На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Геи на Кавказе: ушли в подполье, будут нескоро
Как живется геям в Азербайджане и Армении? Об этом мы говорим с основателем азербайджанского ЛГБТ-сайта gay.az Русланом Балухиным, Арменом Агаджановым, сотрудником организации PINK Армения (Public Information for Need and Knoledge), НПО, которая занимается защитой прав геев и лесбиянок в Армении, а также Севаком Киракосяном, армянским блогером и гей-активистом.
Говорит Руслан Балухин, создатель сайта gay.az:
Уровень гомофобии здесь достаточно высок, но не виден, т.к. такого движения, как ЛГБТ, в Азербайджане вообще нет. Здесь не проводится каких-то акций, люди вообще бездействуют в этом плане, а, как говорится, любое действие порождает противодействие. Отсюда и не видно той самой гомофобии. Знаете, создается некий консенсус: мол, вы сидите тихо, и мы вас трогать не будем, но если вы попробуете что-то вякнуть, то тогда получите по макушке. ЛГБТ-сообщество само не провоцирует гетеросексуалов на какие-то агрессивные действия - оно боится и поэтому ведет себя осторожно и, вообще, находится в полном подполье.
Катерина Прокофьева: Из-за того, что оно в подполье, в общем-то ни о каких особо громких преступлениях на почве гомофобии я не слышала.
Руслан Балухин: Да, конечно. Потому что есть еще тот фактор, что СМИ не сообщают о подобных случаях. Разумеется, если это не сводки о каких-то криминальных действиях, ввиду того, что некоторые люди из ЛГБТ-сообщества занимаются проституцией. Только в этом случае они с таким ажиотажем об этом сообщают именно в негативном свете. Вот вы говорите про уровень гомофобии... Если здесь ЛГБТ-сообщество начнет как-то активизироваться, то будут активизироваться и их противники. Так, агрессия есть, просто она не видна. Например, я знаю, что десять человек избили школьника, его же одноклассники, за то, что он выставил ВКонтакте, по их мнению, какую-то "гейскую" фотографию. Из-за того, что он как бы опозорил их класс, они его побили, и даже директор ничем не смогла помочь - и директору досталось, в том числе. Много случаев бывает, которые вообще не предаются огласке в СМИ. В принципе, само ЛГБТ-сообщество не хочет, чтобы это как-то афишировалось, потому что тоже боятся и не хотят это предавать огласке. Если они сталкиваются с какой-то агрессией, то предпочитают промолчать, и даже не будут обращаться в правоохранительные органы. Очень многие скрывают причастность к ЛГБТ-сообществу - наверное, единицы, один из десяти, кто будет открыто себя вести и у кого знают родители.
Но вы-то ведете себя открыто. Вы сталкиваетесь с какими-то угрозами?
Руслан Балухин: Естественно, я занимаюсь этой деятельностью, но мои родители об этом не знают. Я не знаю, как удается скрывать все это уже который год, но так получается, что родители мои не знают, возможно, и догадываются, но открыто мы это не обсуждали. С угрозами я сталкивался только из-за сайта, из-за своей деятельности - получал смски с угрозами.
Что в первую очередь лежит в основе негативного отношения к геям в Азербайджане?
Руслан Балухин: Скорее, невежество, потому что никто не занимается просвещением по отношению к ЛГБТ-сообществу. Здесь просто идет подмена понятий.
Руслан, вы мусульманин?
Руслан Балухин: Нет. Если, например, здесь спросить любого мусульманина, что он думает об ЛГБТ, то он, естественно, скажет, что это плохо, но обосновать причину, почему это плохо, не сможет - он просто будет ссылаться на Коран, хотя сам никогда его не читал.
Есть ли у вас друзья-геи, которые являются мусульманами?
Руслан Балухин: Есть, и, кстати, они очень сильно мучаются. Мы общались с моим другом, который живет на периферии, где люди немного консервативны во взглядах, он все время мучается, сталкивается с большим психологическим давлением именно из-за религии и семьи. Он все время говорит: "Это ненормально, а вот я такой, и что мне теперь делать?"
Много ли азербайджанских геев были вынуждены эмигрировать именно из-за своей сексуальной ориентации, а не из-за чего-то другого?
Руслан Балухин: Достаточно большое количество, потому что я знаю, что многие из моих друзей уезжают или уже готовят почву для того, чтобы уехать. Здесь крайне некомфортно из-за психологического давления, и им приходится это делать, хотя они не хотели бы этого.
А как обстоят дела с ВИЧ-инфицированными?
Руслан Балухин: По последней статистике только 2% из 49-ти являются инфицированными ВИЧ именно геями, а остальные - это гетеросексуалы. Были такие специалисты, которые утверждали, что именно ЛГБТ-сообщество является разносчиком, хотя сами же приводят статистику, которая полностью противоречит их же словам.
В Армении ситуация с правами геев, лесбиянок и трансгендеров чуть лучше. Во всяком случае, существует несколько организаций, занимающихся защитой их прав. Наш собеседник - активист гей-движения и блогер Севак Киракосян - утверждает, что не замечает особых притеснений.
Насколько я знаю, в 2008 году Армения первая из стран Южного Кавказа подписала декларацию ООН о сексуальной ориентации и гендерной идентичности. То есть правильно ли я поняла, что в государственной политике официально притеснений особых нет? А как обстоят дела с отношением в обществе?
Севак Киракосян: Знаете, как государство заинтересовано в деньгах, особенно в деньгах, которые идут из европейских организаций, из ООН? Очень часто это такой внутренний договор. Евросоюз и другие европейские организации смотрят и на ситуацию с ЛГБТ, еще они требуют или просят, что, например, если мы вам дадим деньги, то это значит, что вы должны улучшить ситуацию с ЛГБТ, и наши просто соглашаются, иногда что-то могут подписать, чтобы получить деньги, - вот и все. Там они подписывают, а тут они заняты совершенно другим.
А как обстоят дела с отношением к геям в обществе?
Севак Киракосян: Большинство несогласны, не хотят иметь, например, соседей гомосексуалов и думают, что настоящий армянин не может быть не той ориентации, что гей не должен быть учителем и т.п. У нас институт Апостольской церкви довольно-таки сплоченный, сильный, и государство дает этой организации много свобод и прав, а также привилегий, и, конечно же, церковь также противостоит равенству всех граждан Армении. Есть, конечно, и священники-геи, которых притесняют, но есть еще и другая проблема: многие люди из ЛГБТ-сообщества, когда сталкиваются с гомофобией, со всех сторон им говорят, что ты неправильный, ты не такой, очень часто при этом приводят религиозные аргументы. Многие начинают искать ответы именно в религии, и они сами себе задают этот вопрос: "почему я такой" и "что делать с моей жизнью". Возможно, больше геев идет в церковь, пытаясь найти ответ там, потому что в обществе и в мирской жизни зачастую ответа они не находят.
А в церкви они его находят?
Севак Киракосян: Я думаю, что нет. Например, я лично искал в Апостольской церкви и других церквях. Недавно я опубликовал книжку, которая рассказывает о гомосексуальности и трансгендерности в мировых религиях. Некоторые, может быть, и не находят ответа, но есть малое число людей, которые просто находят смирение с ненавистью, но очень многие, как, например, я, который был верующим, активно искал, даже изучал иврит и начал читать Ветхий завет на языке оригинала, чтобы получше все понять, но так и не нашел ответа, и вообще перестал верить. То есть ситуации и истории очень разные.
Историей религии и истоками гомосексуальности занимаются многие эксперты. Эту тему мы продолжаем с Арменом Агаджановым, членом неправительственной организации "ПИНК Армения".
Я слышала такую историю от религиозного деятеля, армянина-гея, который рассказывал, что святые Полиевкт и Нектарий были гомосексуалами в III веке в Армении. Язычник Полиевкт и христианин Нектарий были любовниками, и когда началось гонение на Нектария за его христианские убеждения, он попросил Полиевкта от него отречься, иначе их казнят обоих, однако Полиевкт не отрекся от него.
Армен Агаджанов: Насколько я помню, недавно издавалась небольшая книга. Там не только про ту историю, о которой сказали вы. Очень много параллелей проводится и в христианстве, и в различных других религиях о присутствии гомосексуальности в них.
Как обстоят дела с проведением форумов и гей-парадов в Армении, рассказывает Армен Агаджанов:
В октябре 2015 года в первый раз прошел "радужный форум" (ЛГБТ-форум) под названием "Радуга", и после того как была опубликована фотография с лицами людей с радужным флагом, отголоски в соцсетях и медиа были очень негативно-агрессивными, были также попытки физической расправы над некоторыми участниками форума. Кроме этого, мэр города Ванадзор - третьего по величине города Армении, в регионе которого, в принципе, и прошел этот первый форум, - высказывался не очень доброжелательно и открыто гомофобно с призывами ненависти. Но, несмотря на это, со стороны правительства никаких отголосков на это не было. После того как в СМИ и соцсетях было очень много призывов к ненависти и насилию, были попытки опять обратиться в прокуратуру, но прокуратура не дает делу развиваться, потому что не квалифицирует его как преступление по причине, что у нас нет законодательства, касающегося ЛГБТ-лиц. В 2013 году, во время конкурса "Евровидения", в ходе одной из пресс-конференций двух армянских певиц, которые не очень доброжелательно отозвались о Кончите Вурст, очень большое количество людей начало высказываться в поддержку Кончиты и задавать разные вопросы. После чего одна из местных армяноязычных газет, учредителем и руководителем которой являлся на тот момент член парламента Армении, опубликовала 17 мая статью "Знайте их по именам. Черный список предателей родины", где обзывала людей гей-лоббистами, зомби и призывала к нулевой толерантности и терпимости к этим людям, требовала изгнать их из дома, не принимать их на работу и т. д.
И сейчас действительно открытым геям трудно найти работу?
Армен Агаджанов: Да, потому что после того, как была опубликована статья с линками на Facebook, есть люди, которые до сих пор не могут найти работу, несмотря на то, что пытаются. Есть люди, которые покинули страну опять-таки из-за этой статьи и ее последствий. Открытому гею в Армении довольно-таки трудно найти работу. Жить в обществе, где большая часть - приблизительно 90% - гомофобно настроена к ЛГБТ-лицам, довольно-таки трудно. Если ты открытый гей, лесбиянка или бисексуал, довольно трудно найти работу. Трансгендерам - еще хуже.
Армен, а что, по вашему мнению, наиболее влияет на общественный настрой - патриархальность сознания, советское наследие или просто кавказский менталитет, согласно которому мужчина должен быть наследником, хранителем, отцом, или сильная позиция Армянской церкви?
Армен Агаджанов: Конкретно одно выделить будет очень трудно, потому что все, что вы перечислили, так или иначе, влияет. Плюс ко всему этому еще и Россия, которая, несмотря на то, что только у себя в стране ведет открытую анти-ЛГБТ политику, но в тех страны, на которые у нее, так или иначе, есть какое-то воздействие, повторяется тоже. В Армении очень часто ЛГБТ-вопрос рассматривается (если он рассматривается) как борьба между Россией и Западом, поэтому если ты за равенство всех людей, за защиту прав ЛГБТ-лиц, то ты представляешься предателем родины, человеком западных взглядов на жизнь, развратным человеком. Но все, перечисленное вами, - традиционное общество, церковь, кавказский менталитет, - имеет влияние, и все вместе взаимосвязано и довольно-таки сильно влияет. Один фактор выделить из всего будет очень трудно.
Переломным моментом в истории гей-движения в Армении стал взрыв ереванского бара D.I.Y, который позиционировался как гей-заведение. Это случилось в 2012 году, и с тех пор никаких столь агрессивных выпадов против сексуальных меньшинств никто не предпринимал.
Севак Киракосян: Например, у нас был такой gay friendly паб в Ереване. Когда там произошел взрыв, то политики, даже члены партий сказали: "правильно сделали парни, молодцы, что взорвали".
Взрыв в ереванском клубе, о котором вы говорите, произошел в 2012 году. Сейчас в Ереване есть гей-бары, какие-то места для членов ЛГБТ-сообщества, и насколько безопасно их посещать?
Севак Киракосян: Знаете, во-первых, тот паб, о котором мы говорим, тоже вообще-то не был гей-клубом или гей-баром - он просто назывался Gay Friendly Pub и был открыт для всех. И даже этот бар - это очень примечательно. На сегодняшний день в такого рода заведениях изредка, раз в два-три месяца организуют какую-то вечеринку, но все очень закрыто, секретно, нельзя снимать там видео, делать фотки, говорить, где это происходит. Недавно в закрытом формате у нас было первое Drag Show, т.е. маленькое представление, шесть актеров, но все это как бы большинству неизвестно. В этом году один трансгендер-мужчина хотел пойти к мемориалу памяти жертв геноцида и возложить цветы в женской одежде, но все его пытались остановить, т.е. и ЛГБТ-сообщество, и друзья, и знакомые не были с ним согласны. А так, нет никакой группы, которая хочет организовать гей-парад и т.п.
Катерина Прокофьева, "Эхо Кавказа" Фото huffpost.com 24 мая 2016 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".