Любопытно, что далай-ламе принадлежат следующие слова: "Не принимай на веру услышанное только потому, что ты это слышал. Не следуй традициям только потому, что им следовали многие люди до тебя. Не верь убеждениям только потому, что в них верят многие. Не следуй за своими учителями только из уважения к их возрасту и авторитету... Но всё изучив и разобрав, когда поймешь, что деяние логично и послужит добру и благу твоему и всех прочих - тогда прими его и живи ради него". Подобные наставления могли бы стать путеводной нитью для многих геев и лесбиянок.
Далай-лама открыто выступал против дискриминации и жестокости в отношении сексуальных меньшинств и высказывался за соблюдение человеческих прав всех людей, независимо от их сексуальной ориентации. Тем неожиданней оказались ответы далай-ламы на вопросы по проблемам однополой любви, которые он дал на пресс-конференции, состоявшейся в июне 1997 года. Отметив, что с "социальной точки зрения" гомосексуальные отношения могут быть "взаимовыгодны, приятны и безвредны", далай-лама буквально тут же сообщил, что "с буддистской точки зрения лесбийские и гомосексуальные акты обычно рассматриваются как не должное сексуальное поведение". В своей книге "Вне догмы" (вышедшей примерно в то же время) далай-лама развил свою мысль, написав, что "гомосексуальность, будь она мужской или женской, сама по себе не является предосудительной. Безусловно предосудительно лишь использование в сексуальном сношении органов, очевидно не предназначенных для этой цели". Надлежащее использование подобных органов, согласно книге далай-ламы, это когда "пара пользуется только теми органами, которые созданы для сексуальных сношений, и никакими другими".
Стив Пескинд, один из основателей буддистского движения по борьбе со СПИДом в Сан-Франциско, не оставил без внимания заявлений далай-ламы по вопросам однополой любви. "Геи-буддисты всего мира, - сказал Стив Пескинд, - читают морализаторства далай-ламы, и недоумевают, что это, черт возьми, такое!" В своем открытом письме, появившемся вслед за книгой "Вне догмы", Пескинд отметил, что выводы тибетского лидера - явно непоследовательны, а вред они могут нанести существенный, поскольку очевидно, что комментарии авторитетнейшего у буддистов человека не раз будут использованы как анти-гомосексуальные аргументы.
Ева Херцер, глава международного юридического комитета и координатор конференции по борьбе против насилия в Сан-Франциско, утверждает, что "положения (в книге далай-ламы), которые кажутся дискриминационными по отношению к геям и лесбиянкам, на самом деле таковыми не являются. Они в равной мере применимы и к гетеросексуалам".
В самом деле, буддизм налагает запрет на гомо- и гетеросексуальный оральный и анальный секс, а также на мастурбацию. Буддисты должны воздерживаться от занятия сексом при определенных условиях; например, в полнолуние, днем, если женщина беременна или когда любовники находятся рядом со святынями и храмами. Перечисленные запреты действительно ориентированы на всех - и на гетеросексуалов тоже. Однако, во-первых, часть этих требований предъявляется преимущественно буддистам-монахам, и не обязательно должна иметь отношение ко всем остальным буддистам. Во-вторых, буддизм не учит, в отличие от других мировых религий, что гомосексуальная ориентация верующего должна служить основанием для его причисления к "грешникам" или препятствовать получению им духовного сана. В буддистских текстах нет специальных поучений для геев и лесбиянок. Точнее, их не было, пока не появилась книга далай-ламы "Вне догмы" - именно поэтому подобная позиция духовного лидера миллионов буддистов не столь безобидна, как хотелось бы верить многим последователям этой религии.
СОДЕРЖАНИЕ