На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Русское подполье: политика и новые религиозные ортодоксы
"Большое видится издалека", - не знаю, уместна ли в данном случае эта поговорка, но с тех пор как в России началась уродливая законодательная катавасия, направленная на травлю и затыкание ртов представителям ЛГБТ, мне было интересно, насколько адекватно оценивают обстановку на Западе. Действительно ли верно понимают, что здесь происходит. Большинство статей в англоязычной прессе носило, скорее, описательный характер - ситуация не столько анализировалась, сколько констатировалась. Но когда американский гей-журнал "Advocate" опубликовал статью про "русское подполье", в которое загоняют геев и лесбиянок, стало понятно, что суть журнал ухватил абсолютно верно.
За считанные дни до того, как Организация Объединенных наций провела свое первое заседание, посвященное проблемам ЛГБТ, законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло закон, запрещающий любую социальную деятельность (включая то, что происходит в интернете), направленную на "пропаганду гомосексуализма, лесбиянства, бисексуальности и трансгендерности". А также любую демонстрацию гомосексуального поведения, которое может негативно повлиять на несовершеннолетних (законодатели поставили это в один ряд с пропагандой педофилии). Законопроект был подписан губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и вступил в силу 12 марта. После этого многие стали оглядываться назад в рассуждении о том, почему всё пришло именно к тому, к чему оно пришло. Ответ прост: политика и повышение уровня религиозного консерватизма в России.
В 2008 году, спустя два года после того, как в Москве не позволили провести гей-парад, законопроект о запрете "пропаганды гомосексуализма" был вынесен на рассмотрение законодательного собрания Рязани. В законопроекте не указывалось, что именно следует понимать под "пропагандой", и сторонники представили его как закон, направленный "на защиту детей от угрозы гомосексуализма". Активисты объединились, чтобы выступить против закона, бросив ему вызов как нарушающему Конституцию. Однако в марте 2010 Конституционный суд дело закрыл, хотя активисты ясно указали, что закон является прямым нарушением Статьи 29 (право на свободу слова), Статьи 19 (запрет на дискриминацию) и Статьи 55 (гарантия прав и свобод человека и запрет на посягательство на права меньшинств со стороны органов власти) Конституции России. Архангельск и Кострома приняли аналогичные законы в 2011 году, а в ноябре того же года второй по величине город России, Сантк-Петербург, ввел свой собственный запрет на "гомопропаганду", который законодательное собрание приняло двумя третями голосов.
В Москве с принятием нового закона юридически санкционированный гей-парад представляется все менее реальным. 29 марта федеральная версия закона о "запрете гомопропаганды" была внесена на рассмотрение в Думу - нижнюю палату российского парламента.
Влияние Запада
Появление нового закона застало международное сообщество врасплох и вызвало массу вопросов. Самым часто задаваемым из них был следующий: почему именно сейчас? В интервью журналу "Advocate" Андрэ Бэнкс, руководитель международной правозащитной группы AllOut, которая собирала на своем сайте подписи под несколькими петициями по данному вопросу, выдвинул следующую теорию: "Существует одна специфическая деталь: закон пользуется общественной поддержкой и является типично популистским. Не вижу ничего удивительного в том, что эта проблема стала бурно обсуждаться именно в момент очень спорных российских выборов".
Действительно, выборы 2011 года в России повлекли за собой протесты оппозиции, одни из самых масштабных в истории страны. Участники множества беспрецедентных политических митингов (посещаемость некоторых была оценена в количестве 25 тысяч человек), осуждали консервативную партию Владимира Путина "Единая Россия". Все это произошло за считанные месяцы до очередных президентских выборов. Многие расценивали результаты парламентских выборов не просто как тот факт, что консерваторы остаются у власти, но и как сигнал о том, что Россия культурно дифференцирует себя, отдаляясь от Запада. Стремление Путина продемонстрировать свою независимость стало даже основной темой нового проекта ВВС "Россия, Путин и Запад". Как ни странно, закон, который "Единая Россия" пытается использовать для того, чтобы закрепить свои "культурные различия", родился не в России, а в США.
Скотт Ливли
Используя гомофобные настроения, связанные с запретом в 2006 году московского гей-парада, американский евангелист Скотт Ливли после завершения своего тура по России обратился к коллегам с письмом. Ливли был близко связан с Российской православной церковью, и его влияние очевидно до сих пор. Многие в США помнят Скотта Ливли как человека, благодаря которому на свет появился документ, ставший в конечном итоге законопроектом под названием "Убивайте геев" в Уганде. В своем письме Ливли указывал: "Цель моего посещения состояла в том, чтобы предупредить [россиян] об опасности гомосексуального политического движения, которое уже очень сильно навредило моей стране, и которое теперь пустило корни в России. Это - быстрорастущая социальная раковая опухоль, которая разрушит семейные основы вашего общества, если вы не предпримете эффективных ответных мер, чтобы остановить ее". Во время своего турне Ливли близко "сошелся" с российским православием и презентовал его сторонникам своего рода "дорожную карту", а точнее - инструкцию, в которой рассказывалось, как защитить себя от того, что все они называют "гомопропагандой". В одном из пунктов этой инструкции было сказано: "Криминализируйте социальную защиту гомосексуальности. Моя философия заключается в том, что мы должны оставить гомосексуалистов в покое, если свой образ жизни они держат при себе, и не отсылать их на [конверсионную] терапию, если они сами того не хотят. Однако гомосексуализм является разрушительным для людей и общества и никогда не должен публично пропагандироваться. Самый простой способ воспрепятствовать их парадам "гей-гордости" и другим гомосексуальным акциям состоит в том, чтобы объявить подобную деятельность незаконной в интересах здравоохранения и этики". Смех смехом, однако российское православие взяло проект Ливли на вооружение и действует четко в соответствии с его указаниями, "защищая свою страну от гомосексуального движения".
Повышение уровня российского религиозного консерватизма
В те времена, когда Борис Ельцин передал правление страной своему приемнику Владимиру Путину, Россия дрейфовала вправо. Однако за первые четыре года путинского президентства этот медленный дрейф стремительно превратился в спринт. Полина Савченко, член правления питерской правозащитной группы "Выход", уверена, что "существует четко выраженная тенденция во внешней и внутренней политике России, свидетельствующая о смещении в сторону ультраправых настроений, клерикальные, традиционалистские дискурсы расчищают себе дорогу к законодательству".
В 2009 году митрополит Кирилл был назначен новым Патриархом Российской православной церкви. С момента своей коронации он повторял, что новая задача, на которой сфокусирована церковь, - это спасение России от морального разложения. Чтобы продвинуть "новое русское православие", он быстро объединил усилия с консервативной "Единой Россией" и принялся как истинный стратег размещать свои фигуры на ключевых позициях политической шахматной доски. В конце 2011 года патриарх вызвал еще более глубокие противоречия касаемо вопроса отделения церкви от государства, когда лично переехал в резиденцию, расположенную в Кремле.
Основной политический голос, поддерживающий гомофобный закон, принадлежит новому губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. В последнее время велось много разговоров о демонтаже демократии в России, и Полтавченко - конкретный тому пример. За последние два года Полтавченко и его московский коллега, мэр Сергей Собянин, были отобраны "Единой Россией", благословлены православной церковью и назначены на должности. Во время своего федерального собора церковь санкционировала назначение и других ключевых фигур от "Единой России", наиболее важной из которых является новый председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Для того, чтобы законопроект подписать, губернатору необходимо было, чтобы кто-то его составил. Под руководством губернатора, по образу и подобию рязанского закона депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов - первый защитник того, что сам он называет "моральным суверенитетом России" - написал законопроект и внес его на рассмотрение. В интервью Russian Service Милонов объяснил, что "извращенные понятия о семье и обществе разрушают государство". "Наша проблема заключается в том, чтобы продемонстрировать Европе, что это неправильно, и что они должны это переосмыслить", - сказал Милонов.
Впрочем, эти политические шаги не обошлись без противостояния оппозиции. "Думаю, что оппозиционные партии в настоящее время основное внимание уделяют идее того, как расширить спектр гражданских прав. А этот закон - лишь одна из составляющих широкой кампании по ограничению свободы слова со стороны "Единой России", - говорит Андрэ Бэнкс из AllOut.
Основной докладчик по этой проблеме, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин назвал закон "странным" и раскритиковал содержащуюся в нем "правовую неопределенность": "Сам термин "пропаганда" сомнителен с юридической точки зрения, а, следовательно, либо не может быть применен, либо может быть применен произвольно, то есть, проще говоря, создает условия для произвола в отношении вполне совершеннолетних граждан".
Все это весьма печально, и активисты утверждают, что происходящее - просто политическая игра. В глазах российских консерваторов лишь преследование свобод, таких как свобода самовыражения, совместимо с русскими религиозными традициями. По мнению представителей нового ортодоксального движения, без религиозных правил нельзя управлять обществом, поскольку разрушится сама цивилизация. В США проще разглядеть этот давно надоевший и устаревший набор аргументов, используемых представителями радикального христианского крыла: многие евангелистские проповедники предупреждали американцев о крахе цивилизации, которая всенепременно "разрушится из-за пропаганды гомосексуализма". Однако важно понять, что сторонники нового ортодоксального российского консерватизма в буквальном смысле рассматривают стремление к свободе личности как средство, которое вызовет социально-экономическую гибель цивилизации.
По материалам статьи Бретта Эдварда Стаута, журнал "Advocate" Подготовила и перевела Александра Лопата Иллюстрации Сomingoutspb.ru, Вostonherald.com, Firstnews.ru 25 апреля 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".