втор. 28:27: Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;
Втор. 28:37: и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь.
Что и говорить, если мы верим, что все слова Писания происходят лично от Бога, мы можем увидеть людей в нужде и признать, что они прокляты - как делали "друзья" Иова в соответствующей книге. Как делали многие во времена Иисуса. К сожалению, хотя мы и живем после пришествия Христа, мы продолжаем это делать.
Проблема 3. Нельзя избавиться от собственной субъективности
Неважно, какие объективные истины есть в Библии. Мы не можем прочесть их объективно. Мы не можем отказаться от собственного "я", и в любое чтение вносим собственную субъективность. Даже если бы Библия была написана лично Богом, если бы в ней не было ни одной исторической, антропологической, психологической и богословской ошибки, мы все равно не могли бы быть объективными при чтении. Во все интерпретации мы привносим собственные допущения.
Давайте рассмотрим один пример. Вспомним фразу Павла pistis Christou (Римлянам 3:22). Как ее переводить - "верность Христа" или "вера в Христа" спасает нас? Некоторые исследователи говорят, что верна первая трактовка, другие - что вторая. Что считать нам, не исследователям? Разница большая. Если "верность Христа" искупает мир, то спасение - это действие, которое совершает Бог. Если же нас спасает "вера во Христа", то спасение - это то, что Бог предлагает, а мы совершаем верой. Наш ответ зависит от целой армии факторов, в которые включены наши личные допущения и предположения.
Из этого следующий вопрос: в чем заключается "правильный" способ мышления о нашей "вере" в Иисуса? Как Господь говорит в Евангелии от Иоанна, он - "путь" к Отцу (Иоанн 14:6). Но как нам это трактовать? Как отмечает Майкл Мачуга в книге "Дорога с двумя мистиками", это может значить очень и очень многое. Во-первых, это просто-напросто может значить, что мы признаем существование Иисуса, признаем, что он тот, кем себя называет - так же, как можно верить в Санта Клауса. Или это может значить, что то, как он живет - его этика, политика, филосовия - модель, на основании которой мы строем собственную жизнь. И еще это может значить веру в то, что он действительно сделал то, что собирался - то есть, действительно победил смерть, грех и дьявола.
Но в итоге все эти проблемы (и многие другие) открыты для трактования, вне зависимости от того, считаем мы Библию безошибочной или нет.
Проблема 4. О какой Библии мы вообще говорим?
Когда мы утверждаем, что Библия безошибочна, какой канон мы имеем в виду? Это Библия из шестидесяти шести книг православного и протестантского канона? Или мы учитываем некоторые второканонические книги? Почему? Почему нет? Что бы изменилось, если бы мы включили книгу Еноха (как это, возможно, сделал Иуда Фаддей в своем послании)? Что, если бы в Библии было не 66 книг, а 80? Или 81, как в Эфиопской православной церкви?
Более того, являются ли безошибочными только оригинальные рукописи (которых у нас нет) или переводы тоже? Все? Даже противоречащие друг другу? Даже те, в которых нет некоторых стихов?
Проблема 5. В Библии этого не написано
В Библии просто нигде не написано, что она безошибочна (а даже если бы в ней это и утверждалось, это было бы доказательством через доказываемое. И не решало бы четвертую проблему). Да, есть забавная фраза во Втором послании Тимофею (3:16), но ее очень сомнительно использовать как доказательство безошибочности Библии.
На греческом эта фраза звучит как "Pasa graphe theopneustos kai". При переводе приходится делать выбор между двумя вариантами: "Все Писание богодухновенно" или "Все богодухновенное Писание [полезно для научения]" или "Все тексты, вдохновленные Богом [полезны]" или что-то еще. От ответа зависит многое.
И второе: у автора Послания не было того, что мы сейчас называем "Библией". Можно сделать вывод, что под "Писанием/писаниями" он имел в виду Еврейскую Библию - Ветхий Завет. То есть, нам нужно сводить Писание к этой части Библии?
Учитывая все это, даже если мы возьмем корпус текстов, называемый "Библией" и предположим, что весь "богодухновен", это не значит, что он безошибочен (или непогрешим). Да в Библии написано, что все человечество "богодухновенно"! Бог вдыхает душу в человека - но никто же не говорит, что человечество безошибочно! Оно очень далеко от этого!
Итог
Если вы не смогли увидеть проблемы с безошибочностью, которые вижу я - это понятно. Это просто вещи, с которыми я столкнулся, и из-за которых я поменял свои взгляды спустя 25 лет в консервативной церкви. Из-за этих проблем я ушел в пустыню деконструкции. Конечно, когда я вышел оттуда, то встретил Иисуса с Писаниями, и смог сидеть у Его ног. Но я не всегда знал то, что знал и хорошо понимаю, что чувствуют те, у кого я "пытаюсь отобрать Библию". Я не пытаюсь это делать, я просто озвучиваю проблемы, с которыми сталкиваются люди, задумываясь о "безошибочности Библии". Делайте с ними что хотите.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".