В этой главе рассматривается феномен, известный под названием "обнаружение", и предпринимается попытка объяснить, почему он играет важную роль в формировании сексуальной идентичности лесбиянок и геев. Кроме того, описываются некоторые пути, посредством которых происходит "обнаружение", проводится параллель между этим процессом и развитием идентичности "цветного" населения и инвалидов, а также рассматривается, как "обнаружение" протекает у бисексуалов. Особое внимание обращается на случаи, когда в процессе "обнаружения" у человека возникают те или иные препятствия, в связи с чем приводятся клинические примеры.
Первым делом необходимо определить, что означает понятие "обнаружение", после чего выяснить, почему оно столь важно для формирования здоровой идентичности лесбиянок, геев и бисексуалов.
Кохен и Штейн (Cohen and Stein, 1986, p. 32) определяют "обнаружение" как
Эриксон (Erikson, 1946) показал, что человек в процессе своего психического развития, решая различные задачи, проходит восемь стадий. Формирование психической идентичности предполагает интеграцию сексуальности в целостный образ "Я", и это чрезвычайно важно для психического здоровья человека. В то же время Эриксон указывает на то, что формирование идентичности представляет собой комплексный процесс взаимодействия между личностью и обществом. Поскольку формирование идентичности геев и лесбиянок в отягощенном гомофобией обществе протекает во многом иначе, чем у гетеросексуалов, их психическое развитие означает интеграцию стигматизированной сексуальности в их образ "Я". Стигматизация, детально описанная в предыдущей статье, связана с понятием гомофобии.
В последние двадцать с лишним лет были предложены различные психологические модели, позволяющие описать процесс "обнаружения" (Grace, 1977; de Monteflores and Schultz, 1978; Kimmel, 1978; Cass, 1979; Trioden, 1979; Woodman and Lenna, 1980; Coleman 1981/82; McDonald, 1982; Minton and McDonald, 1983/84). В этой главе будут рассмотрены модели Касса, Колемана, а также модель Вудмана и Ленны. Их можно считать комплиментарными по отношению друг к другу, хотя в отдельных частях они вступают друг с другом в противоречие. Как было показано в первой главе, до сих пор не выявлено определенных "причин" гомосексуальности, а потому процесс признания человеком своей гомосексуальной ориентации продолжает вызывать споры. Приводимые здесь три модели "обнаружения" могут помочь психотерапевтам и клиентам лучше понимать динамику формирования гомосексуальной идентичности.
Одна из основных проблем использования этих моделей заключается в том, что они построены на предположении, будто человек может быть либо гетеросексуалом, либо геем. Ошибочность этого вывода была показана в первой главе. Тем не менее многие психотерапевты и ученые продолжают ему следовать. Поэтому для психотерапевтов, а иногда и для клиентов особую сложность представляет определение того, является ли клиент "настоящим" бисексуалом или его бисексуальность следует рассматривать лишь как защитный механизм (сопротивление признанию собственной гомосексуальности). Поскольку у многих людей сексуальная ориентация с течением времени изменяется, иногда имеет место сопротивление признанию себя и в качестве гомосексуала, и в качестве бисексуала, проявляющееся либо в форме рационализации, либо в отрицании собственной гомосексуальности, а также "настоящей" бисексуальности.
Важно отметить, что данные модели не следует воспринимать в качестве линейного описания процесса формирования сексуальной идентичности. Люди, как правило, не переходят последовательно от одной стадии к другой (McDonald, 1982), и клиент одновременно решает задачи, относящиеся сразу к нескольким стадиям. Приводимые модели следует рассматривать лишь как описательные, помогающие определить наиболее актуальные для человека задачи формирования его сексуальной идентичности. Их вряд ли можно использовать для прогнозирования этого процесса. В то же время они задают определенную теоретическую основу, помогающую психотерапевту и клиенту лучше понять происходящее. Предполагается, для того чтобы достичь более полной интеграции своей сексуальности, человек должен пройти каждую из стадий, но это не означает, что его сексуальная идентичность будет представлять собой нечто неизменное.
На процесс "обнаружения" оказывают влияние разные факторы - такие как пол, раса или национальность, место жительства (город или провинция), диапазон изменчивости сексуального поведения, ценности и установки общества в данный момент, индивидуальные особенности (включая психическую организацию человека, семейные отношения и т. д.), физическое развитие, наличие или отсутствие физических недостатков. Целесообразно рассмотреть некоторые из этих факторов более подробно.
При том, что белым лесбиянкам и геям по-прежнему сложно найти себе положительные образцы для подражания в лице преуспевающих и открыто признавших себя гомосексуалами лесбиянок и геев, представителям этнических меньшинств найти для себя такие образцы вовсе невозможно, и это еще больше снижает их самооценку и усиливает ощущение социальной изоляции.
Как уже отмечалось ранее, большинство клиницистов и ученых считают, что сексуальная ориентация может быть лишь двух типов - гетеросексуальной и гомосексуальной. Для лиц, которые "обнаруживаются" в качестве бисексуалов либо сексуальная ориентация которых предполагает превалирование черт гетеро- или гомосексуальности, на процесс "обнаружения" оказывает влияние отсутствие их бисексуальной идентичности. Многим лесбиянкам и геям бифобия свойственна так же (см. третью главу), как многим гетеросексуалам свойственна гомофобия. Для бисексуалов проще сначала "обнаружиться" в качестве лесбиянок или геев, поскольку для поддержки их идентичности имеются различные организации и общественные ресурсы. В то же время, если бисексуал захочет затем "обнаружиться" в качестве такового, существует опасность, что он окажется в изоляции и лишится поддержки гомосексуального сообщества.
Для бисексуала, первоначально утвердившего свою гомосексуальность, процесс "обнаружения" имеет "двойной" характер, поскольку он связан как с осознанием своих гомосексуальных потребностей, так и с утверждением своей бисексуальной идентичности. Для лесбиянок и геев, в течение долгих лет утверждавших свою гомосексуальную идентичность, "обнаружение" себя в качестве бисексуалов чревато опасностью нарушения их прежней идентичности.
При обсуждении моделей "обнаружения" группы геев и лесбиянок включают также и бисексуалов.
По целому ряду факторов наиболее благоприятные условия для "обнаружения" существовали в конце 1970-х - начале 1980-х годов в Великобритании, особенно в Лондоне. Это было время акций, проводимых "Фронтом освобождения геев" (GLF), когда угроза СПИДа еще не была столь острой, как в последующие годы. Моральный шантаж, который в результате распространения СПИДа в 1980-1990-е годы принялись проводить в отношении геев бульварные газеты, значительно осложнил процесс "обнаружения".
Общественные настроения, установки и ценности отражаются на внутрипсихических процессах человека и восприятии им того, насколько согласуется с ними процесс "обнаружения" и каким может быть реакция общества на открытое признание человеком своей гомосексуальности. Поэтому для того чтобы психотерапевт мог работать с проблемами, которые связаны с сексуальной идентичностью клиента, он должен осознавать особенности социального, культурного и политического контекста.
Чтобы понять, как данные факторы влияют на процесс "проявления", психотерапевт должен все это учитывать.
Один из наиболее важных моментов заключается в том, насколько отягощены гомофобией люди, которым предстоит осуществлять уход. За многими инвалидами ухаживают их родители или другие люди. Так, скажем, некоторым студентам-инвалидам помогают волонтеры местных отделений социальной службы. В тех случаях, когда оказывающие инвалиду помощь имеют проблемы сексуального характера, процесс "обнаружения" для него может быть серьезно затруднен.
У лиц, которые могут пользоваться телефоном, возможность получить помощь значительно выше, чем у людей с нарушениями слуха и речи. Многие линии телефонной помощи еще не оснащены текстовыми приставками для глухих, хотя это оборудование довольно дешево и дает глухим людям возможность общения при помощи телефона.
Печатная продукция, включая литературу гомосексуальной направленности, помогающая сформировать положительную самооценку, недоступна слепым. К счастью, "Pink Paper" (см. "Приложение 2") иногда выходит на аудиокассете.
Вудман и Ленна (Woodman and Lenna, 1980) предлагают модель, которую я бы охарактеризовал как преимущественно внутрипсихическую, поскольку она ориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее психологических процессов. Данная модель включает четыре стадии, напоминающие стадии утраты и скорби, описанные Кублер-Росс (Kubler-Ross, 1969). Это стадии отрицания, нарушения идентичности, "торга" и депрессивная стадия. Вудман и Ленна отнюдь не считают, что конечным результатом формирования идентичности лесбиянок и геев является депрессия, однако преодоление депрессии ведет к формированию здоровой сексуальной идентичности.
Клинический пример 1
Обычно можно видеть особенности функционирования защитных механизмов - репрессии рационализации или проекции, учет которых позволяет прийти к осознанию своих чувств и поведения. Случай с Алеком представляет собой пример репрессии. Клиент же, использующий рационализацию, в этой ситуации мог бы привести множество причин, позволяющих ему объяснить свои переживания как "сиюминутные".
Клинический пример 2
Этот случай представляет собой пример отрицания с использованием механизмов защиты по типу сублимации и суппрессии.
Клинический пример 3
Клинический пример 4
Таким образом, очень важно, чтобы психотерапевт имел представление о том, как построена работа местных агентств, представляющих сообщества лесбиянок и геев, и каковы особенности их социальной жизни. Это позволит специалисту подготовить клиента к встрече с представителями этих сообществ и, возможно, предвидеть ситуации, аналогичные той, что описана выше.
Кроме того, весьма часто проекция чувств злости и гнева, связанных с лесбиянками и геями, осуществляется на активистов их сообществ, которые "кичатся" своей гомосексуальностью, в частности на "женоподобных" геев, "представляющих других геев в плохом свете".
Клинический пример 5
Гнев может проецироваться клиентом и на психотерапевта. Если клиент негативно воспринимает некоторые проявления гомосексуальности, а психотерапевт "открыт" для проекций, он может вызвать у клиента отрицательные переживания.
Кроме того, некоторые клиенты понимают, какой вред причинили своим пациентам (а возможно и себе) те психотерапевты, которые пытались "лечить" лесбиянок и геев. Такие клиенты иногда прибегают к услугам психотерапевта как к последнему средству. Они могут проявлять к нему враждебность, и психотерапевт должен помочь им выразить чувство гнева, не стараясь при этом от него защититься.
Клиенты также могут чувствовать: для того чтобы быть лесбиянками и геями, они должны отвечать гетеросексуальным стереотипам, сложившимся в отношении представителей сексуальных меньшинств. Так, например, женщинам может казаться, что они должны соответствовать образу "плохих девчонок" - носить короткую стрижку и пить пиво, а мужчинам может представляться, что им следует быть женоподобными. Отчасти из-за того, что общество имеет недостаточное представление о многообразии форм поведения лесбиянок и геев, многим людям, особенно молодежи, кажется, что они должны соответствовать неким стереотипным образам гомосексуалов.
Психотерапевт должен понимать, что попытки "лечить" гомосексуальность будут необоснованными (Tripp, 1975) и неэтичными (см. вторую главу). Однако специалист должен сознавать и то, что, объясняя это клиенту, он может спровоцировать раздражение и гнев. Целесообразно убедить клиента в том, что он способен сам контролировать свое поведение, и дать ему понять, какого рода помощь может быть предоставлена психотерапевтом. Важно, чтобы клиент не чувствовал вины в том случае, если он попытается воспользоваться услугами других специалистов или временно прекратит посещать психотерапевта. Недефензивная профессиональная линия поведения психотерапевта и его способность к эмпатии способны помочь клиенту справиться с чувствами раздражения и гнева и понять их действительные причины, которые рождены попытками определенных лиц или социальных институтов контролировать его поведение.
На данном этапе определенную значимость для клиентов приобретают религиозные вопросы. Даже если представители церкви относятся враждебно к его сексуальной ориентации, клиент, например, может задавать себе вопрос, насколько его гомосексуальность согласуется с волей Бога. В настоящее время некоторые церкви более терпимо относятся к лесбиянкам и геям, а потому психотерапевт может порекомендовать клиенту получить от них помощь (для получения дополнительной информации см. тринадцатую главу и "Приложение 2").
Одним из серьезных препятствий на пути принятия клиентом своей гомосексуальной ориентации может быть реальная или предполагаемая утрата поддержки со стороны его семьи и друзей. Важным фактором положительной самооценки человека является его общение со значимыми для него людьми. Утрата любви и поддержки тогда, когда отсутствует возможность их получения со стороны других людей, связана с большим риском для душевного равновесия. При этом у клиента может возникнуть негативное восприятие лесбиянок и геев, и они перестают быть для него положительными образцами для подражания.
Переживаемая на этой стадии депрессия бывает довольно глубокой. Нередко возникает суицидная настроенность, зачастую имеют место попытки суицида или членовредительства. В ходе исследования, проведенного лондонской "Группой лесбиянок и геев-подростков", 20% всех респондентов младше 21 года сообщили о совершенных ими суицидных попытках, связанных с гомосексуальностью (Trenchard and Warren, 1984). Аналогичные данные были получены другими авторами (Hetrick and Martin, 1987). Психотерапевт должен об этом помнить и не стесняться спрашивать клиента о наличии у него суицидных мыслей и переживаний. Очень важно, чтобы психотерапевт проявил при этом высокую степень эмпатии, а также способность к принятию негативных чувств клиента и в то же время смог вселить в него чувство надежды. Кроме того, следует помнить о том, что переживаемые клиентом чувства раздражения и гнева могут быть направлены против самого себя и приводить к попыткам самоубийства, с тем чтобы обвинить в своей гомосексуальности окружающих или избавиться от боли и страдания, связанных с "существованием" в качестве лесбиянки или гея.
Клиент должен иметь возможность выразить свои чувства вины и гнева, приводящие к развитию депрессии. Возможно, это будет трудно сделать в тех случаях, когда психотерапевт, общаясь с клиентом, открыто признает свою собственную гомосексуальность, поскольку этому помешают реакции контрпереноса и основанные на реальности страхи клиента. Побуждая его к выражению негативных переживаний, психотерапевт должен помогать ему увидеть то хорошее, что связано с его гомосексуальностью. Следует подчеркивать, что успешное преодоление клиентом депрессивной стадии сыграет решающую роль при интеграции им собственной гомосексуальной идентичности в структуру личности.
Вудман и Ленна не говорят о том, что представляет собой принятие человеком своей гомосексуальности. Очевидно, что принятие своей гомосексуальности связано не просто с отсутствием депрессии, а с иными, очень важными изменениями в мироощущении человека. Модель Вудмана и Ленны предполагает, что, интегрировав свою гомосексуальную идентичность в структуру личности, человек после успешного прохождения им всех четырех стадий больше не пытается от нее защититься. Представленная ниже модель "обнаружения" отражает более широкий спектр как внутри-, так и межличностных процессов, протекающих параллельно с принятием индивидом своей сексуальной ориентации, отличной от ожиданий культурного большинства.
Вторую модель можно было бы назвать интеракционистской. Она разработана австралийским психологом Вивиеном Кассом (Cass, 1979). Модель основана на двух представлениях: одно из них заключается в том, что наша сексуальная идентичность формируется постепенно, другое - в том, что изменения в нашем поведении определяются нашим взаимодействием с социальным окружением. Оба эти представления находят объяснение в рамках концепции соответствия между образом "Я" человека, его поведением и тем, как они воспринимаются окружающими (Secord and Backman, 1961, 1964а, 1974). Когда соответствие между ними нарушается, человек должен найти способ восстановить нарушенное равновесие каким-либо иным способом.
Касс описывает интеракционистскую модель, в соответствии с которой человек проходит до шести стадий формирования гомосексуальной идентичности. Он может остановиться на любой из стадий и находиться на ней до тех пор, пока нарушение равновесия между его образом "Я", поведением и их восприятием окружающими не заставит его перейти на следующую стадию. Рост происходит, когда человек пытается разрешить возникшее несоответствие между собственным восприятием себя и восприятием его другими как на когнитивном, так аффективном уровнях. Модель Касса включает следующие шесть стадий: нарушение идентичности; сравнение идентичности; терпимость к идентичности; принятие идентичности; гордость за собственную идентичность и синтез идентичности.
До перехода на эту стадию человек обычно считает себя гетеросексуалом, поскольку таковым общество желает видеть всех. Если человек гетеросексуал, ему нет необходимости подвергать оценке свои представления о гетеросексуальности. Совсем в ином положении оказывается тот, кто ощущает свое отличие от других. Эта стадия характеризуется тем, что человек начинает понимать: слово "гомосексуальность" имеет к нему определенное отношение (поскольку он либо проявляет гомосексуальное поведение, либо осознает свои мысли, чувства и реакции, вызванные сексуальными отношениями с лицами того же пола). У человека рождается мысль (которая может остаться невербализованной): "Мое поведение - это поведение лесбиянки или гея". Это приводит к появлению чувства отчуждения от общества. В сложившейся ситуации люди ведут себя по-разному. Одному может понравиться идея оказаться лесбиянкой или геем, и он попытается убедиться, насколько это соответствует действительности, читая книги, посвященные сексуальным меньшинствам, или иным образом. Другой человек может воспринимать свое поведение как гомосексуальное, но испытывать при этом сложные чувства. Он либо постарается изменить поведение, избегая или игнорируя любую информацию, касающуюся жизни лесбиянок и геев, либо станет отрицать, что имеет к ним какое-то отношение. Использование этой стратегии может принести успех, если человек сформирует устойчивую антигомосексуальную установку ("борца за высокую нравственность"), выберет асексуальный стиль поведения или попытается добиться "реванша", "восстановив" свою гетеросексуальную идентичность и создав семью.
Насколько подобная тактика избегания гомосексуальности окажется эффективной зависит, по мнению Касса, от способности человека справляться с различными ситуациями провокационного характера. Гораздо проще отказаться от посещения баров для представителей сексуальных меньшинства, чем избавиться от сексуальных фантазий гомоэротического характера либо подавить в себе сексуальное возбуждение, вызванное присутствием лица того же пола. Успех подобной тактики будет также определяться способностью человека использовать защитный механизм по типу "отрицания" и сохранить образ асексуальности или гетеросексуальности (следует учесть, что родственники могут оказывать на такого человека давление, заставляя его жениться или выйти замуж).
Третьим способом разрешения противоречий описываемой стадии может быть восприятие человеком своего гомосексуального поведения как неправильного и его стремление сохранить свою гетеросексуальную идентичность. Это относится к ситуациям, когда человек оказывается вовлечен в гомосексуальные отношения в период своего пребывания среди лиц одного с ним пола, например, в школе-интернате для девочек или в заключении. Помимо того, человек может признавать допустимость сексуального интереса к лицам того же пола, но избегать с ними интимного контакта. Он может внешне провоцировать лиц того же пола к сексуальному сближению, но избегать поцелуев и других проявлений сексуального интереса. В данном случае возможен и такой сценарий, когда человек словно говорит себе и окружающим: "Я не гей, потому что я не женоподобный". Он воспринимает свое поведение не как гомосексуальное, а видит в нем лишь попытку "эксперимента" либо, как в случае с "мальчиками в аренду", способ заработать деньги или получить иные блага.
Отчуждение от окружающих может заставить ее искать контакты с другими лесбиянками и геями. Если девушка будет очень тяготиться своим отличием от окружающих, она, возможно, обратится за психотерапевтической помощью. Однако, как следует из материала первых глав книги, психотерапевт понимает тщетность любых попыток изменить ее гомосексуальную ориентацию. Вместо этого он попытается помочь клиентке разобраться в ее чувствах и преодолеть последствия нарушения привычных социальных связей.
У тех, кто на данной стадии испытывает чувство одиночества, существует возможность использовать четыре способа его преодоления. Один из них заключается в том, что человек пытается примириться со своим отличием от окружающих, сформировать новую идентичность и освоить иные формы сексуального поведения. Как правило, не тяготятся своей гомосексуальной идентичностью следующие категории людей:
Хотя человек может убеждать себя в том, что ему все равно, как думают о нем окружающие, он все же будет стремиться в своем реальном поведении быть похожим на гетеросексуала, поскольку это позволит ему избежать неприятных ситуаций, относящихся к проявлениям гомофобии. Это бывает сделать несложно и требует лишь следования старым моделям поведения.
В то же время подобная тактика таит в себе определенные трудности. Она окажется успешной лишь в том случае, если человек сумеет:
Хотя создание образа гетеросексуала помогает человеку избежать конфронтации с окружающими, оно не может разрешить определенных противоречий в его жизни, связанных, скажем, с тем, что ему придется вести "двойную жизнь". У него может возникать ощущение, что он похож на шпиона, находящегося на оккупированной врагами территории (Ratigan, 1991) Вторым способом преодоления несоответствия между образом "Я", поведением и внешними нормами является принятие человеком своего гомосексуального поведения. В то же время он будет избегать идентифицировать себя в качестве гея или лесбиянки. Девушка, например, может решить задачу, используя следующие стратегии:
1. Стратегия "особого случая": девушка воспринимает себя в качестве лесбиянки лишь в своих отношениях с партнершами. Она может говорить себе: "Если бы не Дженет, я бы уже была замужем и имела детей".
2. Амбисексуальная стратегия: девушка полагает, что она может вступать в сексуальные отношения как с лицами другого, так и одного с ней пола. Она не испытывает потребности в гетеросексуальных отношениях, но считает, что могла бы их иметь, если бы захотела. Использующие эту стратегию лица нередко убеждают себя в том, что все люди ("так утверждал Фрейд") бисексуалы, а также вспоминают, кого из знаменитостей можно было бы отнести к их числу.
3. Стратегия "временной идентичности": человеку кажется, что его гомосексуальное поведение носит временный характер и что он со временем создаст семью.
4. Стратегия "невинности": характерна для тех, кто, признавая свою гомосексуальность, воспринимают ее как негативное явление. Люди, придерживающиеся данной стратегии, говорят себе: "Я таким родился, и в этом нет моей вины". Они считают, что являются жертвами "злого рока". Такие люди формируют негативное представление о своей сексуальной идентичности и испытывают отвращение к самим себе.
Третий способ преодоления несоответствия между образом "Я", поведением и внешними нормами на этой стадии связан с принятием человеком своей гомосексуальной идентичности. Однако из-за переживаемого им чувства социальной изоляции он боится реализовать свои гомосексуальные потребности в поведении. Это особенно справедливо для случаев, когда человек боится быть отвергнутым семьей, друзьями или церковью. Человек говорит себе: "Может быть, я гей, но я не могу позволить себе вести себя как гей". Для того чтобы преодолеть гомосексуальные потребности, такой человек может обращаться за помощью к врачам, психотерапевтам или служителям церкви. Четвертый способ преодоления вышеназванного несоответствия связан с тем, что человек негативно воспринимает как свою гомосексуальную идентичность, так и гомосексуальное поведение, и стремится их изменить. Для этого он избегает всего, что так или иначе относится к гомосексуальной сфере. Длительное использование этой стратегии вряд ли будет успешным и приводит к заметному снижению самооценки. Человек начинает испытывать к себе глубокое отвращение, и если данная стратегия обнаружит свою неэффективность, дело может закончиться суицидом.
На данной стадии для человека наиболее важным является качество этих контактов. Если оно достаточно высокое, это поможет человеку перейти на следующую стадию. В то же время этому могут мешать всевозможные факторы - такие как излишняя застенчивость, плохие социальные навыки, низкая самооценка, страх конфронтации с гетеросексуальным окружением, интернализированная гомофобия. Хотя некоторые люди получают удовольствие от посещения ночных дискотек, другим это кажется скучным или даже пугающим. Человек думает: "Если быть геем означает посещать такие заведения, тогда я не хочу быть геем". Возможно, он продолжит общение с лесбиянками и геями, однако будет делать это уже не столь активно, как раньше. В иных случаях у него может усилиться чувство отвращения к себе ("Я не хочу быть гомосексуалистом"). Тогда он постарается подавить в себе гомосексуальные проявления и прекратить любые контакты с представителями сексуальных меньшинств.
Приобщение человека к гомосексуальной субкультуре на этой стадии, как правило, связано с положительными переживаниями. Это, в частности, дает возможность найти партнера/партнершу. Изэй (Isay, 1989) полагает, что некоторым людям "любовь способна дать то, что позволит преодолеть свойственное им ранее сопротивление гомосексуальным импульсам, связанное с годами изоляции и отвращения к самим себе". Кроме того, приобщение к гомосексуальной субкультуре позволяет человеку сформировать положительные ролевые модели гомосексуального поведения, что помогает ему, общаясь с социальным окружением, почувствовать себя более комфортно и установить контакты с разными группами поддержки. Иногда данный опыт может включать в себя некоторые негативные моменты, заставляя человека, тем не менее, быть все более последовательным в утверждении своей гомосексуальной идентичности и в ее демонстрации окружающим за пределами гомосексуального сообщества.
Однако, так же как и на предыдущей стадии, человек может выбирать из двух основных вариантов поведения. В одних случаях он будет положительно воспринимать общение с лесбиянками и геями, что позволит ему перейти на следующую стадию. В других случаях, осознавая свою потребность в сексуальных контактах с лицами того же пола, он будет избегать идентифицировать себя в качестве лесбиянки или гея. При этом он будет использовать описанные выше стратегии поведения ("стратегию особого случая", амбисексуальную стратегию, стратегию "временной идентичности" и "невинности"). Если человек не изменит своей гомосексуальной идентичности, он сможет воспринять себя в качестве лесбиянки, гея или бисексуала.
Одни люди считают важным сохранить гомосексуальную идентичность как в интимных контактах, так и при общении с социальным окружением. Другие предпочитают открывать ее лишь в интимных отношениях или в общении с узким кругом наиболее близких друзей, избегая "демонстрировать" обществу (например, носить знаки гомосексуального отличия или принимать участие в социальных и политических акциях, маршах и т. д.).
Установка на "соответствие" социальным нормам на этой стадии зависит от стремления человека использовать гетеросексуальные модели поведения на предыдущей стадии. Однако человек уже несколько расширяет круг своего общения с представителями сексуальных меньшинств и избирательно демонстрирует собственную гомосексуальную идентичность, стремясь сохранить ее в тайне от социального окружения. Кроме того, он может избегать общения с теми лицами, которые негативно относятся к его новой идентичности (например, с членами семьи, знакомыми, отягощенными гомофобией). Человек может поменять место жительства или работу для того, чтобы снизить риск конфронтации с теми, кто плохо относится к лесбиянкам и геям. Для многих людей все это позволяет существовать более-менее комфортно.
Другие же приходят к мысли о том, что следование гетеросексуальным моделям поведения для них более неприемлемо, у них обостряется ощущение непоследовательности своих поступков ("нечестность по отношению к самому себе"), что ведет к их переходу на следующую стадию.
В то же время в некоторых ситуациях такой человек скрывает свою идентичность (когда, к примеру, теряет работу или становится жертвой физического насилия, демонстрируя свою принадлежность к сексуальным меньшинствам). Сокрытие своей идентичности в этих ситуациях можно рассматривать как своеобразный компромисс.
Опыт общения с ними позволяет лесбиянкам и геям разглядеть много общего между собой и своими друзьями-гетеросексуалами и в то же время заметить отличия от некоторых представителей сексуальных меньшинств. Они перестают воспринимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают понимать, что гомосексуальность составляет лишь один из аспектов их психической идентичности. В то же время, независимо от уровня интегрированности сексуальной идентичности в структуру личности человека, он будет осознавать свое отличие от гетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о полной интеграции, по крайней мере в обозримом будущем.
Третья модель была разработана Эли Колеманом (Coleman, 1981/82). Она включает пять стадий, отражающих различные аспекты процесса "обнаружения": пре-обнаружение, обнаружение, исследование, первые отношения и интеграция идентичности.
На стадии пре-обнаружения многие люди еще не осознают своих гомосексуальных чувств и не могут объяснить, что в них плохого. Переживаемый ими внутриличностный конфликт отражается либо в поведенческих нарушениях и психосоматических расстройствах, либо в суицидных попытках. Многие лесбиянки и геи, как правило, ощущают свое "отличие" от других людей задолго до того, как соотносят его со своей принадлежностью к сексуальным меньшинствам (Jay and Young, 1979).
Психотерапевт может помочь клиенту, обсудив с ним, кому именно имеет смысл ее продемонстрировать и как себя вести при появлении у этих людей тех или иных реакций. Кроме того, нелишне указать клиенту на конкретные сложности, испытываемые им в принятии своей гомосексуальной идентичности. Не исключено, что некоторые люди поначалу воспримут ее негативно. В то же время действительно любящие клиента близкие люди рано или поздно примут его гомосексуальность в качестве составной части его психической идентичности.
Отдельные люди и общество в целом воспринимают сексуальное и социальное поведение человека на этой стадии как "незрелое, безнравственное или развратное" (Coleman, 1981/82). Однако следует признать, что оно является проявлением запоздалой "подростковости", связанной с определенной "задержкой развития" (Grace 1977), возникающей из-за того, что многие лесбиянки и геи не имели в подростковом возрасте возможности решить задачи, свойственные данному периоду.
Многие геи "застревают" на стадии поиска партнеров с характерными для нее непродолжительными, но яркими интимными отношениями. Нередко это бывает связано с трудноразрешимым переживанием собственной вины за неудачно завершавшиеся прежние контакты.
В этой главе рассматривались некоторые основные особенности процесса "обнаружения" лесбиянок и геев. Многие из этих особенностей относятся также к процессу "обнаружения" женщин и мужчин-бисексуалов. Поскольку данные особенности отражают процесс здоровой интеграции стигматизированной сексуальной идентичности, которая составляет главную цель "обнаружения", а бисексуальная идентичность также стигматизирована, их соотнесение к процессу "обнаружения" бисексуалов представляется оправданным.