В последнее время Куба находится в состоянии политического пубертатного периода. В феврале, после 49 лет правления, лидер Кубы Фидель Кастро (Fidel Castro) отошел от дел и передал президентство своему брату Раулю. Хотя власть по-прежнему находится в руках этого семейства, многие считают восхождение Рауля позитивным шагом для острова и знаком того, что коммунистическое правительство может развиваться.
Немногим более месяца тому назад Мариэла Кастро (Mariela Castro), дочь президента и руководитель поддерживаемого правительством Центра по сексуальному многообразию (CENESEX), сделала весьма решительный шаг, призвав правительство изменить Семейный кодекс, созданный в 70-е годы, и дать дорогу гражданским союзам.
"Революционное изменение определения" семьи, говорит представитель CENESEX Альберто Роке Герра (Alberto Roque Guerra), затрагивает главные проблемы геев Кубы: "Семья является ядром общества. Гомофобия и трансфобия начинаются с семьи. Борьба с гомофобией фокусируется на семье, как главном ее носителе". Как бы правдиво это не звучало, заявление Герры умышленно игнорирует десятилетия гомофобии, санкционированной государством. Более того, движение CENESEX к равенству отказывается от подлинной цели: ассимиляции.
Умеренный прогресс правительства, равно как и его двусмысленные объяснения, имеют столько же общего с политическим выживанием и пиаром, как и с культурной эволюцией. Если отсеять всю словесную шелуху, то можно увидеть дебаты, затемненные политической идеологией, заблуждениями периода холодной войны и немалым количеством подтасовок.
[на фото: наследие Фиделя, Рауля и Че Гевары выглядит угрожающе на Кубе XXI века]
В интервью 1965 года Фидель Кастро открыто осудил угрозу гомосексуализма, сказав американскому журналисту Ли Локвуду (Lee Lockwood): "Молодые люди не должны оказаться в руках гомосексуалов". Хотя геи могут заверять в своей лояльности революции, им нельзя доверять полностью.
"Ничто не может помешать гомосексуалу исповедовать революционную идеологию и, как следствие этого, проявлять правильную политическую позицию... И все же мы никогда не сможем поверить, что гомосексуал сможет воплотить в жизнь условия и требования поведения, которые сподвигнут нас считать его подлинным революционером, подлинным коммунистическим бойцом. Отклонение в его природе столкнется с концепцией того, каким должен быть коммунистический боец".
Таким образом в революционном пылу режим Кастро создал перевоспитательные лагеря, где диссиденты, религиозные деятели и геи должны были очищаться от своего "антисоциального поведения" и учиться служить революции. В 2006 году во время дискуссии по поводу этих неоднозначных лагерей Кастро признал их существование, но отказался считать их "предполагаемым преследованием гомосексуалов". Он сказал: "Военизированные подразделения по снабжению продуктами не были ни отрядами заключенных, ни исправительными колониями. Напротив, это был вопрос морали, их шанс работать и помогать стране в тех трудных условиях". Хотя эти лагеря уже и не существуют, революционная борьба за интеграцию ведется с тем же упорством, хотя и с некоторыми изменениями, сообразно времени.
Было бы нечестным сказать, что только революция создала на острове условия для гомофобии. К этому приложили руку и другие силы, в том числе католицизм и, что возможно более существенно, мачизм. Будучи культом мужской силы, мачизм приветствует крепких и сильных мужчин. Эти мужчины играют своими мускулами, а более женственные мужчины были вынуждены уйти в тень или же столкнуться с последствиями своего образа жизни. Как и машины 50-х годов, мачизм по-прежнему рулит на дорогах Кубы, говорит Леонардо Чакон (Leonardo Chacon), кубинский борец со СПИДом, в прошлом году переехавший в Майами. "Быть геем - значит, дать сигнал о своей слабости. В нашей традиции тех, кто является геем, мы называем "не мужчина". И эти "не мужчины" никогда не имели политической ценности, в отличие от так называемых коммунистических "Новых Мужчин".
[на фото: кубинские солдаты являются образцом так называемого Нового Мужчины]
Воодушевленные, самоотверженные и, что наиболее важно, послушные "новые мужчины" живут ради революции. Они являют образец идеологического единообразия. Само собой разумеется, что люди с сексуальными отклонениями представляют собой серьезный риск для социального и политического единства. Как говорилось в документах Образовательного конгресса Кубы 1971 года: "Был признан социально патологический характер гомосексуальных отклонений. Было решено, что все проявления гомосексуальных отклонений должны жестко отвергаться и должны быть предприняты профилактические меры для пресечения их распространения". Правительство должно было любой ценой поддерживать единство и, помимо лагерей для интернированных, на протяжении многих лет совершались многочисленные облавы на кубинских геев; их арестовывали, оскорбляли, подвергали массовой депортации в 1980-е годы, а ВИЧ-инфицированных помещали в карантин.
Помимо жестокости и репрессий, кубинское правительство за последние десятилетия после революции сделало и несколько относительно прогрессивных шагов: в 1979 году были отменены законы о содомии. (Хотя, как и во многом другом в юридическом плане, этого было недостаточно: публичное выражение гомосексуальности и манерности все еще грозило тюремным заключением.) Исследование, проведенное CENESEX в 1989 году, вывело на свет проблему транссексуалов, и вскоре правительство стало финансировать операции по смене пола. Затем, в 1992 году, через 21 год после декриминализации содомии, правительство уравняло возраст согласия для занятий гетеро- и гомосексуальным сексом. Два года спустя Кастро охарактеризовал гомосексуальность как "норму", и в этом же году правительство поддержало Международный день борьбы с гомофобией.
Возможно, одним из наиболее важных культурных событий стал показ в 2006 году кубинским государственным телевидением сериала "Обратная сторона Луны", где рассказывалось о женатом мужчине, который начал заниматься гей-сексом. Хотя он и стал хитом (или это только кажется?), и кубинское общество стало постепенно принимать своих товарищей, любящих однополые отношения, но все же многие кубинские геи по-прежнему чувствуют себя мишенью для оскорблений.
[на фото: первая дочь Мариэла Кастро стала публичным лицом борьбы за права геев]
Согласно отчету Государственного департамента США за 2007 год по правам человека на Кубе, "общественная дискриминация гомосексуалов продолжает существовать, и полиция время от времени проводит чистки в местах сбора гомосексуалов, особенно на набережной Гаваны". Может, США и не являются самым непредвзятым источником, но едва ли можно сказать, что Госдеп проявляет повышенную заботу именно о геях.
Борис Диттрих (Boris Dittrich), бывший член парламента Нидерландов, сейчас занимающий пост директора по защите прав членов ЛГБТ-сообщества организации Human Rights Watch, также подтвердил слухи об арестах: "Мы слышали, что в заключении находятся несколько борцов за права геев. Очень сложно получить и проверить данную информацию, узнать, попали ли они в тюрьму только за то, что являются гомосексуалами, или же против них были выдвинуты и другие обвинения. Понять это очень сложно".
Более сдержанного высказывания трудно представить.
Герра из CENESEX отрицает обвинения в "заключении геев", говоря, что "нет никаких причин арестовывать мужчину за то, что он гей. В нашем уголовном кодексе это не считается преступлением". Может быть и такое, возможно, правительство не арестовывает мужчин за то, что "они геи", однако это не мешает полиции держать активистов в заключении по другим причинам - хитрый способ применить жесткие меры против возможного противника, одновременно сохраняя относительно прогрессивный фасад. Недавнее "приятие" геев правительством, как считают некоторые, является не более чем политической манипуляцией. И они правы.
Начало. Продолжение >>>