Гомосексуальность криминализируется в 83 странах мира. По большей части, это государства Ближнего Востока и Африки. Преследования геев и лесбиянок в таких странах как Уганда, Малави или Камерун, уже стало притчей во языцех, однако и там есть люди, готовые противостоять драконовским законам и оказывать юридическую поддержку тем, кто попадает за решетку из-за своей природы. Одна из таких людей - 66-летняя Элис Нком, адвокат из Камеруна, посвятившая этой благородной миссии много лет. Беседа с ней может показаться особенно познавательной в свете очередных "законодательных инициатив" отечественных политиков, еще больше приближающих Россию к вышеупомянутым "демократиям".
Я беседую с Эллис Нком, основателем Камерунской Ассоциации в защиту гомосексуалов (ADEFHO), и Джонатаном Купером, кавалером Ордена Британской Империи, создавшим недавно организацию под названием "Человеческое достоинство" (Human Dignity Trust). Нком просит прощения за свой неважный английский, но лишь изредка нам приходится прикладывать усилия, чтобы перевести сказанное с ее родного французского. Для Нком важно, чтобы мы поняли все: "В моем сердце есть множество вещей, о которых я должна сказать".
Элис Нком приехала в Лондон, чтобы посетить церемонию открытия "Человеческого достоинства", британской организации, цель которой - помочь адвокатам, пытающимся упразднить законы о криминализации гомосексуальности, несовместимые с соглашениями о правах человека и внутренними конституциями. Сама Нком - яркий пример фактов подобной криминализации, ежедневно вынужденная сталкиваться с ее последствиями.
Нком работает адвокатом в Камеруне в течение 42 лет. Свою организацию она создала в 2003 году - после того, как вынуждена была предупредить камерунскую гей-пару, живущую во Франции, что, вернувшись на родину, они должны будут скрывать свою сексуальную ориентацию.
"Я чувствовала себя очень виноватой. Я говорила себе: "Ладно, наверное, это хорошо - то, что ты предупредила их о необходимости соблюдать осторожность". Но это ничего не значило, они должны быть теми, кем они являются".
Камерун - одна из 83 стран мира, криминализирующих гомосексуальные отношения. Из-за своей дефятельности Нком находилась под угрозой ареста (за получение гранта от ЕС), задерживалась полицией без предъявления обвинений за посещение клиентов и рекомендовалась к увольнению Министерством юстиции. Созданная ею организация всегда сталкивалась с проблемами, и первой из них стало ее название.
Нком попыталась зарегистрировать ее у соответствующего чиновника - префекта. "Он позвонил мне и сказал: "Это невозможно, я не могу зарегистрировать некоммерческую организацию с таким названием. Вам известно, что это [гомосексуальность] является безнравственным, вы знаете, что это - против нашей религии. Я рискую потерять свое место".
Нком спокойно продолжает: "Я ответила: "Я вижу эту ситуацию по-другому, потому что читала конституцию..."
Конституция Камеруна начинается с цитаты из текста Универсальной Декларации прав человека.
Чиновнику в конечном итоге пришлось сдаться, но Нком говорит, что после этого были введены новые правила, согласно которым вновь создающиеся некоммерческие организации не имеют права формироваться с теми же целями, что и ее ADEFHO.
Джонатан Купер задается вопросом, почему увеличилось количество случаев судебного преследования гомосексуалов, и вспоминает о людоедском угандийском законопроекте, который продолжает "кипеть на медленном огне" в тамошнем парламенте. "Самое ужасное - то, что подобное происходит с людьми, которые в 21 столетии вступают в отношения по обоюдному согласию. К примеру, случай с смс-сообщениями просто смешон".
Один из клиентов Элис Нком, Жан-Клод Роже Мбеде, отправил текстовое сообщение знакомому, объяснив, что испытывает к нему чувства, и попросив о встрече, чтобы это обсудить. Встретиться договорились в доме этого человека.
Когда Мбеде пришел в дом, его уже ждала полиция.
"Подобное поощряется на всех уровнях - сверху донизу", - говорит Купер. Он снова ссылается на угандийский законопроект, согласно которому учителя и работники социальной сферы должны сообщать о геях властям. Нком говорит о проповеди архиепископа Камеруна, в которой тот назвал имена 50 чиновников, подозреваемых в гомосексуальности, и которая позже была опубликована в газетах.
Нком пытается инициировать иск в Верховном суде Камеруна, у которого есть возможность поспособствовать отмене антиконституционного закона, но говорит, что для этого необходимо "мотивировать" секретарей суда. Верховный суд может начать рассматривать дело только после апелляции, последовавшей в ответ на вердикт суда низшей инстанции. Но в Камеруне, рассказывает Купер, вердикта по делу человека, обвиненного в "гомосексуальных преступлениях", крайне сложно дождаться.
В пример он приводит еще одно дело, адвокатом по которому выступает Нком: двоих мужчин арестовали за то, что они были "женоподобно одеты" и пользовались косметикой. "Их не признали виновными, но в тюрьме они находятся с июля". А дело тем временем рассматривает уже третий судья. "Там ужасные условия содержания", - говорит Нком.
Тюремный персонал на дает заключенным пищу: для того, чтобы ее получить, узники должны заплатить надзирателям. "Единственная поддержка, которую ты можешь получить в тюрьме, - это поддержка извне. Если от тебя отреклась семья из-за того, что ты - гей, ты не получишь ничего", - объясняет Купер.
Я интересуюсь, в каком количестве судебных исков задействована организация, возглавляемая Элис Нком. Она отвечает, что была вовлечена в пятьдесят судебных слушаний, и еще с 50-ю людьми договаривается о том, что возьмет их под свою опеку до начала слушаний. Десять слушаний завершились оправдательным вердиктом. Мбеде, которого арестовали после отправки текстового сообщения, был осужден в апреле. В следующем году начнет рассматриваться апелляционный иск по этому делу.
Пока Элис Нком борется за то, чтобы защитить людей от действия антигуманных законов, организация "Человеческое достоинство" оказывает помощь адвокатам, желающим заняться такой же деятельностью. "Катализатором для создания организации послужил угандийский гомофобный законопроект, - рассказывает Купер. - Очень простой, не вызывающий затруднений совет: упирать на международные обязательства по соблюдению прав человека, которые взяла на себя Уганда. Они ратифицировали все соглашения по правам человека ООН. У Уганды есть собственная конституция, в которой о правах человека говорится то же самое, поэтому совершенно очевидно, что она нарушает свой собственный внутренний закон и обязательства по международным договорам. Но я очень, очень хорошо знаком с обходными путями, благодаря которым законы не в состоянии защитить людей, уязвимых из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности".
Список юристов из стран Содружества наций, поддерживающих организацию, весьма внушителен. Среди патронов - бывшие председатели Верховных судов Южной Африки и Барбадоса, бывший глава Высокого суда Австралии, бывший Генеральный секретарь Содружества наций и первый Лорд-главный судья Англии и Уэльса. "Они - не гей-активисты и не активисты вообще. Их причастность к делу еще более наглядно демонстрирует, что рассматривать его следует в контексте прав человека".
Первые иски, связанные с обвинениями в гомосексуальности, при участии организации будут рассмотрены в тех странах Содружества, где существует "более мягкий" подход к вопросу. 5 декабря такое слушание состоится в небольшом государстве Белиз, расположенном в Центральной Америке. Вслед за ним - на Ямайке. Купер объясняет, что в Белизе криминализирующий гомосексуальность закон существует, но давно в полной мере не используется, а положения конституции позволяют надеяться на благоприятный исход. Кроме того, в стране действует независимая судебная система. По мнению Купера, проще всего юристам в таких случаях будет в государствах Тихоокеанского региона. За ними последуют страны, граничащие с ЮАР, где уже легализованы однополые браки: как бы там ни было, они считаются относительно либеральными. Сложнее всего придется с западной Африкой. Но когда наступит глобальная декриминализация гомосексуальности - сказать невозможно.
В прошлом месяце правительство Великобритании заявило о планах сократить финансовую помощь правительствам тех стран Содружества наций, которые не признают гей-прав. После этого некоторые обозреватели предположили, что именно представителей гей-сообщества обвинят в сокращении бюджетной помощи, что сделает их положение еще более невыносимым.
Прощаясь с собеседниками, я спрашиваю у Нком, не боится ли она репрессий, помогая гомосексуалам. Она долго смотрит на меня своими добрыми глазами, качает головой - и я понимаю, что в беседе с Элис Нком слово "страх", очевидно, является абсолютно неуместным.