Существует лишь одно юридическое положение, явным образом дискриминирующее гомосексуалистов-мужчин: статья 247 Уголовного кодекса, устанавливающая более высокий возраст согласия в 17 лет при "соблазнении" подростка мужского пола взрослым (т.е. старшим восемнадцати лет) партнером, а также запрещающаяся сексуальные домогательства со стороны работодателя без ограничения возраста (аналогичного положения для гетеросексуальных отношений в законе нет):
Непристойные противоестественные акты между мужчинами, при которых имеет место сексуальное домогательство со стороны работодателя, или совершающиеся совершеннолетним, соблазняющим лицо моложе 17 лет, или проводимые с целью наживы, наказываются тюремным заключением на срок не менее трех месяцев.
Так же наказываются непристойные акты того рода, что упоминается в параграфе 1, практикуемые в виде профессии.
Общий возраст согласия для гетеросексуалов, лесбиянок и, очевидно, для гомосексуалистов, если не было "соблазнения", установлен в 15 лет. Запрет на гомосексуальную проституцию, вводимый вторым параграфом, не является дискриминацией по признаку сексуальной ориентации, а скорее дискриминацией по признаку пола, поскольку запрещена любая мужская проституция.
б) Запрещение дискриминации
Запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации не упоминается ни в конституции, ни в уголовном кодексе.
в) Законы о семье и партнерстве
Закон не признает однополые пары.
Отсутствуют, по всей видимости, юридические положения, которые ограничивали бы доступ лесбиянок к искусственному оплодотворению.
Усыновлять детей могут как холостые люди, так и женатые пары, следовательно теоретически гей или лесбиянка могут усыновить ребенка. Однако суд предварительно проверяет "пригодность" будущих родителей, и кандидатура гомосексуалиста вряд ли будет одобрена.
"Нетрадиционная" сексуальная ориентация служит важным фактором при решении вопроса о воспитании ребенка после развода. Нередко бывший супруг или супруга тщательно выискивают признаки нетрадиционной ориентации, если для этого есть хотя бы малейший повод. Лесбиянки и геи обычно стараются не привлекать внимание к проблемам такого рода. Например, местный (правительственный) комитет по борьбе с ксенофобией и расизмом не получил ни одной жалобы от гомосексуалистов с момента своего основания.
г) Предоставление убежища
В соответствии с Женевским соглашением Греция считает преследова ние за сексуальную ориентацию достаточным основанием для предоставле ния убежища, однако пока что не известно ни одного реального случая такого рода.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ а) Отношение обществаСовременная Греция до сих пор является средиземноморской страной с сильным влиянием восточной культуры. Это означает постоянное присутствие гомоэротизма, равно как и мачизма. Еще лет пять назад мужчина, занимавшийся сексом с любым другим мужчиной, ничуть не терял в своей мужественности. Практически любой греческий мужчина, ведущий нормальную сексуальную жизнь, хотя бы раз в жизни участвовал в однополом контакте. Мужчины (выполнявшие активную роль) могли даже похваляться в кругу друзей своими сексуальными похождениями с "гомиками". Гомоэротизм всегда присутствовал в деревнях, где подростки занимались сексом друг с другом.
С бумом независимого телевидения, произошедшим в последнее время, появились дотоле не виданные в Греции телевизионные программы: "живые" шоу, съемки скрытой камерой, люди сидящие спиной или со скрытыми лицами, рассказывающие о своей сексуальной жизни. Теперь уже никто не может делать вид, что никогда в жизни не слышал слова "гей". Тяга к своему полу постепенно становится характеристикой не поведения, а личности. В результате гомоэротические чувства, разлитые в атмосфере, быстро исчезают, поскольку "настоящие мужчины" не могут больше притворяться, что в них самих нет, хотя бы в некоторой степени, чего-то "геевского". С другой стороны, люди понемногу привыкают к гомосексуальности. Бомбардируемая телевизионными шоу, глянцевыми журналами и газетными заметками, публика постепенно начинает воспринимать гомосексуалов хотя бы на некоторых общественных ролях.
Сегодня Греция похоже переживает вторую волну "положительного" отношения со стороны прессы. Даже традиционные твердокаменные газеты правого направления пишут о геях в дружелюбных выражениях. Действи тельно дружественные к геям газеты отличаются от консервативных изданий лишь местом, которое они отводят гомосексуалистам. Правые газеты упоминают геев, говоря о правах человека и праве на самоопределение. Они пишут о гомосексуалистах в кино, вспоминают их в разделе сплетен и колонках светской хроники. Но против неортодоксальных геев такие газеты выступают непоколебимо.
"Дружественные к геям" газеты четко отделяют новости и сплетни. В них печатаются статьи, защищающие однополые браки, рассказывающие о гей-парадах, сообщается о положении геев на Балканах, идет речь о людях, сменивших пол хирургическим путем, описываются гомосексуальные бары (равно, как и любые другие). Однополая любовь во многих статьях считает ся естественным делом.
В общем, отношение теплое и дружелюбное. Естественно, некоторые телевизионные программы и газеты выражают гомофобные настроения, но они, по ряду причин, находятся в явном меньшинстве. Однако отношения прессы с самими геями еще не дошли до уровня других западных стран, поэтому высказываемые в газетах мнения обычно наивны и предсказуемы, в них нередко сквозит превосходство.
Вторая по величине греческая газета "Элефтеротипия" опубликовала в своем воскресном приложении семистраничный материал о "Геях на Балканах" и в самой Греции. Он был написан самыми полемичными журналиста ми газеты и вызвал заметную общественную реакцию, как положительную, так и отрицательную. Это был первый положительный обзор за многие годы. Помимо всего прочего, в нем были указаны полезные адреса и контактные списки греческих геевских организаций. Материал этот появился в результате непрерывного лоббирования и информирования со стороны геевского и лесбийского движения. Возможно, больше всего дискуссий вызвал тот факт, что в большой рамке в начале статьи газета поблагодарила активистов движения за предоставленную информацию и помощь. Может быть, иностран цам и не в новинку читать статьи геевских активистов в обычных газетах, но для Греции "Геи на Балканах" стали первой ласточкой, взволновавшей всю страну.
б) Работа
Внутренние предписания и инструкции, действующие в государствен ных учреждениях - на почте, в судах, школах, коммунальных предприятиях, в связи, полиции и т.д., требуют "пристойного" поведения. Гомосексуальная ориентация обычно не попадает в рамки "пристойного". Будут ли терпеть гомосексуалиста на работе или нет - зависит от конкретных начальников. Обычно разумнее скрывать свою ориентацию. Пример: гей, работавший на почтамте города Салоники, был отстранён от работы, потому что жил вместе с мужчиной. Дальнейшие подробности неизвестны, сам случай привлек внимание общественности только потому, что о нем написала газета, редакция которой размещалась как раз рядом с почтамтом.
Полицейский был освобождён от своих обязанностей после того как стало известно, что он посещает популярные в Афинах круизинговые места. У полицейского были отношения с другим мужчиной и он пытался покрыть его, когда того обвинили в совершении преступления. Апелляционный суд принял решение в пользу полицейского, но вмешался лично министр юстиции и окончательное решение Верховного суда было отрицательным.
Люди обращают особое внимание на то, какую именно роль выполнял человек в половом акте - активную или пассивную. Активный партнер считается мужчиной ничуть не хуже прочих. К примеру, объявление, повешенное в одной из больших организаций, сообщало, что администрация выделяет средства на покупку вакцины от гепатита "Б" для своих сотрудников, и в их числе для "активных гомосексуалистов".
Молодой гей устроился работать учителем в сельскую школу. Местные жители, узнав о его наклонностях, стали угрожать судом. Он предоставил справку от уважаемого доктора, что в последнее время не занимался пассивным анальным сексом.
Суды признают хирургические операции по смене пола, люди могут официально сменить свои паспортные данные и принять имя, соответствующее новому полу. Однако мужчины, ставшие женщинами и теперь работающие проститутками, похоже не считаются женщинами. Дело такого человека, обратившегося в суд в надежде привлечь к ответственности клиента-мужчину (в обстоятельствах, когда греческий закон защищает проститутку), было проиграно, поскольку суд решил, что мужчина не может превратиться в женщину, как бы женственно он при этом не выглядел (в том числе после смены пола).
За исключением некоторых "деликатных" профессий (учителя, полицейские, судьи) работодатели обычно свободно принимают на работу гомосексуалистов. Однако работникам при этом лучше быть потише и особо не выпячивать свою сексуальную ориентацию.
в) Образование
Образовательные программы дают ясно понять, что у каждого биологи ческого пола есть свое четкое место в жизни. Особенно это относится к предметам типа "Домоводство", служащим во многих отношениях курсом гетеросексуальности, и "Религия", на котором учат не всегда отличающимся терпимостью истинам православной церкви. Академические издания до сих пор считают гомосексуальность излечимой болезнью. Забавно поискать в энциклопедиях статьи "гомосексуальность", "педерастия", "садомазохизм". В одной из энциклопедий можно прочитать, что садомазохизм наследуется, а его поклонника можно определить по лицу. С педерастией быстро разделываются с помощью скупых намеков на Древнюю Грецию. Фундаментальная, повсеместно использующаяся, двадцатитомная "История эллинов" уделяет педерастии один абзац, из которого складывается впечатление, что это явление имело довольно слабое отношение к сексуальности.
г) Гомофобная агрессия
Конечно же, в Греции тоже распространено гомофобное поведение. Однако нет сильного и организованного фашистского или неонацистского движения, по крайней мере такого, которое закладывало бы бомбы и устраивало террористические акты.
д) Геевская/лесбийская инфраструктура
Быть гомосексуалистом в Греции неплохо. Нет особых удобств, разнообразия, геевские организации вряд ли придут на помощь в случае необходимости, но отношение не столь плохое, как многим того бы хотелось. За последнее время произошли кое-какие изменения к лучшему.
Например, геевская группа смогла собрать представителей молодежных секций, политических партий и добиться, чтобы они поддержали широко известную резолюцию Европарламента о равноправии гомосексуалов и лесбиянок в ЕС. Все представители выступили в поддержку прав геев и лесбиянок. Некоторые даже высказались за введение однополых браков. Другие заявили, что еще не пришли к определенному мнению из-за нехватки времени. Впрочем, абсолютно все подчеркнули, что высказанная поддержка еще не означает, что эти взгляды разделяют и в их партиях. Стоит заметить, что на эти "дебаты", организованные в миллионном городе, пришло меньше десяти гомосексуалистов.
е) Молодежь
Как бы либерально не относились средства массовой информации к гомосексуализму, по-прежнему никого не обрадует известие, что его сын - гей, или дочь - лесбиянка. Молодежи остается только искать свое место в гей-барах и (сейчас в меньшей степени) в круизинговых местах. Не существует организованной поддержки молодежи, есть только случайные личные контакты членов существующих геевских организаций с молодыми людьми, ищущими помощи.
3. ЛЕСБИЯНКИ Лесбиянки упомянуты в разделе примеров. Социальное положение геев и лесбиянок не сильно различается - и те, и другие находятся в неравноправном положении.Теоретически, ориентированное на мужчин патриархальное греческое общество до сих пор считает женщин низшими существами. Из этого убеждения вытекает "безразличие" к сексуальной ориентации женщины - правильный мужчина всегда сможет его "исправить". Поэтому можно предположить, что общество относится к лесбиянкам терпимо - в конце концов, греческие девушки свободно держатся на улице за руки, целуются и обнимаются.
На практике же открытые лесбиянки сталкиваются с не меньшими (а возможно и большими) проблемами, чем гомосексуалисты-мужчины. Безразличие (и терпимость) превращаются в ненависть, как только мужчина понимает, что лесбиянство - не женский каприз и не шутка.
Возьмем для примера пьесу "Лесбийский блюз", которая шла в Афинах во время написания этого доклада. Пару лет назад группа лесбиянок пришла к женщине-режиссёру театра и попросила ее помочь осуществить их давнюю мечту: поставить первую греческую пьесу, написанную лесбиянками и предназначенную для лесбиянок. Очень быстро женщинам стали мешать их же собственные семьи, начались угрозы, был даже звонок, сообщавший о якобы подложенной бомбе. Газеты постановку проигнорировали. Интересно, как все это может сочетаться с "лесбийским шиком" обложек глянцевых журналов?
Арис Бациулас