Во многих странах геи и лесбиянки играют свадьбы, независимо от того, признают ли власти этих государств однополые браки или партнерства. А если признают?..
А если признают, то вдвойне интереснее, как там все устроено. О брачных обрядах ЛГБТ рассказала News York Times.
В 2004 году канал MTV показал документальный фильм о жизни двух однополых пар - женской и мужской, - которые готовились к свадьбе в штате Массачусетс. Мужская пара, 22-летние Аарон Пайк Шейнвальд (Aaron Pike Shainwald) и Стивен Шонберг (Stephen Schonberg), стали сорок четвертой однополой парой, вступившей в брак в Массачусетсе. За этим наблюдала вся Америка.
Аарон и Стивен познакомились за два года до этого в ночном клубе Бостона на популярной гей-вечеринке. Их первое свидание "продолжалось три дня", как рассказал мне Аарон, а девять месяцев спустя они стали жить вместе. В то время оба были студентами колледжа, но поскольку их отношения стали серьезными, они захотели узаконить их. "Мы хотели вступить в брак и посвятить друг другу свою жизнь", - сказал Аарон (Стивен отказался давать интервью для этой статьи).
Через полтора года семейной жизни они стали отдаляться. В течение года пара посещала психотерапевта, специализирующегося по вопросам семейных отношений, но вскоре Стивен потребовал развода. "Мы действительно упорно работали над тем, чтобы сохранить отношения, - рассказал Аарон. - Но он решил, что нам нужно расстаться. Иногда трудно не чувствовать себя неудачником. Ведь люди, которые видели тот фильм, по-прежнему продолжают останавливать меня на улице и спрашивать, как там наша семейная жизнь. А я лгу им, отвечая, что все прекрасно. Если тебе 26 лет, ты - гей, и уже разведен, это, знаете ли, о-о-о-очень занятно!"
С Аароном я познакомился на вечеринке, устроенной Джошуа и Бенджамином. Он пришел на нее вместе со своим новым бойфрендом, приветливым 50-летним мужчиной ("Хватит с меня молодняка!" - шутил по этому поводу Аарон). Так случилось, что этот человек тоже был разведен. Впрочем, в его случае ситуация была гораздо более обычной, поскольку ранее он был женат на женщине. Как сказал когда-то гей-комик Джейсон Стюарт: "Эй, гетеросексуалы! Если вы позволите нам жениться друг на друге, мы перестанем жениться на вас!"
Аарон расстраивался по поводу того, что не знал других молодых разведенных геев. Вот почему мне почудилось, что он пришел в восторг, когда несколько месяцев спустя я позвонил ему и рассказал о Джордже, 26-летнем гее, который недавно развелся с мужем. Я предложил Аарону встретиться с Джорджем, чтобы поговорить.
Встреча состоялась в одном из кафе Бостона. Аарон и Джордж делились друг с другом своим уникальным опытом: "Я думал, что я один такой! - Я тоже!" - шутливо извинялись они за то, что увеличили статистику разводов в штате Массачусетс, которая, к слову, является одной из самых низких по стране.
"Ирония судьбы заключается в том, что я в развод не верю, - сказал нам Джордж. Высокий, красивый, темноволосый, он сидел у окна в своей рабочей одежде - черные брюки и темно-синий жилет поверх голубой рубашки. - Я был воспитан как католик, я учился в католической школе, мои родители постоянно напоминали мне об этом. Я изо всех сил пытался сохранить свой брак, но в конечном итоге мы пришли к выводу, что это невозможно".
Джордж все еще хочет понять, когда именно его брак дал трещину. Он заключил его всего четыре года назад, когда ему было 22, в тот период, который он называет "беззаботной жизнью после окончания колледжа". По словам Джорджа, серьезных отношений он не искал - они сами нашли его, когда Джордж влюбился в парня чуть постарше себя. Их познакомили общие друзья.
"Я тогда думал: ничего себе! Как жаль, что я не встретился с тобой восемь лет назад! - вспоминает Джордж. - Но мы встретились именно тогда, когда нужно было, и я хотел остаться с ним. Я знал, что должен повзрослеть для того, чтобы строить серьезные отношения, и я повзрослел очень быстро".
Пара зарегистрировала однополый союз в Калифорнии, а год спустя переехала в Массачусетс, где в 2006 году вступила в официальный брак в городке, где Джордж вырос. На церемонии присутствовало около сотни гостей. Большинство из них - члены семьи и друзья. Многие из них без восторга относились к этому браку. "Они придумывали тысячу способов для того, чтобы напомнить нам, что наши отношения не могут считаться такими же, как и гетеросексуальные. Даже при том, что мы состоим в законном браке, - сказал Джордж. - Чего бы это не касалось: вопросов федерального налогообложения, или того, что в других штатах наш брак не признаётся. Или просто возможности идти по улице, держась за руки и не становясь при этом объектом насмешек. Мне кажется, что в наши отношения мы привнесли чувство укоренившегося социального "позора". Вы можете не понимать этого, можете отрицать, но, как бы там ни было, это чувство все равно вас преследует".
И Джордж, и Аарон утверждают, что частично их стремлению вступить в брак способствовало и то, что они хотели "доказать миру", как выразился Джордж, что отношения геев могут быть постоянными и долговременными. "Я действительно хотел стать примером для своей собственной семьи и своих гетеросексуальных друзей, доказав им, что идея гей-брака работает", - говорит он.
Дэн Севидж, сексолог, рассказывал, что его волновала проблема того, что некоторые молодые геи из Массачусетса могли ринуться к алтарю лишь затем, чтобы утвердиться в глазах родственников. "Когда-нибудь наши отношения начнут уважать, если мы будем вместе, - так прокомментировал эту ситуацию Севидж. - Лишь продолжительность отношений способна вызвать хоть каплю уважения к нашим чувствам. Гетеросексуальные пары всегда имели возможность законно жениться. И теперь я волнуюсь, что некоторые гомосексуальные подростки, отчаявшись заработать уважение к своей гомосексуальной любви, будут заключать браки лишь ради этого, задаваясь вопросом: "Насколько сильна моя любовь? Мы познакомились всего пять месяцев назад - и уже семья. Зато теперь все должны нас уважать!"
Джордж утверждает, что никакого уважения не искал, когда сообщил своему дедушке о намерении вступить в брак. "После того, как я обручился, все кричали, что готовы сквозь землю провалиться от стыда, - рассказывает он. - Но однажды я пришел к дедушке и сказал: "Знаешь что? Я собираюсь выйти замуж за мужчину, которого люблю, поэтому решайте сами, хотите ли вы оставаться частью моей жизни. Я не собираюсь отказываться от своего выбора из-за вас". На это дедушка ответил: "Ладно, я и впрямь не могу этого понять, но ты действительно его любишь?" Я сказал, что да. И тогда дед произнес: "Я знаю, что такое любовь, поэтому хочу познакомиться с ним и узнать о вас побольше". Вот почему я до сих пор не могу заставить себя рассказать ему о разводе".
В тот день, когда мы встретились в кафе, Джордж подписал документы по разделу совместно нажитого в браке имущества. Бывшему мужу достался дом, Джорджу - машина, часть средств и картины. "Все, что я потерял при разводе, - этой мой кот, - сказал на это Аарон. - У нас было не так много совместного имущества, чтобы возникли серьезные проблемы по его разделу. Теперь мой кот живет с бывшим мужем в Лонг-Айленде".