Во многих странах геи и лесбиянки играют свадьбы, независимо от того, признают ли власти этих государств однополые браки или партнерства. А если признают?..
А если признают, то вдвойне интереснее, как там все устроено. О брачных обрядах ЛГБТ и их нравах рассказала News York Times.
Для того, чтобы разобраться в этом, я потратил несколько месяцев, общаясь с состоящей в браке молодежью, в том числе с гей-парами вроде Джошуа и Бенджамина. Все они имели высшее образование и принадлежали к белой расе. Результаты исследования, проведенного в 2008 году, демонстрируют, что большинство геев и лесбиянок, заключающих браки в Массачусетсе или гражданские партнерства в Вермонте, Калифорнии, а также других штатах, где в той или иной форме возможна регистрация однополых союзов, по большей части являются "кардинально европейскими американцами".
Несмотря на то, что в Массачусетсе заключается гораздо больше лесбийских, нежели геевских браков, в которых партнеры моложе 29 лет, я собирался сосредоточиться именно на мужских молодых семьях. Поскольку мотивы, которые движут лесбиянками и геями при создании постоянных партнерств, часто оказываются различными. "Женщины - гетеро- или гомосексуальные, - стремятся к созданию семьи гораздо раньше, чем мужчины", - говорит Дэн Севидж (Dan Savage), автор книги "Партнерские обязательства", в которой он рассказывает о дискуссиях по вопросу гей-браков и решении заключить брак со своим давним партнером.
Гэри Гейтс (Gary Gates), специалист в области демографии, изучающий тенденции, присущие гей-лесбийскому сообществу, добавляет, что "лесбиянки с большей вероятностью захотят вступить в партнерские отношения, нежели геи, и гораздо раньше обнаружат стремление к постоянству, захотят завести детей, а это - серьезная мотивация к тому, чтобы вступить в брак".
Однако я задавался вопросом: что мотивирует к этому первое поколение геев, имеющих возможность заключить легальный брак?
В один из октябрьских вечеров я сидел вместе с Марком и Вассилием в ресторане, где Вассилий когда-то работал официантом. Своим бывшим сотрудникам он рассказал о помолвке совсем недавно, и две официантки подошли к нашему столику, чтобы поздравить пару. Высокий, ребячливый, с полным губами и приветливым характером, Вассилий сиял от радости, постоянно пододвигая стул поближе к своему элегантному темноволосому возлюбленному.
Год тому назад они познакомились в этом же ресторане. "Когда он впервые появился у нас в компании своих друзей, я подумал, что он симпатичный, - вспоминает Васслий. - Но один из его приятелей попытался залезть в ресторан через окно вместо того, чтобы как все приличные люди войти через дверь, поэтому я на них накричал".
"Я упрям как осел, - смеется Мак. - И извиняться не собирался. В течение следующего месяца, появляясь в этом ресторане, я бросал в его сторону многозначительные взгляды".
В конце концов Вассилий сдался и назначил Марку свидание. После него последовали другие, а год спустя они решили объявить о помолвке. По словам Вассилия, они стали не только партнерами, но и лучшими друзьями, и планируют быть вместе до конца жизни. "Так почему бы нам не заключить брак? - говорит он. - Я всегда знал, что хочу провести жизнь с одним человеком. И этого человека я встретил". Кроме того, оба они хотят стать молодыми отцами и собираются усыновить ребенка еще до того, как обоим исполнится 30. Большинство пар, с которыми я беседовал на эту тему, также сказали, что хотели бы иметь детей.
Никакого формального обмена кольцами не было, никаких романтических ужинов, сопровождаемых падением на одно колено с предложением руки и сердца. Пышной свадебной церемонии они также не планировали. Когда я спросил, почему, они сказали, что подобные эскапады им не нужны. "Нам не кажется, что мы обязательно должны выполнить все необходимые формальности, - объясняет Вассилий. - Мы не подражаем образцам лишь для того, чтобы обручиться или вступить в брак".
Вассилий говорил, что не знает, как отреагируют на сообщение о желании вступить в брак их родители "Они в курсе, что Марк - мой бойфренд, однако моя гомосексуальность - не та вещь, о которой мы очень много говорили. Мне кажется, что родители захотели бы присутствовать на брачной церемонии, но быть в этом уверенным до конца я не могу".
Марк утверждал, что сомневается в благосклонности своих родителей. "Моя мама знает, что я люблю Вассилия, однажды она спросила: "А почему бы вам, ребята, не пожениться?" И я ответил: "Может быть и поженимся!" Но это были лишь разговоры, в действительности же я не знаю, насколько радостно они воспримут тот факт, что заключу брак с парнем, поскольку им всегда хотелось, чтобы я женился на девушке. Скоро я расскажу им о своем намерении. Просто хочу, чтобы к тому моменту все уже было распланировано".
Марк говорил вовсе не о планировании свадьбы, а о том, что хочет досконально изучить обстановку и предугадать все возможные реакции, которые вызовет их сообщение о намерении вступить в брак. В то время оба парня жили вместе с родителями - Вассилий вернулся в отчий дом из съемной квартиры, чтобы сэкономить деньги.
Я поинтересовался у Марка и Вассилия, не считают ли они свое решение вступить в брак слишком поспешным? Не следовало бы им пожить вместе хотя бы год на предмет выяснения совместимости? Оба посмотрели на меня с таким видом, словно хотели сказать: "Ты, должно быть, ничерта не понимаешь в том, что такое настоящая любовь!" Как это свойственно многим молодым парам, полностью поглощенным друг другом! "Мы знаем, что все у нас будет прекрасно, - сказал Вассилий, поглаживая спину Марка. - Мы любим друг друга, и это - все, что имеет значение".
"Мы уверены в своей совместимости, - добавил Марк. - Мы много думали о распределении семейных ролей и обязанностей. Я буду убирать, Вассилий - готовить".
"Я люблю заниматься стиркой и утюжкой, - продолжал Вассилий. - Он любит возиться в саду".
"Не думаю, что кто-то из нас будет исполнять исключительно женские функции", - произнес Марк.
При этом они особо отметили, что предприняли одну очень важную и абсолютно "традиционалистскую" вещь - поклялись друг другу быть моногамными. "Я знаю, что многие гей-пары, которые провели вместе некоторое время, превращают свои отношения в открытые, - говорит Марк. - Но мы этого делать не собираемся. Я хочу сказать, что мы не стали бы заключать брак, если бы не планировали оставаться моногамными. С моей точки зрения, это - одна из фундаментальных основ брака".
Вопрос, важный для многих молодых гей-пар. Фредерик Хертз (Frederick Hertz), адвокат и соавтор книги "Юридический справочник для лесбийских и геевских пар", который помогает однополым парам любого возраста заключать брачные контракты, рассказал мне, что наиболее жаркие споры у геев возникают в процессе подготовки к свадьбе именно тогда, когда разговор заходит о моногамии. "Я очень часто слышу подобные разговоры в своем офисе, - говорит Хертз. - Дескать, если ты мне изменишь - не жди никаких алиментов! Мне приходится слышать такие слова от геев старшего возраста, которые порой проводят границу между эмоциональной привязанностью и сексуальной верностью. Бывает, что дискуссии о моногамии заводят молодые гей-пары. Однако они случаются гораздо реже. Таким образом, молодые геи в этом отношении гораздо больше похожи на гетеросексуалов, нежели на геев старшего возраста".